08.04.2022

Игорь Пилиев: «Телевидение должно утолять жажду»

IMG_8610 miniНаш сегодняшний герой планировал связать всю свою жизнь с театром и только с театром. Так и было поначалу: ставил спектакли, преподавал… (см. «Нашу справку»). А 25 лет назад он, по счастью, был приглашен в команду, которая в беспрецедентно короткие сроки после президентского указа о создании телеканала «Культура» сумела осуществить его выход в эфир. Теперь это уникальный в своем роде канал, неустанно сеющий «разумное, доброе, вечное», спасительный остров в океане беспредельно развлекательного эфира. «Культуре» удалось создать особый язык, на котором с уставшим от быта зрителем можно нескучно говорить на важные темы, осмысление которых требует работы души и разума.
Мы поговорили с Игорем Пилиевым о театре, телевидении – и культуре в самом широком смысле.

«Поменял кино на  театр»
– Игорь Валерьянович, почему вы выбрали профессию театрального режиссера?
– Когда я выбирал профессию, то рассматривал сразу несколько вариантов – режиссер, дирижер и редактор. На мой взгляд, это главные профессии, сотворившие смыслы XX века. Доминирующей формой культурной деятельности в те годы был кинематограф – он увлекал многих, включая меня. И у меня были веские основания им увлечься. Ведь я жил в Грузии. Не буду оригинальным, если скажу, что старое грузинское кино – одна из главных и больших сокровищниц многонациональной советской кинематографии. В грузинских фильмах, с одной стороны, были заложены неповторимые национальные особенности и колорит, а с другой – они всегда были важной частью большого кино СССР.
Грузинские фильмы шли тогда в контексте лучшего мирового кино. Родители моих школьных друзей работали на киностудии «Грузия-фильм» – это были известные люди, лауреаты государственных премий. Поэтому вначале я планировал стать кинорежиссером. Мы с товарищем даже создавали сценарии на ­какие-то серьезные классические темы. Но внезапно для меня все изменилось: в Тбилиси приехал сын Георгия Александровича Товстоногова (выдающийся советский театральный режиссер и педагог. – Ред.) – Александр Георгиевич. Человек с очень непростой судьбой, он оказал огромное влияние на мою жизнь, на мое становление и выбор профессии, привил мне любовь к театру. Это был удивительно новаторски настроенный человек, обладающий новым режиссерским мышлением. Опираясь на опыт своего легендарного отца, он поставил замечательную пьесу «Жестокие игры» – один из последних шедевров выдающегося драматурга Алексея Арбузова.
Все самое модное тогда было в театре. Все новое и, главное, удивительно талантливое создавалось на моих глазах. И это меня настолько сильно впечатлило, что я решил поменять кино на театр. Мы ставили и русскую классику, и западную драматургию. 1960–80-е годы были ознаменованы активным поиском новых форм в драматургии и театре. Мы ставили пьесы Вампилова, Шукшина, Петрушевской, Садур, Думбадзе, Андреева… Театр давал абсолютно все возможности творить, работать с выдающимися людьми. Со многими из них я даже дружил и многому у них научился. Это и знаменитый Темур Чхеидзе, мой педагог, долгое время возглавлявший БДТ им. Г.А. Товстоногова, и актриса театра и кино Ариадна Шенгелая, народная артистка СССР Наталья Бурмистрова, видный грузинский балетный танцовщик, хореограф, педагог, общественный деятель, ученик великого Вахтанга Чабукиани, человек уникальной, «киношной» судьбы Тамаз Вашакидзе и многие-многие другие. Тут не было особо какой-то моей воли, это была просто большая удача работать и дружить с этими выдающимися личностями.

«Закончилась ­режиссерская эпоха»
– Что самое сложное в работе театрального режиссера?
