10.07.2024

Ирина Калинина: «Будущее нашей страны – за правильным раскрытием человеческого потенциала»

Специалисты в области подготовки управленческих кадров наблюдают переход от жестких иерархических структур к более гибким и ориентированным на сотрудничество формам управления. В этих условиях на плечи педагогов, готовящих топ-менеджеров завтрашнего дня, ложится дополнительная ответственность: предвидеть и предвосхитить самые востребованные направления в области образования. О том, каким будет управленец будущего, какими качествами он должен обладать и что в связи с этим может предложить молодежи российская система образования, мы поговорили с директором Высшей школы менеджмента (ВШМ) Российской экономической академии им. Плеханова, доктором наук, профессором Ириной Калининой.

26 программ ­бакалавриата и магистратуры
– Ирина Анатольевна, вы закончили факультет психологии МГУ. Как вы считаете, является ли психология источником навыков, которые позволяют непрерывно развиваться и добиваться успехов в любой научной и практической деятельности?
– Безусловно. Знания в области психологии очень нужны и важны, они помогают не только развиться в профессии, но и научиться более эффективно использовать собственные компетенции и ресурсы. Они востребованы как при работе с абитуриентами и студентами, так и в процессе взаимодействия с педагогами и другими сотрудниками наших структурных подразделений. Сферой моих научных интересов всегда была теория личности и познавательная активность. Все это позволяет лучше понять психологический портрет контрагента, ведь у каждого из нас разные свои потребности, свои мотивы и цели.
– Сколько структурных ­подразделений находятся в подчинении?
– В составе ВШМ девять структурных подразделений, включая базовые кафедры, созданные по инициативе той или иной государственной, научной или коммерческой организации. Например, у нас есть базовая кафедра управления инновационной и промышленной политикой, базовая кафедра Федеральной антимонопольной службы России и базовая кафедра «Управление проектами и программами» нашего давнего партнера, девелоперской копании Capital Group. Во многом именно благодаря этим компаниям есть четкое понимание, как развивается та или иная индустрия отечественной экономики и как нам следует обновлять образовательные программы, чтобы они все время были актуальными. Опыт базовых кафедр, естественно, в дальнейшем распространяется на всю нашу образовательную деятельность.
– По каким направлениям проходит обучение? 
– Сегодня мы ведем обучение по 26 программам бакалавриата и магистратуры по таким направлениям, как гостиничное дело, туризм, инноватика, экономика, юриспруденция и, конечно, менеджмент организации. ВШМ специализируется на подготовке управленцев высокого уровня. Наши выпускники впоследствии с успехом трудятся практически во всех отраслях экономики, какие только существуют на сегодняшний день. Однако в каждой сфере есть определенная специ­фика, которую мы обязательно учитываем. Например, принципы спортивного менеджмента отличаются от особенностей системы государственного управления. Мы всегда стараемся в процессе обучения давать основополагающие знания с учетом отраслевой специфики. Очень хорошо это заметно и в менеджменте туристической индустрии. В первую очередь это классическая предпринимательская деятельность, которую сейчас очень активно поддерживает наше государство. Но сама по себе эта деятельность очень разноплановая. Это не просто отдых в буквальном смысле этого слова, еще это может быть агротуризм или промышленный туризм, когда люди выбирают маршруты по интересующим их территориям или предприятиям. Такое направление тоже существует, оно требует очень тщательной подготовки и внимания. Есть также направление, которое касается тарифного регулирования, антимонопольной политики. Конечно, все, что связано с общими управленческими вопросами, мы преподаем, и везде учитываем отраслевую специфику. Многие наши выпускники впоследствии делают заметную карьеру в государственных структурах, в коммерческих организациях, в банковской сфере. Менедж­мент – очень многогранное направление, где можно найти себя и реализовать.

