Екатеринбург как столица конструктивизма
Различные архитектурные стили – это отражение смыслового содержания и сущности эпохи, в которой они зародились и были востребованы. Здания могут многое рассказать о людях, которые их создавали – общественный запрос минувшего словно застывает в архитектуре и дает возможность понять прошлое через внимательное созерцание.
Так, смена общественно-политической парадигмы в начале XX века не могла не оставить следа во внешнем облике крупных городов нашей страны. Строгость, лаконичность форм и стилистическая схожесть жилых и общественных построек 1920-х – середины 1930-х годов позволяет относить их к тому направлению, которое в отечественном искусствоведении получило название «конструктивизм».
По словам Владимира Маяковского, «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства – конструктивизм…». Впрочем, конструктивизм в архитектуре, как и любое направление в изобразительном искусстве, являлся логическим развитием идей, возникших задолго до наступления его золотой поры. В основе нового архитектурного тренда лежала идея функциональности, массовости, социальной ориентированности и стремления к чистым формам.
Комплексность и самодостаточность
Современный Екатеринбург (в 1924–1991 гг. – Свердловск) – город с наибольшим количеством сохранившихся архитектурных памятников эпохи конструктивизма, что делает его привлекательным не только для специалистов в области изучения этого направления, но и для всех интересующихся историей развития городской среды. В городе насчитывается 146 объектов наследия конструктивизма, многие из которых имеют охранный статус. Это в немалой степени способствует туристической привлекательности главного города Уральского федерального округа.
История Екатеринбурга и его характер связаны со становлением и развитием промышленности. На большом количестве производств были заняты тысячи рабочих, а с приходом советской власти появилась новая идея устройства их труда и быта в общественных и жилых помещениях. Появляются не только отдельные постройки, но и целые комплексы, которые объединили в себе сразу несколько функций – жилую, рабочую и общественную. Взглянув на план центра современного Екатеринбурга, можно увидеть, что его основная, вытянувшаяся с запада на восток транспортная артерия – Проспект Ленина, а параллельно ему расположена улица Малышева. Если вдоль них проложить пеший маршрут, то получится путь длиной в шесть с лишним километров, который можно рассматривать в качестве экскурсии по столице отечественного конструктивизма. Другие объекты расположены на боковых улицах или в иных частях города. Сегодня поговорим о наиболее знаковых постройках.
По адресу пр. Ленина, 69/1-10 расположен комплекс Жилого комбината НКВД («городок чекистов») – это целый квартал, в состав которого входят 14 жилых корпусов (на 444 квартиры) и общественных зданий. Возведенный в первой половине 1930-х годов закрытый комплекс предполагал наличие всех социальных функций и жил в автономном от большого города ритме. Тут были расположены санитарная часть, поликлиника, аптека, клуб, библиотека, магазин, детский сад, столовые для взрослых и детей. Самодостаточность – вот идея, заложенная в него архитекторами.
Подобные «городку чекистов» архитектурные комплексы привнесли в облик города «столичность», ведь до революции Екатеринбург был малоэтажным, по большей части деревянным городом. Здания в 4–5 этажей воспринимались как высотные, а кажущийся нам устаревшим конструктивистский стиль в те годы воспринимался как ультрасовременный.
Наиболее заметное сооружение комплекса для сотрудников комиссариата внутренних дел – это дом-общежитие для малосемейных высших офицеров. Построенное в 1931–34 гг. 11-этажное здание до сих пор является одним из самых узнаваемых в городе. В наши дни в нем расположена гостиница «Исеть», названная так по протекающей в черте города реке. Здание было несложно переоборудовать в отель благодаря его коридорной планировке. Конструктивистские постройки часто возводились в условиях хронического дефицита строительных и отделочных материалов. Порой в качестве утеплителя использовались соломенные маты или даже камыш, что иногда видно в местах с отвалившейся штукатуркой. Оконные стекла той поры бывают несколько зеленоваты, это тоже признак дефицита материалов эпохи становления молодого советского государства. В дальнейшем архитектурный комплекс «городка чекистов» служил своеобразным натурным пособием, на котором учились будущие архитекторы.
Новаторские идеи со всего Союза
В соответствии с разработанным в 1926 году эскизным проектом перепланировки города (инженер-архитектор Наталья Бойно-Радзевич) Свердловск должен был стать передовой площадкой для воплощения новаторских идей советских архитекторов. Отсюда смелые и актуальные на тот момент комплексные проекты застройки – кварталы проектировались по принципу компактного проживания представителей одной отрасли или локализации производственной деятельности.
