10.10.2024

Индия: страна, построившая единство

Самобытность индийской культуры, ее древность и неповторимый колорит, а также ментальность и образ жизни индийцев позволяют говорить об этой стране как об отдельной цивилизации.

Покоренная экзотика
Носители археологической культуры долины Инда, а затем пришедшие им на смену индоевропейцы (арии) создали одну из древних цивилизаций Востока, которая на протяжении нескольких тысячелетий развивалась почти обособленно. Несмотря на некоторые контакты между Западом и Востоком начиная с эпохи эллинизма, европейцы знали о далекой и большой восточной стране понаслышке. Зачастую имевшиеся сведения носили полулегендарный характер, а поступавшие по Великому шелковому пути индийские товары доставлялись купцами-­посредниками, а не самими индийцами.
Среди древнерусских письменных источников XV столетия – знаменитое «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Возможно, сведения, содержащиеся в данном памятнике, можно считать первым знакомством русских с Индией. Наряду с диковинными и сказочными описаниями чудес далекой страны путешественник пишет, что «…ни воров, ни разбойника, ни завистливых людей нет в той земле, ибо она полна всякого богатства». Также русский купец обращает внимание на огромные размеры Индии, указывая следующее: «Чтоб одну ее сторону пройти, надо десять месяцев идти, а до конца другой стороны не можно дойти, поскольку тамо сомкнутся небо с землей». Путевые заметки (хождения) Афанасия Никитина – важное и занимательное произведение с описанием географии, нравов, сельскохозяйственного уклада и обычаев средневековой Индии.
Индия с ее богатствами и экзотической культурой издревле влекла к себе европейцев – недаром Христофор Колумб совершил свои четыре экспедиции, будучи уверенным, что западным путем достигает берегов Азии или Вест-Индии (о том, что была открыта новая часть света, стало известно несколько позже). Начиная с эпохи Великих географических открытий, европейские державы стали конкурировать в желании закрепиться на богатой и перспективной земле. Более всего в этом направлении преуспели англичане – к середине XIX века большая часть Индии оказалась в зоне контроля британской короны, которой был создан мощный и действенный инструмент в виде Британской Ост-Индской компании. Через нее осуществлялся колониальный контроль над населением и ресурсами Индийского субконтинента, а в метрополию шел нескончаемый поток хищнически вывозимых богатств.

Борьба за независимость
История Индии колониального периода характеризуется постепенным взаимопроникновением культур, которое имело как положительные, так и отрицательные формы. Культурная и языковая обособленность отдельных областей страны долгое время не способствовала оформлению единого нацио­нально-освободительного движения. Вместе с этим периодически возникали восстания и региональные войны с колониальными войсками Британской империи (англо-майсурские войны, англо-сикхские войны, восстание сипаев и др.). В целом общество сохраняло обусловленный индуистской традицией кастовый уклад жизни, в котором каждый человек жил и развивался в соответствии с сословием по рождению.
Во второй половине XIX века в образованной части индийского общества зреет понимание того, что для избавления от колониального положения необходима последовательная политическая борьба и объединение интересов множества существовавших на тот момент княжеств. Это проявилось в создании таких организаций, как «Восточноиндийская ассоциация» (1868) и «Индийская национальная ассоциация» (1876).
Но особая роль в движении за независимость принадлежит образованной в 1885 году политической партии «Индийский национальный конгресс», лидерами которой впоследствии станут Джавахарлал Неру (1889–1964) и Валлабхаи Патель (1875–1950) – первый представлял левое крыло движения, а второй придерживался правых позиций. Огромная роль и значимость в идейном наполнении движения за независимость принадлежит индийскому общественному и политическому деятелю, автору философии ненасилия (сатьяграху) Махатме Ганди. Именно он выдвинет идею ненасильственного избавления от колониального гнета, что в конечном итоге и приведет к провозглашенной 15 августа 1947 года независимости.
Однако в условиях отсутствия централизованной колониальной администрации в стране сразу же обострились религиозные противоречия и вспыхнули кровавые столкновения между мусульманами, индуистами и сикхами. Уже бывшая британская колония раскололась на две части – доминион Индия (сохранялся до 26 января 1950 года) и доминион Пакистан (сохранялся до 23 марта 1956 года). В 1971 году от Пакистана отделилась не граничащая и расположенная в 2 тыс. км от него восточная часть, получившая название Бангладеш.
Таким образом, начиная с середины XX века Индия является самостоятельным государством.

