Илья Цымбаларь: «Улыбайтесь, господа, ­улыбайтесь!»

Минувший сентябрь запомнится российским болельщикам ярким праздником. И подарил им его Илья Цымбаларь, в память о котором Российский футбольный союз и «Спартак» провели в столице матч ветеранов его родного клуба и сборной мира. Большой вклад в организацию игры внес сын Ильи, Олег Цымбаларь. Как когда-то его отец, он в этот вечер вывел на поле «Спартак» с повязкой капитана.
Прошло ровно десять лет, как ушел из жизни этот удивительный игрок, обладавший потрясающей способностью творить на поле настоящие чудеса. Делал он это в майке родного «Спартака» или сборной, значения не имело. То, как весело расправлялся он с кусачими защитниками, хитрыми финтами оставляя их за спиной, как точным пасом выводил партнеров на удар и клал на лопатки вратарей, не могло не восхищать даже болельщиков соперника. И все легко, весело, с улыбкой. А как же еще? Ведь это был его праздник, которым он делился с нами.
А матч в память об игроке, о таланте которого помнят и будут помнить, стал для всех праздником имени Цымбаларя. Спасибо, тебе, Илюша, Спасибо, человек-праздник…

Влюбленный в футбол и в жизнь
«Все-таки сработала эта проклятая чертова дюжина», – невольно подумалось тогда, в кошмарном 2013 году, когда я узнал страшную новость – не стало Цыли! Ильи, Илюхи, Илюшеньки Цымбаларя – самого звездного затейника «Спартака» и сборной, острослова-балагура, коих с радостью рождает неугомонная Одесса-мама, а годы спустя со слезами на глазах провожает в последний путь. Мне доводилось расставаться со многими друзьями. Отчаянный Валерий Харламов, неугомонный Александр Фатюшин, вечный оптимист Толя Ромашин, светлая Наташа Гундарева, острослов Юра Севидов… Кто-то был постарше, кто-то ушел на взлете. Какая, впрочем, разница? Все они были яркими, влюбленными в жизнь, самыми-самыми. И может быть, потому себя не щадили – идет как идет, а там разберемся. Наверное, так и устроен по-настоящему творческий человек, который, сжигая себя, заставляет других восторгаться его талантом и не думает о завтрашнем дне. Цыля точно из этой компании.
Если бы Ильи не было, его стоило бы придумать. Не знаю, сразу ли он превратился в волшебника, которому футбольный мяч покорился раз и навсегда, или их взаимная любовь пришла со временем. Да так ли уж это важно? Ведь этот союз был сказочно красив и пронизан взаимным уважением. Полные трибуны стадионов 90-х тому свидетели.

С такими глазами не предают
А еще Цыля был велик тем, что умел дарить надежду и мечту. Вспомните 87-ю минуту исторического матча на «Стад де Франс» в 1999-м, когда он, убрав в штрафной на замахе Десайи, выкатил на блюдечке мяч Карпину. Боже, как же все мы были в тот момент счастливы! Я работал тогда в сборной Романцева, и если бы не полицейские, точно вылетел бы на поле от восторга. Впрочем, не только я один. Уверен, что в тот момент даже убитые горем французы с их изысканным футбольным вкусом не могли ему мысленно не аплодировать. А в России, говорят, до самого рассвета мужики гремели стаканами и во всю глотку орали: «Цыля! Цыля! Цыля!!!» То было первое домашнее поражение чемпионов мира. Обычно память хранит имена авторов голов. Но здесь в героях оказался скромный подносчик снарядов из черноморского города-­героя. Не поленитесь, отыщите в интернете запись этого момента, всмотритесь в его светящееся лицо. Сколько в нем счастья! Того самого, что он подарил в то мгновение всей России.
– Я хорошо помню его глаза, – с печалью сказал мне, узнав о смерти Илюши, наш спартаковский врач Юрий Васильков. – Чистые, светлые, открытые. С такими глазами люди не предают. Никогда.
Я пришел в «Спартак», когда Цыля был уже в шоколаде – лидер, несколько раз признававшийся лучшим игроком сезона, любимец болельщиков, уважаем соперниками. К новому человеку в любом коллективе относятся настороженно. А тут объявился я – журналист, представитель второй древнейшей. Да еще в клубе, где все должно быть высшей пробы. Но Илья сразу же протянул руку. На первых порах случалось всякое: не сразу наладился контакт с Романцевым, порой клевали журналисты. Было от чего захандрить. Но Цымбаларь, который почему-то сразу же окрестил меня Аль Пачино, только шутил: «Тебе, Львович, как голливудской звезде – нужно держать фасон! А то, когда на одесский Привоз попадешь, да еще в спартаковской майке, торгаши мигом «обуют». Так что больше улыбайся!».

