11.05.2022

Как контролируют ­региональные фонды ­капремонта?

Новый высотный дом, вид снизу вверх

Россияне уже не первый год платят взносы на капремонт своих многоквартирных домов. В основном собранные денежные средства поступают в региональные фонды капитального ремонта. Не все знают, что за работой этих некоммерческих организаций ведется строгий контроль. Одной из организаций, следящих за деятельностью региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, долгое время является государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ (сейчас реорганизуется и будет скоро называться Фонд развития территорий).
От перемены названий, как известно, суть нечасто меняется. Поэтому полезно знать, как регламентируются контрольные мероприятия Фонда.
Решением Правления государственной корпорации от 25.03.2022 (протокол №1160) утверждена новая редакция «Порядка осуществления мониторинга деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Этот документ довольно подробно регламентирует процедуру оценки эффективности и качества выполнения региональным оператором своей деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, выявления факторов, влияющих на сбалансированность региональных программ капитального ремонта и возможность обеспечения исполнения принятых субъектами Российской Федерации обязательств по капитальному ремонту в установленные сроки.

Когда проводятся проверки
Основаниями для проведения камерального и выездного мониторинга являются:­
– график проведения выездного мониторинга;
– наличие информации о возможных рисках неэффективного использования средств граждан при планировании, организации и проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по итогам анализа данных отчетности субъектов Российской Федерации, представленных в Фонд в соответствии с приказом Минстроя России №871/пр;
– наличие информации о возможных рисках неисполнения обязательств по капитальному ремонту в сроки, предусмотренные региональными программами капитального ремонта;
– данные о результатах предыдущих мероприятий камерального и выездного мониторинга;
– наличие информации о нарушениях региональными операторами установленных законодательством требований, содержащейся в поступивших в Фонд жалобах и обращениях граждан, сообщениях органов, осуществляющих финансово-бюджетный надзор, прокуратуры, контрольно-счетных органов, органов внутренних дел, общественных организаций, а также в связи с публикациями в средствах массовой информации;
– запросы, поступающие из федеральных органов исполнительной власти, из Федерального Собрания Российской Федерации и иных заинтересованных органов и организаций;
– решение наблюдательного совета Фонда;
– иная информация о реализации региональными операторами обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Выездной мониторинг
Фонд проводит плановый и (или) внеплановый выездной мониторинг. В ходе осуществления планового выездного мониторинга работниками Фонда проводятся:
а) выборочный мониторинг деятельности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в части:
– направления предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта;
– подготовки проектной документации и ее утверждении;
– обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в части проведения отбора подрядных организаций, заключения договоров, соблюдения условий договоров, ведения претензионно-исковой работы по договорам с подрядными организациями;
– осуществления строительного контроля со стороны заказчика;
– осуществления приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе создания соответствующих комиссий;
– представления собственникам платежных документов для уплаты взносов на капитальный ремонт;
– поступления взносов, наличия задолженности и работы по взысканию задолженности;
– ведения учета внутренних заимствований взносов на капитальный ремонт;
– организации системы внут­реннего контроля.
Реализация указанных мероприятий осуществляется на примере отдельных домов.
б) осмотр выбранных многоквартирных домов;
в) выборочный мониторинг достоверности сведений, предоставляемых в Фонд в соответствии с приказом Минстроя России № 871/пр, в части осмат­риваемых многоквартирных домов;
г) выборочный мониторинг выполнения направленных в субъект Российской Федерации рекомендаций, сформированных по результатам проведения предыдущих мероприятий планового выездного мониторинга в субъекте Российской Федерации;
д) мониторинг иной информации о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе полученной по итогам камерального и выездного мониторинга.
Предметом внепланового выездного мониторинга является оценка отдельных вопросов, указанных в пункте 16 Порядка деятельности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
По итогам проведения планового выездного мониторинга готовится соответствующий отчет об итогах выездного мониторинга. По результатам внепланового выездного мониторинга оформляется служебная записка на имя генерального директора Фонда и (или) обращение в адрес высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо отчет.
Работники Фонда, участвующие в выездном мониторинге, имеют право:
– получать от ответственных за взаимодействие с Фондом в рамках выездного мониторинга должностных лиц субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, работников региональных операторов информацию и документы, необходимые для проведения планового или внепланового выездного мониторинга;
– производить осмотр многоквартирных домов;
– взаимодействовать с органами, осуществляющими финансово-бюджетный надзор, органами прокуратуры, контрольно-счетными органами, органами внутренних дел, общественными организациями, экспертными организациями, управляющими организациями, товариществами собственников жилья и иными органами, и организациями. 

Андрей Войков, Заслуженный юрист РФ,
действительный государственный советник РФ первого класса