13.05.2024

Как в Китае реки разворачивают

В бушующем информационном потоке нашего времени совершенно незамеченной проскочила новость о том, что в КНР вошел в заключительную стадию один из самых грандиозных строительных проектов современности – переброска части водных ресурсов из южных районов страны в северные.
От сезонной нехватки воды в ряде северо-восточных провинций китайцы страдали всегда. Здесь постоянно проживает около трети всего населения (более 450 млн человек), а единственным серьезным источником влаги является знаменитая Желтая река (Хуанхэ), получившая свое название в том числе из-за того, что, протекая по пустынным районам, становилась желтой от постоянно попадавшего в ее воды большого количества грунта, мусора и песка.
Ситуация еще более ухудшилась в конце ХХ века, когда вставший на путь научно-технического прогресса Китай стал активно строить в этих засушливых районах большие промышленные предприятия, а постоянно увеличивающееся население требовало активного развития сельского хозяйства. Дело дошло до того, что несколько раз в конце 90-х в особо жаркие летние месяцы многоводная река протяженностью без малого в 5,5 тысяч км в низовьях полностью пересыхала. Экстренные меры по экономии водных ресурсов, принятые тогда китайским правительством, позволили стабилизировать критическую ситуацию, но полностью решить проблему маловодности они не могли. Всем стало очевидно, что время полумер и временных схем прошло. Для выхода из системного водного кризиса стране требовалось революционное по своей смелости решение.

Как завещал великий кормчий
Принято считать, что первым, кто заговорил о необходимости переброски водных ресурсов с юга на север, был председатель ЦК Коммунистической партии Китая (1943–1976) Мао Цзэдун. Еще в 1952 году он в ходе одной из поездок по стране заметил, что хорошо было бы перераспределить воду в управляемом им государстве: забрать там, где ее много, и направить туда, где мало.
К выполнению этого целеполагающего мудрого решения китайские товарищи подошли серьезно и обстоятельно. В Министерстве водных ресурсов было создано специальное управление, которому была поставлена задача разработать несколько реалистичных планов. За расчеты и проектирование взялись ведущие китайские исследовательские организации. Проблема всесторонне обсуждалась на больших научно-практических конференциях.
В полном соответствии с мудростью великого Конфуция, который говорил: «Не имеет значения, насколько медленно вы идете к цели, главное, чтобы вы не останавливались», несколько вариантов решения поставленной задачи было представлено в правительство 27 лет спустя – в 1979 году.
При кажущемся многообразии вариантов решения проблемы у китайских товарищей было ровно две: либо переселить большую часть населения с севера на юг в более благоприятные с гидрологической точки зрения районы поближе к полноводной реке Янцзы, либо найти техническое решение по «повороту южных рек». При этом оба проекта требовали огромных финансовых затрат и длительных сроков реализации. На принятие взвешенного и продуманного решения у китайцев ушло около 30 лет. В конце концов остановились на втором варианте. В августе 2002 года было официально объявлено о старте одобренного Государственным советом многоэтапного проекта КНР по «решению водного вопроса» в северных районах страны.
Строго говоря, никакого «разворота рек» в предлагаемом плане не предусматривалось. Предполагалось осуществить технологическую переброску части объема воды из долины реки Янцзы и ее притоков в северные провинции с помощью современной системы гидротехнических сооружений. Речь шла о доле не более 5% от общего объема водосброса. При общем годовом расходе примерно в 950–990 млрд кубометров в низовьях Янцзы речь шла о перенаправлении «всего лишь» около 50 млрд кубометров.
Специалисты предложили в период с 2002 до 2050 года объединить бассейны четырех ключевых китайских рек (Хуанхэ, Хуайхэ, Хайхэ и Янцзы) в единую взаимосвязанную систему. С этой целью были разработаны проекты по строительству сразу трех грандиозных по своей протяженности и сложности каналов: Восточного, Центрального и Западного. Работы над первым этапом суперпроекта начались уже в конце 2002 года.

