10.10.2024

Исламабад: город-фиаско

В XX веке не так много стран принимали решения о смене местоположения своих столиц и строительстве для этой цели совершенно нового, специально обустроенного города. В числе самых известных:
– Бразилия с футуристическим городом в форме самолета и названием Бразилиа.
– Казахстан и его новая столица Астана, что в переводе с казахского, кстати, означает «столица».
– Нигерия, которая специально реконструировала под столичные функции расположенный практически в центре ее территории городок Абуджа.
– Мьянма (бывшая Бирма) и ее Нейпьидо, местоположение которой якобы указали авторитетные астрологи.
– Пакистан, правительство которого в середине XX века решило переехать из многолюдного и знойного Карачи на 1146 км севернее – в совершенно новый и благоустроенный город Исламабад.
О последнем хотелось бы рассказать более подробно. Дело в том, что до настоящего времени не утихают споры, является ли новый пакистанский город образцом для подражания или представляет собой одну большую градостроительную ошибку. Достаточно сказать, что местные власти уже трижды инициировали попытки пересмотреть Генплан новой столицы и каждый раз эти начинания тонули в многочисленных бюрократических согласованиях и проволочках. Не последнюю роль в сопротивлении переменам играют, как это ни странно, пакистанские судебные власти – пользуясь особенностями местного законодательства, они блокируют любые нововведения. Тем временем количество накапливающихся в столичном регионе проблем нарастает с такой скоростью, что даже самые отъявленные консерваторы задумываются о необходимости хоть каких-нибудь действий.

Благословенное место
Когда Пакистан в 1947 году получил независимость от британского колониального владычества, первая его столица находилась в древнем городе Карачи, расположенном на берегу Индийского океана. Новоизбранный президент Аюб Хан и его сторонники хотели обеспечить более равномерное развитие своей стране, вся деловая и политическая жизнь которой традиционно была сконцентрирована на юге. По их мнению, новому Пакистану нужна была новая столица, которая будет равноудалена от всех уголков молодого государства. С этой целью в 1958 году была организована специальная правительственная комиссия, главной задачей которой являлось определение наиболее подходящего места для нового города с учетом логистики, климата, обороноспособности и многих других параметров.
После целого года работы эксперты остановили свой выбор на плато Потохар в северо-восточной части Пакистана. Место между районом Равалпинди и национальным парком Маргалла Хиллс действительно оказалось удачным: окруженная невысокими холмами территория, вокруг много ручьев, небольших речек и озер. Климат не такой жаркий, как в Карачи, а на горизонте видны поднимающиеся ввысь отроги Гималаев. Исторически этот регион всегда был частью древних торговых путей, особенно известным своими гончарными промыслами.

Как это будет по-гречески
Строительство новой столицы началось уже в 1959 году. Генеральный план был разработан греческим новатором в области архитектуры и урбанистики Константиносом Апостолусом Доксиадисом (1913–1975).
До реализации проекта «Исламабад» в его багаже не было ни одного полностью завершенного градостроительного начинания. Однако он был широко известен в архитектурной среде как прогрессивный мыслитель и автор очень смелых идей. Например, одной из его излюбленных тем были рассуждения об экистике (от др.-греч. дом, жилище) – разработанной им теории эволюции человеческих поселений, начиная с примитивных укрытий первобытных племен и заканчивая мегагородом размером со всю планету (аналог Корусанта из «Звездных войн»). По мнению Доксиадиса, все города в своем развитии проходят через четыре этапа: динаполис – образование моноцентрического города, чаще всего развивающегося от центра в каком-то одном направлении; динаметрополис – одновременное развитие сразу нескольких динаполисов в разных направлениях; динамегалополис – постепенно поглощающий все другие поселения город-гигант; и венец человеческой урбанизации – ойкуменаполис: один большой всемирный город, итог постепенного расселения людей по всей планете в далеком-­далеком будущем.
Экистика предлагает комплексный подход к градостроительству, однако обладает несколькими существенными недостатками, главный из которых заключается в том, что автор теории часто игнорировал общественно-экономические факторы, влияющие на стремление людей жить в том или ином месте – например, логичный массовый переезд бедных сельских жителей в богатые городские агломерации или опять же массовый исход населения из экологически неблагоприятной зоны. Несмотря на очевидные недостатки, теория Константиноса Апостолуса Доксиадиса была довольно популярна в середине ХХ века, что и предопределило его приглашение стать главным разработчиком проекта новой пакистанской столицы.