– Основной сложностью стало то, что закончилась режиссерская эпоха. Любая эпоха переживает свой расцвет, достигает кульминации и неизбежно движется к закату, все имеет начало и конец. И в какой-то момент больше не осталось никаких сомнений в том, что главенствующие места в театре заняли продюсеры, которые лучше режиссеров стали разбираться в потребностях зрителей, предугадывая, что будет иметь спрос. «Эпоха режиссеров» сменилась «эпохой продюсеров», которые в первую очередь были заинтересованы в прибыли. И возникло такое «проектное искусство». Возникла данность, которая отстранила фигуру режиссера – в том ключе, в котором я эту профессию воспринимаю. Даже Любимов в какой-то момент почему-то перестал быть модным. Я смотрел на него и думал, ну как такое вообще может быть? Юрий Петрович – выдающийся актер и великий режиссер, человек, живший не по правилам эпохи, а по своим собственным. Он смог сохранить абсолютную ясность мысли и чувства, и эта ясность была главной его чертой. Говорили, что его спектакли сложные, но с моей точки зрения, они, напротив, очень ясные – такие же ясные, как его голубые глаза, которыми он спокойно и твердо смотрел в глаза любого встречного и собеседника. Я до сих пор храню в памяти его удивительную улыбку и мощь.
– Тяжело ли донести до актерского состава творческий замысел?
– Режиссерский замысел — основная часть постановочного спектакля, единая направляющая мысль в искусстве. Ведь главное в работе режиссера – выразить тему, идею и сверхзадачу, то есть все то, ради чего был поставлен спектакль. Режиссер должен понять, что именно его волнует в произведении. И если он сам понимает, зачем ставит спектакль, и взволнован этой темой, то, несомненно, сможет донести и до актера творческий замысел, и взволнует зрителя, заразит его эмоционально.
В советские годы далеко не все произведения издавались, приходилось буквально за ними охотиться, налаживать личные контакты с драматургами, прозаиками, сценаристами… И вот однажды мне достался личный экземпляр Нины Садур, напечатанный на машинке с западающими буквами. Я его взял и не мог оторваться. Возникали отношения с каждой страницей, даже эти отсутствующие буквы создавали определенный ритм в понимании текста. Я долго не мог понять ключа и вчитывался. В парадоксальной форме были обозначены злободневные и сложнейшие вопросы жизни, я увидел там протест против человеческой разобщенности, и тогда понял, что готов к репетиции. К тому моменту я знал эту пьесу наизусть! Вообще слова «наизусть» и «зубрежка» для меня имеют основополагающий момент обучения. Если ты знаешь – значит, ты знаешь это наизусть. Конечно, в таких сложных синтетических формах, как театр, важно не просто выучить текст. Важна еще каждая секунда, музыка и очень-очень многое… Театр – отличный способ исследовать мир, человеческие взаимоотношения, анализировать их. Он выступает некой лабораторией, зеркалом того, где мы живем, и того, с чем мы постоянно сталкиваемся. Этим я вообще объясняю существование театра как такового – люди приходят и видят, как актеры со сцены говорят какие-то зазубренные слова, тексты, но очарование театром происходит именно в момент, когда отражается судьба твоей жизни.
– Как вы относитесь к современной театральной режиссуре? Например, что думаете о нецензурной лексике в театре и эпатаже?
– Не бывает искусства без попытки выразить некую мысль по-особенному, сказать своим произведением что-то новое. В изобразительном искусстве, в музыке, да и в любом другом творчестве художник пытается сделать то, чего до него никогда раньше не делали. Искусство постоянно нас сталкивает с новыми и новыми явлениями, и в этом его громадная щедрость. Практически любое произведение неисчерпаемо для выражения новых смыслов. Другой вопрос: где проходит та самая граница, когда смысл есть и когда его нет? Тот же Константин Богомолов, например, с благоговением обращается с классикой, стоит прийти и посмотреть. Необыкновенно интересное прочтение! Да, он бывает насмешливым, ироничным, но всегда с большим уважением и очень аккуратно относится к тексту, от которого начинает свое движение. Его Гендель – шедевр, Островский – тоже здорово! Он доходит до капустника, но никогда не переступает черты, очень хорошо понимает эти границы.
Что касается нецензурной лексики в театре, то лично меня не смущают бранные слова на сцене. Театрального зрителя заранее предупреждают о том, кому можно приходить на спектакль, а кому нельзя, это и в советские времена так было. Но я еще ни разу не видел, когда бы матерились на сцене и это было бы очень здорово… Другое дело, когда это чем-нибудь обусловлено и оправдано, скажем, провозглашен манифест, как в Театре.doc, что они находят и записывают реальную живую речь. А затем воспроизводят ее со цены. Они так работают. И это понятно. Театр критикуют, но на мой взгляд, те, кто производили экспертизу спектакля «150 причин не защищать Родину», попросту не были с ним знакомы. В нем рассказано о падении Константинополя и стратегиях выживания в эпоху перемен. Про то, почему Запад не оказал помощь, про 150 причин не объединиться в минуту опасности, и 150 причин работать на врага. А главное – про поиск одной-­единственной причины выйти на смерть и защищать то, что другие уже продали, предали или бездарно проиграли.