Во имя консолидации
Страна проводит умелую политику, направленную на взвешенные отношения с соседями и мировыми лидерами. В первые десятилетия своей независимости Индия была неформальным лидером движения неприсоединения, а в настоящее время продолжает поиск своего пути в решении региональных и мировых вопросов. Индия – активный член ООН, состоит в G20, БРИКС, ШОС и ряде других международных организаций. По демографическим данным в 2022 году Индия обогнала Китай по численности народонаселения – количество жителей достигло 1 млрд 417 млн человек, что на 5 млн больше, чем у северо-­восточного соседа.
В непростых условиях развития последних десятилетий Индия нуждается в консолидации и поддержании идеи национального единения. Вот почему 31 октября 2018 года на расположенном на реке Нармада в штате Гуджарат острове был торжественно открыт монумент – Статуя Единства. Поистине исполинский памятник представляет собой 182-метровую статую Валлабхаи Пателя, расположенную на постаменте высотой в 58 м (общая высота сооружения 240 м). Задумчивый образ одного из отцов политического устройства современной Индии возвышается над рекой и равниной, а его взор словно устремлен в будущее страны. Даже окружающие горы оказались ниже величественного и самого большого в мире монумента – достаточно сказать, что его высота всего на 2 м меньше 62-этажной башни «Запад» комплекса небоскребов «Федерация» в Москва-Сити.
Действующий премьер-­министр Индии Нарендра Моди, говоря об открытии монумента, произнес: «Эта статуя будет возвышаться высоко, не только в метрах или футах, но гораздо больше с точки зрения ее академических, исторических, национальных и духовных ценностей. Мое видение состоит в том, чтобы развить это место как источник вдохновения для грядущих эпох». Неслучайно для памятника единству страны был выбран образ именно Пателя, а не Ганди. Ведь пришедшая к власти в 2014 году партия Бхаратия Джаната во многом опирается на принципы и идеи, заложенные Пателем – это индуистская религиозность и национализм как базовый принцип независимого развития. На текущем этапе политического развития фигура Пателя оказалась более знаковой, что и выразилось в выборе кандидата для воплощения в камне.

Лопаты, мотыги и высокие технологии
С технической точки зрения сооружение представляет собой выдающееся инженерное решение, на воплощение которого ушло несколько лет неустанной работы строителей и других специалистов. Автором проекта стал скульптор Рам Сутар, а для поддержки начинания была организована целая компания – Движение за Статую Единства. Активисты призвали индийских крестьян сдавать старые сельскохозяйственные орудия для переплавки на металлические конструкции монумента. Эта идея имела не столько практический, сколько символический смысл. Замысел был в том, что десятки тысяч простых людей сдадут свои мотыги и лопаты, которыми много лет обрабатывали индийскую землю – так они проявят народную солидарность, и Статуя Единства будет поистине народной, а память об этом будет передаваться из поколения в поколение. За воплощение проекта в жизнь было собрано 20 млн подписей – в обсуждении принимали участие известные ученые, историки и художники.
С помощью 3D-сканирования подготавливались элементы бронзовой облицовки, литье которых было выполнено в Китае. Проектирование осуществлено индийским ­проектно-строительным конгломератом Larsen & Toubro Limited; в ходе строительства было использовано 210 тыс. куб. м бетона, 18,5 тыс. тонн арматурной стали и 6,5 тыс. тонн иных стальных конструкций. Внутри изваяния на высоте 153 м расположена удачно размещенная смотровая площадка, окна которой образуют как бы элемент оформления одежды статуи. Внутри монумента расположены два железобетонных опорных цилиндра, затем смонтирован стальной каркас и внешняя обшивка из бронзы. Предполагается, что статуя способна выдержать напор ветра скоростью 220 км/ч и землетрясение магнитудой до 6,5 баллов по шкале Рихтера. К комплексу подведены современные подъездные пути для желающих посетить монумент и его окрестности.
В гигантском и величественном памятнике воплощена заложенная на века идея, которую однажды высказал сам Валлабхаи Патель: «Наша сила не только в численности, но и в единстве цели, подкрепленной дисциплиной и стремлением к лучшему завтра». 

Виктор Кудинов