От теории к практике
Доксиадис спланировал Исламабад по прямоугольно-­перпендикулярной схеме. Главная идея – разделение административных, жилых и хозяйственных зон, обеспечение удобного передвижения на автомобиле и общественном транспорте, планируемое постепенное расширение городской территории в направлении, удобном с точки зрения рельефа местности, экономики и логистики. Похожая на решетку сеть автомобильных дорог делит город на 84 сектора размером 2000 х 2000 м. Каждый сектор состоит из пяти частей – четырех жилых и одного коммерческого. Все они содержат развитые пешеходные сети внутри и окружены широкими улицами.
Каждый из примерно 700 жилых двухэтажных домов в секторе рассчитан только на одну семью. Кроме этого, в кварталах есть своя школа, мечеть, поликлиника и небольшой продуктовый рынок. Прогулки жителей из одного сектора в другой «по делам» концепцией города не предусматривались. Также здесь практически нет детских площадок и мест для занятия спортом. Планировщики почему-­­то полагали, что традиционные пакистанские семьи будут большинство времени проводить у себя дома, поэтому никаких досуговых и развлекательных заведений в жилых секторах не предусматривалось.
Еще одной отличительной особенностью планировки «по Доксиадису» является полное отсутствие даже намека на место, которое можно было бы назвать центром города. Вместо этого там все жестко разграничено по функциональным зонам. Административные и правительственные здания расположены на северо-востоке, в юго-восточной части находится научный центр с комплексами учебных заведений. Здесь разместили Институт ядерных исследований Пакистана, университет, музей, библиотеку и театр. Все промышленные предприятия и организации, обслуживающие город, были вынесены за его пределы. Главным транспортным средством в столице безоговорочно признавался личный или служебный автомобиль, для чего были построены широкие улицы с многополосным движением, многочисленные парковки и затейливые развязки.
Для удобства ориентирования каждый сектор в городе обозначен буквой латинского алфавита от A до I и цифрой, из-за чего современную карту города часто сравнивают с шахматной доской. У таких обозначений есть свой определенный смысл. Например, буквой D отмечена территория дипломатов, Е – место проживания столичной элиты, F – силы безопасности, H – органы здравоохранения и так далее. Сектора E6, E7 и F6, F7 считаются самыми старыми. Практически с их возведения началось строительство новой пакистанской столицы.

Все пошло не по плану
В Пакистане не всегда бывает спокойно. Самым безопасным местом в стране считается дипломатический анклав в Исламабаде, который расположен в секторе G5 и вмещает сразу 43 посольства и государственных миссий. Говорят, там очень красиво – кругом прекрасные здания, зеленые сады, красивые фонтаны. Но попасть туда простым жителям и туристам без специального пропуска нереально. Территория огорожена от основной части города не предусмотренным первоначальным проектом десятиметровым бетонным забором и круглосуточно охраняется примерно 200 тысячами военных и полицейских. Следует заметить, что изначально город был рассчитан только на 500 тысяч жителей. Вся инфраструктура, жилая площадь и ключевые коммунальные ресурсы были ориентированы именно на эту цифру. Планировщики города сделали точно такую же ошибку, которую чуть ранее совершили авторы проекта новой столицы в Бразилии. И там и там ­почему-­то решили, что после завершения строительных работ все строители сразу же уедут из этого места в свои родные края. Но ни в Бразилии, ни в Пакистане этого не произошло. Практически все трудившиеся на возведении новых мегаполисов рабочие поселились на городских окраинах, чаще всего вместе со своими семьями. Кроме того, предполагалось, что и правительственные чиновники после завершения срока государственной службы тоже с радостью уедут из столицы.
Наивность такого подхода не может не удивлять. В итоге по официальным данным в Исламабаде и его окрестностях сегодня проживает уже в четыре раза больше расчетного населения – более 2 млн человек.

Город – новый, ­проблемы – старые
На первый взгляд Исламабад выглядит как очень ровный, чистый и хорошо организованный современный город, особенно на контрасте с другими пакистанскими городами-миллионниками. Однако за красивым фасадом скрывается огромный ворох традиционных для всех быстрорастущих городов проблем: дефицит современного жилья, серьезная перегрузка коммунальной инфраструктуры, незаконная и бессистемная застройка «времянками», хроническая нехватка производственных и коммерческих помещений. Из-за очень жестких правил использования городской земли последний раз новый жилой сектор здесь открывался в далеком 1989 году. После этой даты никаких официальных новостроек в столице Пакистана больше не вводилось. Кроме того, в Исламабаде практически невозможно получить разрешение возвести на свободных участках земли какое-нибудь функциональное сооружение, не входящее в Генплан. Именно поэтому в нем ощущается острая нехватка небольших кафе и других предприятий быстрого обслуживания, совершенно невозможно открыть собственную пекарню или ателье.
Еще одно серьезное ограничение для стремительно растущего города – это его этажность. Градостроительным планом запрещено возведение зданий выше четырех этажей. Все попытки местных жителей выйти за эти ограничительные рамки жестко пресекаются. Самовольно надстроенные этажи немедленно сносятся, а на хозяев налагаются огромные денежные штрафы за самоуправство. В результате то, что задумывалось как город будущего, стало наглядным примером того, к чему могут привести фундаментальные ошибки в градостроительной политике. 

Андрей Пучков