Практико­ориентированное обучение
– Какие инновационные методы и технологии обучения вы используете?
– Во-первых, это практикоориентированное обучение. У нас много партнеров, которые готовы предоставить свои кейсы и базу для прохождения практики нашими студентами. Это вообще одно из условий сотрудничества с ВШМ – предоставление практической базы. Второе инновационное направление – это активное использование различных тренажеров и обучающих компьютерных программ, которые наши специалисты разрабатывают сами. Нередко протестированные в ходе учебного процесса программы-тренажеры впоследствии становятся очень востребованным коммерческим продуктом, который активно применяется в программах дополнительного профессионального образования. У нас только за последние полгода заключено восемь договоров на коммерциализацию результатов такой интеллектуальной деятельности. Мы считаем это большим успехом и планируем всячески развивать это направление.
– А как насчет дистанционных методов обучения?
В нашем университете, как и в других ведущих вузах страны, мы гордимся тем, что предлагаем передовые дистанционные технологии обучения. Наш популярный магистерский курс по менеджменту – яркий пример успеха: от восьми студентов в первый год до ожидаемого удвоения числа абитуриентов в этом году после роста до 30 студентов в настоящее время. Мы ценим гибкость обучения по индивидуальным траекториям обучения и предоставляем студентам свободу выбора между традиционным очным и современным онлайн-форматом обучения. Наши эксклюзивные программы, такие как «менеджмент и юриспруденция» или «менеджмент и экономика», предлагают возможность получения двойного диплома. Это идеальный выбор для тех, кто еще в поиске своего пути и хочет расширить свои профессиональные горизонты с нашими инновационными онлайн-курсами.
– Я много слышала о ваших международных программах. Расскажите о них более подробно.
– В ВШМ обучается много иностранных студентов. В последнее время по программам бакалавриата и магистратуры образование получают граждане КНР. Некоторые из них выбирают дистанционный формат обучения, некоторые учатся очно. Для удобства зарубежных студентов наши образовательные программы переведены на английский язык. Кстати, почти все лекции и семинары, которые выкладываются нашими преподавателями на официальный сайт, имеют и англоязычную версию.
– Кого вы хотели бы видеть в качестве своих студентов? Какими качествами и навыками, как вы считаете, они должны обладать?
– Мы ждем ребят, которые желают учиться, хотят строить карьеру, самостоятельно прокладывать свой профессиональный путь. Невозможно получить качественное образование, не прикладывая к этому личных усилий, поэтому мы всегда рады ребятам, готовым получать и осваивать новые знания. Студенты ВШМ отличаются рядом уникальных качеств и навыков, которые делают их ценными специалистами на рынке труда. Прежде всего, это способность анализировать большие объемы данных и принимать обоснованные решения, эффективное взаимодействие как внутри команды, так и с внешними партнерами, навыки планирования, организации и управления проектами различной сложности. Эти качества и навыки формируются благодаря современной образовательной программе, которая сочетает теоретические знания и практический опыт, подготавливая студентов к успешной карьере в менеджменте.
Помимо непосредственной педагогической работы в нашем университете ведется активная внеурочная деятельность: это и спортивные мероприятия, и разнообразная волонтерская работа. Регулярно проходят встречи с различными интересными людьми, медийными и не очень. Мы ждем студентов, которые готовы проявлять себя в любых творческих видах деятельности.

Не переставать учиться и проявлять интерес к новому
– Каким, на ваш взгляд, будет топ-менеджер будущего?
– Главные качества, думаю, останутся прежними. Это профессиональные качества – видение долгосрочной перспективы и планирование шагов для достижения стратегических целей, поиск новаторских решений и готовность к экспериментам в управлении, а также личные качества – способность быстро адаптироваться к изменениям в бизнес-среде и технологиях, умение вести за собой команду и вдохновлять коллег на достижение общих целей, трудолюбие, ответственность и порядочность. Нет необходимости владеть всем и знать все, главное – обладать желанием учиться и проявлять интерес ко всему новому. Без этого результативная управленческая деятельность невозможна.
– Есть какие-то идеи, как будет развиваться ВШМ в будущем?
– Естественно, мы хотим двигаться вперед и становиться все лучше и лучше. Сегодня мы активно разрабатываем стратегические направления, планируем развивать программу спортивного менеджмента, рассматриваем возможность развития образования в области производства одежды и в других промышленных сферах. Отдельное перспективное направление – зеленые технологии.
Уникальным направлением для ВШМ мы считаем магистерскую программу «Менеджмент предпринимательской деятельности». Это возможность для амбициозных специалистов, стремящихся к руководящим позициям, а также владельцев бизнеса. В программе обучаются будущие лидеры под руководством признанных экспертов в области экономики и бизнеса, опытных консультантов и владельцев бизнеса. Программа готовит специалистов, способных эффективно управлять и развивать организации, сочетая традиционный менеджмент с владельческим видением. Это идеальный выбор для тех, кто хочет реализовать себя в мире бизнеса.
– Какой самый ценный совет вы получали в жизни?
– Это совет от родителей: всегда достигать поставленных целей. Нет внешних условий, которые бы не позволяли двигаться вперед. Все наши барьеры и ограничения – они только внутренние. Этому совету я стараюсь следовать всю свою жизнь.
– Что бы вы хотели пожелать читателям нашего журнала?
– Конечно, выбирать Высшую школу менеджмента в качестве базы для получения качественного высшего образования в области управления. Мы сегодня активно работаем над современными профориентационными инструментами, которые помогут нашим абитуриентам определиться с выбором будущей профессии, а нашим партнерам – правильно оценивать и использовать потенциал своих будущих сотрудников. У нас в этой области накоплен огромный опыт. Думаю, этот инструментарий сегодня очень востребован, поскольку будущее нашей страны, да и всего мира, – за правильным раскрытием человеческого потенциала. 

Беседовала Ольга Гришина