14.01.2019

Иерусалим: под небом голубым

jerusalemКак только ни называли его в мировой истории: Уршалем – в древнеегипетских манускриптах, Цион (или Зион) на ассирийских глиняных табличках, Йершалаим в арамейских свитках. А еще он известен как Золотой город, Ариэль, град Всевышнего. Только на одном иврите существовало более ста его различных наименований, всего же их известно не менее двухсот.
Современные историки никак не придут к единому выводу о том, как небольшой ханаанский городок, не имеющий никакого стратегического или экономического значения, вдруг оказался в роли столицы всего еврейского народа. Поблизости от него нет крупных перекрестков важных дорог, здесь не было особо благоприятных условий для расцвета ремесел, сельского хозяйства или торговли. И вдруг этому городу выпала честь стать не просто символом еврейской государственности, но и превратиться в культовое место сразу трех основных мировых религий.

Предтеча
Сотни лет на этом месте жило небольшое ханаанское племя иевусеев. От них поселение получило свое самое первое имя – Евус. Зажатое между двух речных долин, окруженное со всех сторон горами, каждая из которых была значительно выше того холма, на котором поселились люди, это скромное местечко долгое время никого не интересовало. Во время завоеваний Земли Обетованной иудеями Иисус Навин с войском даже не стал здесь задерживаться, настолько безжизненной и непривлекательной показалась ему эта территория.
Все изменилось после того, как царем всех колен Израилевых стал Давид. Молодой правитель очень быстро осознал, что ему нужна собственная столица. Но где же ее взять, если все крупные города уже поделены между другими кланами и попытка занять любой существующий город немедленно станет поводом для междоусобной розни? В этот исторический момент Давиду кто-то напомнил о маленьком, но труднодоступном поселении в горах, которое оказалось ровно на границе между землями колен Иехуда и Беньямина и волею случая никем из них так и не было занято.
Давид немедленно взял штурмом этот городок, провозгласил его своей резиденцией, перевез в него священный Ковчег Завета и назначил городу быть духовным центром и столицей Израиля и Иудеи. Возражать молодому царю никто не посмел.

Трудная вода
Как много раз бывало в мировой истории, новая столица сразу же столкнулась с серьезными коммунальными трудностями. И главной из них стала проблема с водоснабжением. Маленький городок Евус сотни лет был таким маленьким не потому, что не было места, куда расти. Единственным источником питьевой воды для него все это время был расположенный прямо под холмом пульсирующий ключ Гихон. Этот действующий и сегодня источник уникален: в зависимости от сезона и количества дождей он выдает воду порционно, постоянно меняя напор и объем. В среднем в день его производительность составляет около 1200 куб. м. Этого достаточно для обеспечения водой небольшого города с населением от 3000 до 5000 человек, не больше.
С превращением Иерусалима в столицу в ней значительно прибавилось жителей. Для решения проблемы водоснабжения еще при жизни Давида, а затем при правлении его сына Соломона в городе была создана одна из первых на Ближнем Востоке систем сбора и хранения воды в особых резервуарах-бассейнах, соединенных между собой множеством открытых и закрытых водопроводов и акведуков.
Первым городским водопроводом почему-то принято считать древнеримский времен Аппия Клавдия (создан в 312 году до н.э). Но иерусалимская система водоснабжения намного древнее. Даже по самым приблизительным оценкам время ее сооружения – X–IX века до н.э.
После возведения Соломоном Первого Храма на горе Мория (она же Храмовая гора) роль Иерусалима как религиозного и государственного центра уже никем не оспаривалась. Но времена были неспокойные. Соседние правители только и мечтали о том, как бы прибрать к рукам сокровища Золотого города. Не один раз его брали штурмом. Еще больше попыток было отбито. Самым слабым местом во время любой осады всегда становилась вода. Основной источник водоснабжения – Гихон – по-прежнему находился за главными городскими стенами. Во времена царя Езекии, который правил в VIII до н.э., под древним городом Давида началась прокладка подземного тоннеля-водоотвода, который перенаправил воды источника в более защищенное место.
После окончания строительства выход Гихона на поверхность замуровали и на долгих две тысячи лет об этом месте просто забыли. Только после сильного землетрясения в середине XV века защитная кладка обвалилась, и люди стали догадываться, откуда в многочисленных бассейнах и колодцах Иерусалима берется свежая вода.
Сегодня в стране действует несколько десятков государственных и муниципальных программ, направленных на пропаганду экономии водных ресурсов. В любом общественном и государственном здании все сантехническое оборудование рассчитано на экономный режим работы. Все водоотводные стоки в обязательном порядке проводятся через многочисленные очистные сооружения и становятся источником орошения сельскохозяйственных полей.
Экономить воду здесь учат и путем жестких финансовых мер – чем больше расход воды в домохозяйстве, тем выше цена каждого кубометра. В среднем сегодня 1 кубометр воды в Иерусалиме стоит чуть больше $2 (133 руб.). Показания расходов фиксируются по водяным счетчикам, устанавливаемым в подъездах. В многоквартирных домах дополнительные расходы воды – например, на полив придомовых газонов – распределяются на всех жильцов поровну.