«Показываем культуру без нафталина»
– Вы стояли у истоков создания замечательного телеканала «Культура», наряду с такими видными деятелями, как Дмитрий Лихачев и Мстислав Ростропович. В этом году исполняется ровно 25 лет с момента вашего прихода на телеканал. Какими успехами на посту первого заместителя директора филиала ВГТРК ГТРК «Культура» вы можете сегодня гордиться?
– Если помните, то в конце 90-х годов в нашей стране наблюдался «культурный кризис» – тогда вообще мало кто верил, что культурно-просветительским программам будет предоставлено не только время в эфире, но и создан целый канал для этого. Вопреки всему 1 ноября 1997 года государственный телеканал «Культура» начал свое вещание. У истоков его создания стоял Михаил Швыдкой. Далее и довольно скоро телеканал «Культура» возглавила Татьяна Олеговна Паухова, а с 2009 года – Сергей Леонидович Шумаков. В моей жизни это были судьбоносные встречи: с огромным уважением отношусь к ним обоим, очень многим им обязан и благодарен. Они высочайшие профессионалы своего дела, сотворившие великие концепты советского телевидения – при их участии вышли такие суперхиты, как «Вокруг смеха», «Богема», «Серпантин», «Вестники», а также внедрялись современные форматы информационно-развлекательного вещания, документалистики, игрового кино и новые принципы программирования и вещания.
Вот уже почти четверть века телеканал «Россия – Культура» знакомит зрителей с литературой, театральной и музыкальной жизнью, открывает новые, малоизвестные страницы истории, занимается популяризацией науки и воспитанием подрастающего поколения. «Россия – Культура» остается единственным общенациональным телеканалом, существующим без рекламы. Уникальным его делает еще одно бесспорное преимущество – возможность воспроизвести практически любые форматы, существующие в мире, на одном ресурсе. В программе телеканала – культурно-просветительские и научно-популярные передачи, художественное и документальное кино, мультфильмы, классическая музыка, театр, спорт, развлекательные, музыкальные и детские программы, дискуссии и новости культуры. Мы можем показывать и комбинировать любые форматы и создавать разного рода контекстный показ. Это может быть ретроспектива великих людей или показ, связанный с великими документалистами, например, с мировым гением, режиссером-документалистом Виктором Косаковским. Последний его документальный фильм «Гунда», признанный ведущими мировыми кинокритиками одним из лучших фильмов 2020 года, заставляет нас задуматься о врожденной ценности жизни и тайне всего животного сознания, в том числе и нашего собственного.
У телеканала «Россия – Культура» имеются все необходимые смыслообразующие направления, включая также продвижение, PR, информационное вещание. Все эти направления долго были у меня в оперативном управлении. Мы очень много ездили, учились у своих конкурентов, партнеров, многое пробовали воплотить: работа с цветом, формой, обликом, новые технологии… Хорошо, что нам давали такую возможность. Это нормальный и правильный путь обучения. Если говорить об успехах, то они очевидно были, но мне сложно выделить что-то одно. Получение премий «ТЭФИ» и других наград происходило как-то само по себе. Скорее, я счастлив, что тогда, в 97-м, оказался в команде, которую собирали Швыдкой и Паухова, горжусь своей сопричастностью и соприкосновением с выдающимися людьми, сделавшими канал уникальным, с печалью вспоминаю ушедших и люблю тех, с кем работаю сегодня!
– Что поменялось на канале за прошедшие четверть века?
– За эти годы в глобальном смысле поменялась основная линия канала. При Пауховой (а это был все-таки 1997 год, когда многие вообще забыли, как выглядят деятели культуры) изначально было очень важно отделить все то, что стремилось выдать себя за культуру, и поддержать талантливых людей, которые не могли на тот момент показать себя в общественном пространстве. Роль Пауховой в создании телеканала огромна. Богатейший творческий опыт, уникальный талант редактора помогли ей в кратчайшие сроки сформировать программы, под ее руководством были выполнены оригинальные спецпроекты. Татьяна Олеговна – один из авторов творческой концепции, структуры вещания канала, создатель новых художественных проектов. Ее авторская программа «Богема» о выдающихся актерах, режиссерах, писателях и художниках отечественного и мирового искусства, творческой элите общества была известна на всю страну. Недавно повторяли один из выпусков «Богемы» с Александром Абдуловым. Если вы посмотрите, то поймете, какая это была модная передача.
