11.11.2016

Наталья Починок: о воспитании экологического сознания

vcyjpvkperyМы с вами живем в настоящем, но будущее принадлежит детям. И они прекрасно об этом знают. Они быстрее взрослых разбираются во всех сложных вещах, особенно электронных устройствах, а потом с важностью объясняют нам, что именно надо нажать, чтобы заработало. И если школьники знают, как все устроено и как это использовать, то студенты знают, как все надо изменить, чтобы это идеально работало. Если эту молодую энергию использовать «в мирных целях», то можно решить любую самую сложную в мире задачу: победить голод и болезни, полететь на Марс, реформировать отечественное ЖКХ.
Возможно, именно так рассуждали в Фонде содействия реформированию ЖКХ, когда обсуждали с Российским государственным социальным университетом Программу проведения открытых жилищных уроков «Живи энергоэффективно» в школах и высших учебных заведениях по всей России.
Школьник или студент, разобравшись в том, как можно экономить на коммунальных услугах, зачем надо беречь природные ресурсы, что такое быть настоящим хозяином квартиры, дома, двора, улицы, обязательно будет активно использовать эти знания дома со всей своей детской энергичностью и бескорыстностью. Этот прием уже используют в Израиле, страдающем от недостатка питьевой воды. Школьникам на уроках и через рекламу объясняют важность этой проблемы и способы экономии воды, а они потом дома настолько эффективно следят за использованием этого природного ресурса, что иногда их родители даже жалуются на своих домашних «диктаторов» и просят снизить интенсивность рекламы.
Философия выживания
О чем же необходимо рассказывать на открытых жилищных уроках «Живи энергоэффективно»? В первую очередь о природных ресурсах и «зеленой экономике».
Одной из особенностей мирового развития в последнее время является наличие острых проблем, которые являются общими для всех стран и касаются любого человека. Воздействие этих проблем на жизнь общества очень велико, а возможности планеты ограничены, что может привести человечество к катастрофической ситуации.
Неконтролируемое развитие мировой экономики за последние 30–40 лет привело к серьезным и во многом необратимым последствиям. Потребление человечеством ресурсов Земли уже превысило возможности планеты в регенерации приблизительно на 30%.
По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), при нынешних способах производства и потребления, к 2050 году в сравнении с началом XXI века мир лишится от 61 до 72% флоры и фауны, а сохранность природных территорий будет необратимо нарушена на 7,5 млн кв. км (сопоставимо с территорией Австралии).
К 2050 году численность населения Земли возрастет до 9 млрд чел, 98% населения будет сконцентрировано в развивающихся странах, где природные ресурсы будут потребляться без достаточного их возобновления, загрязняя окружающую среду отходами. Отсутствие эффективной политики и технологий приведет к росту на 70% выбросов оксида углерода и повышению приземной температуры на 3–6 градусов вместо порогового значения в 2 градуса.
Глобальное изменение климата, вероятно, является одной из наиболее актуальных проблем нашего времени, которая находится в центре всеобщего внимания. Однако не менее опасны для человечества и недостаточно изучены последствия других глобальных экологических проблем: потеря биоразнообразия, загрязнение Мирового океана, уменьшение площади лесов (особенно тропических), истощение ресурсов пресной воды, аридизация (опустынивание).
Чтобы выжить, нам надо изменить свой образ жизни, изменить философию проживания на этой планете.
Многие страны годы занимались активным поиском новых моделей развития человечества. В 2010 году на Всемирном экономическом форуме, проходившем в Давосе под лозунгом «Улучшить состояние планеты: переосмыслить, перепланировать, перестроить мир», такая модель был выбрана. Был объявлен новый глобальный курс на «зеленый рост» или «зеленую экономику» как единственный путь дальнейшего развития.
Международные эксперты ЮНЕП (Программы ООН по окружающей среде) построили сценарий, который рассматривает, что произойдет с выбросами углекислого газа, если каждая страна будет тратить всего 2% ВВП на инвестиции и стимулирование в «зеленое производство».
Построение «зеленой экономики» возможно при решении задач в различных областях отечественной экономики. В области энергетики это использование ветровой, солнечной энергии и биотоплива. В промышленности – система «умного» (энергоэффективного) производства и экологическая упаковка, а также использование нанотехнологий. В сельском хозяйстве – использование природных пестицидов и развитие аквакультур, разведение и выращивание водных организмов (рыб, ракообразных, моллюсков, водорослей) в естественных и искусственных водоемах, а также на специально созданных морских плантациях. В строительстве – «зеленое строительство», то есть такой подход к разработке концепций зданий, когда сам процесс возведения, проектирование и дальнейшая эксплуатация минимально воздействуют на окружающую среду.
К сожалению, сейчас энергоемкость экономики в России в 2–3 раза выше, чем в развитых странах мира. Мировой финансово-экономический кризис начала XXI века заставил производителей искать принципиально новые способы снижения стоимости производства и позволил реализовать колоссальный потенциал повышения эффективности использования энергии.
Энергоэффективность и энергосбережение сегодня является одним из пяти стратегических направлений приоритетного развития России, названных президентом РФ. Государственная программа Российской Федерации предусматривает повышение энергоэффективности экономики России не менее чем на 40% к 2020 году.
От экономики быта к решению планетарных проблем
Начиная с вопросов управления своим собственным кошельком с помощью экономии на коммунальных услугах, молодой человек постепенно приходит к осознанию глобальных общечеловеческих проблем современности, осознает задачи, стоящие перед нашей страной, которые не только в будущем, но уже и сейчас ему предстоит решать.
Не менее удивительным является открытие той истины, что наиболее передовые, прорывные научные открытия, самые перспективные инновации служат решению проблем сбережения и эффективного использования природных ресурсов – в квартире, в городе, в стране, в мире. И если выбирать себе амбициозную цель в жизни, ставить перед собой задачу изменить этот мир к лучшему, совершить невозможное, то в большинстве случаев это будут исследования и деятельность в области «зеленой экономики», и это долгосрочный общемировой тренд.
А еще молодых людей познакомят с основами самоуправления в многоквартирном доме, когда люди самостоятельно принимают решения о том, как будет выглядеть их дом, как им в нем жить и сколько за это заплатить. Возрождение в России традиций самоуправления на качественно новом уровне тоже является одним из вопросов эффективного реформирования отечественного ЖКХ…

Полный текст можно прочитать в № 11 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2016 год