На коммуналку – 20%
Подавляющее большинство земли в Израиле является государственной собственностью. Сдавая ее в аренду физическим и юридическим лицам на длительный срок (49 лет и более), государство имеет солидный ежегодный доход. В настоящей частной собственности находится не больше 7% всей территории страны. Это в основном владения различных религиозных организаций в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе, права собственности на которые были получены сотни лет назад.
Интересно, что в этой стране юридическое понятие «земля» включает в себя все, что тем или иным образом соприкасается с грунтом: любые строения и дома, наземные и подземные коммуникации. За все это раз в два месяца государство взымает особую плату – арнону.
Уровень жизни в Израиле очень высокий. Наличие квалифицированной работы позволяет молодым людям брать ипотеку, оплачивать кредиты, создавать семью, заводить детей. При этом коммунальные платежи не занимают одно из первых мест в расходах среднестатистической еврейской семьи. В среднем в зависимости от состава семьи и места проживания на это уходит около 20% бюджета. В число обязательных платежей входит налог на недвижимость (та самая арнона), расходы на воду и канализацию, свет, газ, а также оплата кабельного телевидения, телефонной связи и интернета. Летом в общем счете доля расходов на электричество значительно возрастает – все активно пользуются кондиционерами.
В высотных домах в обязательном порядке организуются домовые комитеты, которые собирают дополнительные взносы с каждой квартиры на уборку подъездов и содержание придомовой территории. В высотках есть также совместные платежи на содержание лифтов и подземных стоянок. В Израиле все платежки в основном приходят один раз в два месяца.
Сейчас в стране присутствуют все признаки строительного кризиса. Новостроек очень мало – сказывается дефицит свободных участков для застройки. На главных сайтах по продаже недвижимости эта категория просто отсутствует. Также очень мало предложений о продаже одно- и двухкомнатных квартир. Зато большое количество многоквартирных вариантов на вторичном рынке и загородной недвижимости, где дома более современные, а значит, более комфортабельные.
Типичная квартира небогатой израильской семьи сегодня – это уютная «трешка» с большой кухней и двумя балконами-
лоджиями. Стены здесь предпочитают красить в белый цвет, а пол выкладывать плиткой. Традиционные для нас ванные комнаты уже давно никто не делает – предпочтение отдается душевым кабинам, с ними удобно и экономично. Жилье обычно продается со всей необходимой мебелью и встроенной кухонной техникой. Из-за дефицита предложений цены на недвижимость стремительно растут. Средняя стоимость 1 кв. м в Иерусалиме сегодня составляет €6 тысяч (455 тыс. руб.). В Тель-Авиве и того выше. Цены на загородные дома начинаются от €300 тыс. (23 млн руб.) и до бесконечности.

Святыни трех религий
Западная стена в Иерусалиме (она же Стена Плача) – прекрасный пример мастерства древних еврейских зодчих. Она была возведена во времена правления Ирода Великого в конце I века до н.э. Многие ошибочно считают ее фрагментом фундамента Второго Храма (был разрушен римлянами в 70-м году н.э.). Это действительно фрагмент, но не фундамента, а гигантской подпорной стены, с помощью которой укрепили Храмовую гору. То, что сегодня является местом ритуального поклонения иудеев – кусок стены 57 м в длину и 19 м в высоту, – это только вершина айсберга. На самом деле длина Западной стены – 488 м при высоте 32 м. Это мегалитическое сооружение, в основании которого лежат каменные блоки весом в 500 и более тонн, сложено без каких-либо цементирующих растворов и держится только за счет своего собственного веса.
В середине XIX века английские археологи начали раскопки Западной стены, постепенно прокладывая проход вдоль всего ее основания. Вести исследования открытым способом было невозможно. За две тысячи лет над практически полностью засыпанным землей мегасооружением успел вырасти целый мусульманский квартал. Несмотря на многочисленные протесты правоверных, опасавшихся за прочность своих домов, ученые к середине ХХ века закончили раскопки, проложив под землей широкий тоннель, по которому сегодня водят платные экскурсии.
Западная стена – это только сохранившаяся часть всей подпорной системы, которая когда-то опоясывала Храмовую гору со всех сторон. Глядя на эти исполинские блоки, можно себе представить, почему это место всегда вызывало у паломников восхищение и благоговейный трепет.
Вообще по количеству святынь, храмов и исторических памятников у Иерусалима нет конкурентов. Здесь очень много древних кладбищ и усыпальниц, в которых покоятся представители всех трех религий. Все они завещали похоронить себя на этой земле в надежде в час Страшного суда предстать перед Господом одними из первых. «И протянется от вершины Масленичной горы к вершине Храмовой горы тонкая золотая нить, и пойдут по ней воскресшие. Праведники пройдут и спасутся, а грешники сорвутся вниз и сгинут в Геенне Огненной».
Кстати, где же расположена Геенна Огненная? В Иерусалиме на этот вопрос вам ответит любой местный житель. Долина Сыновей Енома на иврите звучит как «Гей бен Хеном». Самая узкая ее часть расположена между современным кварталом Абу-Тор и горой Сион. Ничем не примечательная местность: обрывистые скалы, редкая растительность, остатки старых строений и дорога-серпантин. Глядя на этот мирный пейзаж, сложно себе представить, что это и есть то самое место, куда по преданию попадают души грешников…

Полный текст можно прочитать в № 1 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2019 год