А перед Сергеем Леонидовичем Шумаковым стояла другая задача – соединить высокие технологии телевидения с самой культурой. Он крупный современный продюсер, имеет ученую степень, придумал и реализовал множество интересных форматов. Вспомните хотя бы его сенсационный проект, связанный с Лилианной Лунгиной. Это ведь было его дерзкое предложение летом 2009 года дать в эфир документальный телевизионный фильм О. Дормана «Подстрочник», который до этого пролежал на полке долгих 11 лет. В вечернем эфире канала «Россия» вышли все 15 серий этого телеромана. Аудитория буквально не могла оторваться от экранов! Рассказ Лунгиной всех загипнотизировал: это уникальное сочетание исповеди и масштабности, крупного и общего плана: это и портрет, и фреска, потому что героиня ни на минуту не упускает из виду жизнь общую, общественную, пытаясь представить зрителям судьбу России и отчасти Европы в ХХ веке. Идея Шумакова в том, чтобы показывать культуру без нафталина, разглядеть современную культуру с высокотехнологичным светом и камерой. При Шумакове на телеканале появились программы «Большая опера» и «Большой балет», пришло «большое» кино, поменялась тематика документального кино, оно стало более выразительным. В эфирной сетке канала появилась программа «Наблюдатель», где в течение 50 минут в формате дискуссии обсуждаются самые актуальные вопросы культуры и высказываются профессиональные мнения. Подобные форматы программ были дерзостью. Но Шумаков этого не побоялся, он всегда ищет новую специфику. И еще мы на канале никуда не торопимся, в отличие от многих других. Это не гарантия смысла, но его условие, потому что на бегу смысла не бывает. Шумаков очень четко отсеивает, что интересно, а что нет, прислушиваясь к профессионалам. И это удивительное качество, особенно в медиа, где все очень иерархизированно. И Паухова, и Шумаков – это абсолютное телевидение; хотя они и во многом противоположны, во мне они уживаются очень органично.

«Глубокие смыслы тоже развлекают»
– Что для вас важнее: ­коммерческий успех, всенародное признание или самовыражение?
– Это хороший вопрос. Думаю, это триединство. Вы придумали суперпроект, но если не будет признания – не будет и денег на его реализацию. Это должно быть взаимосвязано. Не было в истории человечества художника, который бы не хотел заработать. И нет такого человека, который написал книгу и не хочет, чтобы кто-то ее прочитал. И вроде бы есть проблема, наиболее остро проявленная именно в медиа, что нужно зарабатывать. Но ужасно обидно, когда приходят люди, умеющие обеспечить деятельность самого медиа, но не очень-то утруждают себя творческой составляющей. Это получается какая-то ненастоящая журналистика.
– Сегодня все больше людей на Земле живут в мире enter­tainment, развлечений. Для многих деятелей искусства диалог с обществом практически потерян. Как поменять эту ситуацию? И нужно ли ее менять?
– Одна из генеральных идей нашего телеканала связана именно с модернизацией культуры. Это та самая идея, которую воплощает Шумаков. Его проект «Правила жизни» – абсолютно современный подход, открывающий и объясняющий много всего полезного и интересного вокруг. Разговор в студии посвящен привычкам и традициям, негласным нормам, которые пронизывают всю нашу жизнь. Поведение и этикет, отношения и мораль, этика и эстетика, культура и история – все эти темы обсуждаются социологами, антропологами, культурологами и историками. И я не считаю, что люди сегодня хотят развлекаться больше, чем, скажем, в Древнем Риме или в какие-то другие времена. Вспомните хотя бы развлекательные мероприятия в елизаветинскую эпоху – это официальные торжества, сопровождаемые триумфальными шествиями, парадами, куртагами, обедами, балами и маскарадами, фейерверками и иллюминациями; театральные постановки и музыкальные концерты, а также всевозможные забавы с шутами и карликами. Возможности развлечений всегда ограничены самими людьми. Увлечение большого числа людей компьютерными играми и виртуальной реальностью – это лишь новая форма развлечений. Совсем недавно похожими свойствами обладал кинематограф. Телевидение сегодня становится частью огромной медийной индустрии: кинофильм можно посмотреть отдельно от других, без привязки к определенному времени, можно смотреть его частями, с комментариями, выбрав для себя наиболее удобный вид потребления.