Восточный канал
В основу этого проекта был положен уже существовавший и успешно действующий примерно 2 тыс. лет Великий канал – одно из древнейших гидротехнических сооружений на нашей планете, строительство которого началось еще в VI веке до н.э., а закончилось в XIII веке н.э. Его модернизация и расширение подразумевали улучшение снабжения водой таких огромных городских агломераций, как Пекин и Ханчжоу.
Свое начало Восточный канал взял от русла Янцзы недалеко от города Янчжоу. Далее вода пошла по уже проложенным каналам в горах Уишань, вплоть до верховий реки Хуанхэ, под руслом которой было проложено два горизонтальных тоннеля диаметром 9 м и протяженностью более 580 м каждый. Далее самотеком живительная влага проходит по Северо-Китайской равнине и попадает в модернизированное водохранилище города Тяньцзинь – столицы одного из главных сельскохозяйственных районов страны. Работы над Восточным каналом продолжались 11 лет и были досрочно завершены в 2013 году. Его общая протяженность составила в итоге свыше 1150 км.

Центральный канал
В отличие от Восточного канала, во многом опиравшегося на проверенную временем гидротехническую инфраструктуру, Центральный канал предстояло начать строить с нуля. Работы над ним начались в декабре 2003 года и преследовали цель нормализовать водоснабжение столицы страны и центральных китайских провинций Хубэй, Хэнань и Хэбэй.
Свое начало Центральный канал взял от водохранилища Даньцзянкоу, расположенного на большом притоке Янцзы – реке Ханьшуй. Вода с этой точки могла бы самотеком попадать на Северо-Китайскую равнину, если бы не два «но». Первое – водная преграда в виде русла реки Хуанхэ. Второе – для организации необходимого перепада высот требовалось поднять уровень водного зеркала в водохранилище Даньцзянкоу на целых 13 м (с отметки 157 до 170 м). Первую проблему китайские инженеры решили точно таким же способом, как и в случае с Восточным каналом. Под руслом реки Хуанхэ проложили два подземных тоннеля диаметром в 8,5 м и протяженностью более 7 км. Вторая проблема потребовала куда более серьезных организационных мер и строительных решений. Руководству страны все же пришлось переселять из затапливаемых из-за нового уровня водохранилища районов около 300 тыс. человек. Кроме того, из зоны строительства были эвакуированы несколько десятков крупных и сотни мелких предприятий, а также проведены серьезные работы по ликвидации потенциальных угроз загрязнения питьевой воды как в водохранилище, так и в самом канале.
Центральный канал был полностью введен в эксплуатацию в декабре 2014 года. Его общая протяженность составила 1264 км.

Западный канал
Эта часть общего китайского проекта при своих скромных размерах («всего» 500 км) по праву считается самой дорогостоящей и сложной. Недаром на его реализацию в планах Министерства водных ресурсов Китая первоначально отводилось не менее 30 (!) лет. Главной задачей на этом этапе стало преодоление природного водораздела между бассейнами Янцзы и Хуанхэ – мощного горного хребта Баян-Хара-Ула, высота которого в некоторых местах доходит до 5 тыс. м над уровнем моря. Здесь китайским проектировщикам и строителям пришлось разработать и создать очень сложную систему каналов, водохранилищ, дамб с гидроэлектростанциями, а также колоссальной длины тоннелей-водоводов, с помощью которых Западный канал прямо сквозь толщу скал был выведен к руслу реки Хуанхэ.
Масштаб строительных работ поражает: уже перемещено около 11 млрд кубометров грунта и уложено 22 млрд кубометров бетона. Для сравнения: на строительство грандиозной Саяно-Шушенской ГЭС в нашей стране было израсходовано «всего» 9 млн кубометров бетона.
Общая стоимость всего многоэтапного китайского проекта по «развороту рек» в ценах 2023 года составляет более 2 трлн юаней (текущий курс юаня – 12,87 руб.). Но эта цена не окончательная. Грандиозная стройка все еще продолжается, и на ее стоимость каждый день оказывают влияние растущие траты на строительные материалы (песок, бетон, щебень), а также непредвиденные расходы – например, на перенос в другое место какого-­нибудь древнего культового сооружения.
В любом случае в Китае близится к завершению одна из самых грандиозных строек современности, по своим масштабам не имеющая аналогов в истории челове­чества. 

Андрей Пучков