Полностью или частично воплощены такие проекты, как медгородок, городок юстиции, городок милиции, городок военведов, комплекс ОГПУ-НКВД (помимо уже упомянутого), комплекс зданий СЕВЕРХИМа и другие. Курс на социалистическую индустриализацию превратил Свердловск в большую строительную площадку – дома возводились по проектам молодых архитекторов из Москвы, Ленинграда, Харькова, Томска и других городов страны. Географическое положение уральского города сохранило большое количество конструктивистских зданий, в то время как в европейской части страны многое было разрушено в ходе Великой Отечественной войны.
По адресу пр. Ленина, 34 расположен комплекс зданий Уралобкома и Уралоблисполкома – это административно-жилой комбинат на площади Труда. Он включает в себя конторские и жилые здания, соединенные между собой теплыми галереями. Расположенные на трех уровнях друг над другом переходы позволяли переходить из жилых корпусов в рабочую часть, не выходя на улицу, что могло быть удобным в непогоду. Из этого здания чиновники руководили всем уральским регионом до середины 1980-х годов.
Для комплекса характерны открытые фасады с большими окнами и угловыми балконами. Однако если присмотреться к одному из угловых зданий комплекса, то можно заметить нехарактерные для него полукруглые окна на уровне второго этажа – это встроенный в новую стену фасад старого здания, кладку которого не стали разрушать в целях экономии стройматериалов. Старые оконные проемы вписались в стилистику нового здания.
Геометризм, рациональность и бездекоративность
Одним из замечательных архитектурных комплексов в стиле конструктивизма также является медгородок, здания которого выходят на улицы Репина и Московскую. Возводившиеся в конце 1920-х – начале 1930-х годов здания образуют медицинский комплекс, который в то время был крупнейшим в сибиро-уральском регионе. Проект предусматривал строительство восьми объектов здравоохранения, шесть из них было реализовано на практике. Это родильное и гинекологическое отделения, Институт ОММ, Институт профтехзаболеваний, Физиотерапевтический институт с домом для приезжих и врачей, госпиталь и хирургическое отделение. Проектирование комплекса воплотило в себе новое понимание конфигурации расположения больничных отделений – каждое из них располагалось в отдельном здании или крыле здания. Таким образом, больные с различными недугами не контактировали друг с другом, что способствовало их эпидемической изолированности. Асимметричные секции со ступенчатой и ломанной планировкой и характерным перепадом архитектурных форм в полной мере соответствуют стилистике конструктивизма и функциональности.
В доме 39 по пр. Ленина расположен возведенный в 1933 году Дом связи (Главпочтамт), который представляет собой замечательный объект советской авангардной архитектуры. В этом большом по площади П-образном здании в 1934 году была впервые запущена полуавтоматическая телефонная станция. Это тоже комплекс, некогда включавший в себя жилые и конторские помещения. На 1-м и 2-м этажах были расположены залы для обслуживания посетителей; на 3-м, 4-м и 5-м – производственные, административные и культурно-просветительские помещения; 6-й этаж был отдан под размещение радиостудий. Также комплекс включал актовый зал, детсад и внутренний магазин. Поэтажные планы помещений имеют различную высоту, а некоторые из них расположены на двух уровнях.
Изначально комплекс Главпочтамта Свердловска планировалось расширить на весь близлежащий квартал, но проект не был воплощен в полном объеме. Сейчас это здание – архитектурная доминанта Площади Труда и обладает характерным узнаваемым для конструктивизма внешним видом – в нем выделяется остекленная вертикаль проходящей через всю постройку лестницы и горизонтальные полосы оконного остекления на этажах. Геометризм, рациональность и бездекоративность серых фасадов заменили собой располагавшиеся на месте постройки купеческие усадьбы.
В доме 2а по улице Бакинских комиссаров расположена построенная в 1929–1931 годах водонапорная (или, как ее прозвали горожане, «белая») башня. Интересная с архитектурной точки зрения постройка стала символом городского района Уралмаш. Сооружение исполняло свою непосредственную функцию более 30 лет и было выведено из эксплуатации в 1960-е годы, после чего постепенно ветшало и приходило в негодность. В последние годы занялись ее реставрацией и фактически превратили в модное арт-пространство, вокруг которого собираются тематические мероприятия. Таким образом конструктивистский эксперимент 90-летней давности обрел новую жизнь.
История города – история эпохи
После произошедшего в 1934 году административного распада обширной Уральской области был свернут и крупнейший в советской России конструктивистский архитектурный эксперимент. Не были достроены более сотни зданий и сооружений, что связано с урезанием финансирования и изменением градостроительной политики в городе. Тем не менее современный Екатеринбург рад показать нам свои конструктивистские здания, по которым можно изучать не только прошлое самого города, но и историю целой эпохи в жизни нашей страны. Екатеринбург многообразен и эклектичен, а здания, построенные в стиле конструктивизма, – это одна из заметных сторон городского пейзажа.
Виктор Кудинов