– Не станет ли телевидение в эпоху потребления полностью развлекательным?
– Не думаю. Глубокие смыслы, кстати, тоже невероятно развлекают. И в этом их смысл.

«Искусство идет следом за историей событий»
– Жива ли и нужна ли нам народная культура? Можно ли ее возродить, скажем, по принципу классической музыки, которая подвергается современной аранжировке и обретает второе дыхание?
– Не народной культуры не бывает. Если исполнитель музыки вышел на сцену с кинжалом или в кокошнике это еще не показатель народности. Любое творчество народно, будь то опера, балет, джаз, фольклор. И неважно кто перед нами – уличный музыкант или профессиональный артист филармонии – всё творчество народно, потому что создаётся народом через отдельных его представителей. Современное общество уже достаточно долго живет в условиях городской культуры. И хотя в народной культуре много мифологического, она сегодня нам доступна через народные сказки, легенды, эпосы, пословицы, поговорки и другие формы. Культура не имеет своей собственной истории и судьбы. Искусство всегда идет следом за историей больших и малых событий времени, отражая в своих «зеркалах» исторические эпохи. Это необходимая часть нашей жизни, и если хотите, часть эмоционального фона общества, в котором формируется профессиональная среда для будущего. Безусловно, существует взаимосвязь между городской и народной культурой. Приведу примеры из истории, когда дворцово-­развлекательное элитарное искусство сливалось с народным. Например, эпическая опера Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга», основанная на германской мифологии и исландских сагах, имела все признаки как народной, так и элитарной культуры. Композитор Римский-Корсаков в своей опере «Снегурочка» также опирался на фольклорные сюжеты и использовал народные песни. Народное мы слышим и в творчестве величайших композиторов Бетховена, Моцарта… Как это туда попадало? Ответ один – культуры связаны между собой, они как бы проникали одна в другую, представляя народно-культурную диффузию. Городская и народная культуры соприкасались в процессах переживания национальной истории, в исторической памяти народа, этноса. И поскольку народная культура неисчерпаема в своем роде, то в произведениях элитарной или городской культуры нередко присутствуют ее образы, раскрывающие характер героев или глубину философской проблемы. Помимо профессиональных капелл, которые существуют в Европе несколько столетий, всегда были небольшие музыкальные коллективы, которые сопровождали саму жизнь – молитвенное слово, свадьбу, похороны, какие-то другие события. Всегда существовали ансамбли, оркестры, крепостные театры, а известные композиторы слышали их творчество и заимствовали специфические формы, идеи и смыслы той самой народной культуры. То есть культура была обработана ими. Подозреваю, что так было не только в музыке: Пушкин в своем произведении «Капитанская дочка» широко использует народные пословицы для изображения героев. И в настоящее время сохраняется острый интерес к этнической составляющей культур, и больше всего это связано, скорее, с коммерческой стороной, которая актуализируется в результате повышенного интереса к экзотике.
– Телекритики отмечают сегодня постепенное старение телевизионной аудитории. Растет доля телезрителей старшего поколения в возрасте от 45 лет и старше. Что делается каналом для привлечения и удержания молодой аудитории?
– В том виде, в котором раньше составлялось расписание жизни страны по программе передач, уже, конечно, не актуально. Но какие-то основополагающие рефлексы у нас остались: например, вечерние новости – это традиция. Важно лишь подобрать современную форму доставки контента. Для молодежи на канале есть все соответствующие форматы. Вы обратили внимание, что кардинально поменялись герои телепередачи-интервью «Линия жизни»? Теперь там присутствуют самые разные личности в мире искусства. В передаче нет ведущего или интервьюера как такового, в студии находится только приглашенный гость. Гости сами ведут монологи о своем пути к популярности и размышляют о текущем состоянии культуры в России, а зрители задают им вопросы. Проекты «Энигма», «Большой балет», «Большая опера» и «Шаболовка, 37» интересны буквально всем, включая молодежь. Привлечь и удержать молодую аудиторию помогают познавательные и образовательные программы в жанре ток-шоу. Например, программа «Полиглот», представляющая собой интенсивный курс изучения иностранных языков. Или цикл телевизионных программ ACADEMIA, где крупнейшие ученые современности, в том числе молодые, излагают фундаментальные научные знания в формате популярных лекций. Студенты задают провокационные вопросы, и сугубо научные лекции превращаются в увлекательное и страстное зрелище. По своему формату и просветительскому размаху этот проект не имеет аналогов не только в нашей стране, но и в любой другой стране мира. Телевизионное просвещение необычайно увлекательно. И не только в смысле внешней занимательности. После прихода на канал Елены Китаевой, главного дизайнера, произошел революционный отказ от всего традиционного в оформлении, совершился переход от символизма к абстракционизму, превратив наш канал в яркое самобытное явление современного телевидения.