Бриллиант в красно-белой оправе
Цылины приветливость и доброта были его сутью. Легендарный капитан «Зенита» Владислав Радимов рассказывал: когда попал в сборную, то на первой тренировке именно Цымбаларь подошел к нему, стоявшему с открытым ртом новичку, и со смешком поинтересовался: «Чего мух ловишь, молодой? Давай-ка мы тебя в квадрате проверим. И не переживай, если побегать за мячом придется. Все через это проходят. Главное, после такой тренировки на ужин не опоздай!». И хлопая по плечу, хитро подмигивал.
А как вам знаменитая байка про то, как Илья приехал на переговоры в «Лацио» к самому Дино Дзоффу? Говорят, когда обсуждение деталей перехода подходило к концу, Цымбаларь выдвинул последнее условие: «Согласие дам, если возьмете вместе со мной земляка Юру Никифорова». На том и разошлись. «Странные ребята эти итальянцы, – искренне удивлялся потом Цыля. – Я же им такого мужика предлагал – настоящего одессита. Нет, не понять этим итальянцам нашего брата с Молдаванки».
Я специально не стал перебарщивать с его футбольными подвигами, не жонглирую регалиями и титулами – они остались в истории. В той, которую этот удивительно любивший жизнь и людей человек сумел так легко и красиво написать.
Прощаются с великими по-разному: с одними под медь духового оркестра, с другими под ружейный салют. А кого-то провожают аплодисментами, отдавая дань таланту настоящего артиста. Цылин вариант – из последних.
На старинном одесском жаргоне белая цыля – это бриллиант в платиновой оправе, желтая – в золотой. А на футбольном наречии «цыля» может быть только цветов «Спартака» – красно-­белой. Другого не дано.
Помните героя Олега Янковского – бесшабашного балагура и выдумщика барона Мюнхгаузена, который в финале фильма говорит: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»? Вот так же своей игрой обращался к болельщикам и Цыля, вновь собравший нас всех вместе на спартаковской арене в сентябре.
Спасибо, Илюша! 

P.S. Зарубка на память:
«СПАРТАК» – СБОРНАЯ МИРА – 2:1
Голы: Ещенко, 4 (1:00). Павлюченко, 16 (2:00). Максим Ромащенко, 78 (2:1).
9 сентября. 2023 г. Москва. Стадион «Открытие Банк Арена». 15 000 зрителей.
«Спартак»: Филимонов, Хлестов, Олег Цымбаларь, Онопко, Аленичев, Титов, Тихонов, Головской, Мелешин, Парфенов, Ещенко, Булатов, Ананко, Павлюченко, Ширко, Баженов, Робсон (Бразилия), Павленко, Самедов, Шишкин, Джубанов.
Тренеры Олег Романцев, Станислав Черчесов, Ринат Дасаев.
Сборная мира: Радич (Сербия), Сираков (Болгария), Маминов (Узбекистан), Мостовой (Россия), Ндой (Сенегал), Жирков (Россия), Езбилиз (Армения), Гацкан (Молдавия), Эменике (Нигерия), Тимощук (Россия), Бут (ЮАР), Смертин (Россия), Сибайя (ЮАР), Короман (Сербия), Корниленко (Белоруссия), Лайзанс (Латвия), Максим Ромашенко (Белоруссия), Ранджелович (Сербия).
Тренеры: Юрий Семин, Массимо Каррера (Италия). Судья: Николаев (Москва).

Александр Львов