«Городскую культуру необходимо распространять и за пределами мегаполисов»
– Планируется ли в дальнейшем развивать линейку обучающих телепрограмм на канале «Россия – Культура» по формированию жилищной культуры и грамотности? Ведь по данным ООН 80% людей к 2050 году будет проживать в городах. При этом характерная особенность современной городской культуры – «одиночество в толпе», замена живого общения телефонными звонками и перепиской в чатах, нервные перегрузки жителей больших городов и их оторванность от живой природы. Изучаете ли вы влияние культурного пространства города на индивида и предпринимаются ли какие-либо меры для поддержки жителей больших городов?
– Я не видел этих цифр, спасибо, что сказали. После ваших слов у меня возникло предложение найти выход в том, чтобы не переводить все население в город, а саму городскую культуру распространить повсеместно, повышая уровень жизненной культуры и за пределами мегаполисов. Эта тема обсуждается на разных площадках с известными архитекторами, учеными, молодыми специалистами. У нас на канале есть отдельные циклы передач, посвященные мировым архитектурным шедеврам, урбанистике, формированию комфортной городской среды, описанию всего того, как это успешно и модно реализовано в различных городах, включая Москву. Конечно, в крупных городах ситуация с обустройством среды обитания человека сдвинулась с места в положительную сторону. С точки зрения организации жизненного пространства городскую культуру необходимо распространять и за пределами мегаполисов. Телевизор, конечно же, может к чему-то призывать, обучать, но он еще должен утолять жажду. Если людям обеспечить комфортные условия проживания в населенных пунктах, подвести ко всем домам газ, сделать оплату жизненно необходимого тепла более доступной, то обязательно станут широко востребованы различные обучающие формы и люди задумаются об интерьере в своем жилище. Когда будут решены основные жизненные задачи, мы обязательно предложим фонд помощи организации жизненного пространства, так как всегда рассматриваем актуальность прогнозов на предстоящий сезон. В нашем плане концептуально учитываются все изменения в обществе – в медиа это совершенно очевидная вещь. Коммерческие каналы строят на этом свою финансовую политику.
– «Россия – Культура» ­представляет собой единственный российский канал, который существует полностью без рекламы, находится на дотации государства. А как обстоят дела с цензурой?
– Цензуры нет. Есть ответственность за выдачу той или иной информации, за которую ты как журналист не отвечаешь, а отвечает более высокий руководитель. Это обычная дисциплина, так устроено на телевидении. Что касается каких-то других каналов, которые полностью покорились власти рейтингов, то это, скорее, больше вопрос совести и культурного уровня.
– Самый ценный совет, который вы получили в жизни?
– Его мне дала Татьяна Олеговна Паухова. Однажды она сказала: «Запомни: все твое тебе принесут сами! За остальным не гоняйся». И это действительно так.
– Что бы вы хотели пожелать читателям журнала «Вокруг ЖэКа»?
– Я хотел бы пожелать всем читателям крепкого здоровья, благополучия, человеческого счастья. Важно помнить, что хотя в жизни многое меняется и надо следить за этим новым в русле живого творчества, важно не забывать о неизменном, о простых человеческих ценностях. Городские пейзажи, многоквартирные дома, рев автострад, грохот тоннелей метро, сквозняки подземных переходов, бегущие навстречу или в противоположную вам сторону люди… Срочные дела, важные переговоры, новые впечатления… В этом почти не прекращающемся движении, смене видов и сюжетов, мотивов и надежд, радостей и разочарований – вечное кружение жизни. И нет ничего ценнее тех, кто невидимыми нитями вплетается в полотно всей вашей жизни, кто вам бесконечно близок, кто вас любит и кого любите вы. Важно всегда помнитьоб этом. 

Беседовала Ольга Гришина