Евгения Котлярова: «Результат приходит тогда, когда получаешь радость от процесса»
– Евгения, где вы родились и выросли, какой город считаете родным?
– Я родилась и выросла в самом уютном и красивом районе города Самары – поселке Красная Глинка, который расположился в окружении Сокольих гор. Это моя маленькая родина – очень камерная, в которой все друг друга знали, где основным поселкообразующим предприятием был завод «Электрощит». Но со временем молодой, просторный, красивый город с итальянским именем и со своим морем завоевал мое сердце. Поэтому мой город – это Тольятти. Кстати, самый крупный город России, не являющийся центром субъекта федерации, его население составляет 700 тыс. жителей.
– Какими видами спорта вы занимались в детстве и с чего начался путь в большой спорт?
– Моим проводником в спорт стала мама, которая активно занималась туризмом, альпинизмом и горными лыжами. Мама жила в Тольятти, а я – на Красной Глинке с бабушкой и дедушкой. Когда мама приезжала, она брала лыжи и шла на склон. И однажды я сказала: «Хватит ходить одной, возьми меня с собой на гору».
Мама взяла и передала меня своему тренеру, с ним начались мои первые шаги в горных лыжах. В то время мне было четыре года. Это сейчас никого на горе не удивить полуторагодовалым спортсменом в полной экипировке, но тогда, в моем детстве, я была самым маленьким горнолыжником, вызывающим всеобщую любовь и умиление. А с шести лет я уже пошла в детскую секцию. Пару лет я получала грамоты как самый юный участник соревнований, а лет с десяти начались первые выездные старты и первые победы.
– Почему вас привлекли именно зимние виды спорта?
– Не могу сказать, что это однозначно так. В горных лыжах тренировочный процесс длится круглый год, просто летом это общефизическая подготовка и летний снег (Саяны, Камчатка). Сейчас в моей жизни есть любимые занятия на каждый сезон – зимой это, безусловно, сноукайтинг, весны почти нет, так как зимний сезон мы закрываем в Арктике и сразу врываемся в летний сезон. А летом это кайтбординг, виндсерфинг, SUP-серфинг, велосипед и походы. Я не просто занимаюсь этими видами спорта, у меня совместно с Алексеем Ражевым с 2005 года школа и спортивный клуб «Сила Ветра». Мы обучаем кайтингу, виндсерфингу, сдаем в прокат SUPы (доска для плавания стоя по спокойной воде при помощи весла. – Ред.), организуем сплавы, соревнования, фестивали. Кроме этого, начиная с прошлого года я тренируюсь на гоночном парусном катамаране класса «Торнадо» и мечтаю участвовать в соревнованиях на нем. Мы знаем все про активный отдых в Самарской области, проводим активные корпоративы, яхтенные регаты, в безветренные дни я организую велосипедные и пешие походы по красивейшим местам нашего края. А таких мест очень много – рядом с Самарой и Тольятти расположены Жигулевские горы и национальный парк Самарская Лука. И море у нас свое – Жигулевское (неофициальное название нижней части Куйбышевского водохранилища на Волге. – Ред.).
«Смесь штанги и шахмат»
– Что такое кайтинг и когда он появился у нас в стране? Какие виды кайтинга существуют сегодня?
– Кайтинг – это разновидность современного, модного и экстремального парусного спорта, в котором вместо корпуса яхты выступает сам кайтер (спортсмен) и его снаряд скольжения. В России сноукайтинг появился в 1997 году благодаря Владимиру Бобылеву и кайт-клубу «Змеиное логово» (kite.ru). Они были первыми, кто привез в Россию это ветреное зимнее увлечение – первые кайты и снаряжение для сноукайтинга, а также активно начали продвигать это перспективное направление в спорте.
Кайтинг – самый многогранный вид спорта из всех мне известных. Любой человек найдет в этом увлечении то, что будет по душе именно ему. Начнем с того, что это всесезонный вид спорта – на кайте можно кататься и зимой по заснеженным просторам или замерзшим водоемам, и летом по земле и воде. Начнем с зимы, так как зимняя Россия просто создана для сноукайтинга (так называется зимний кайтинг). В качестве снаряда скольжения можно использовать лыжи или сноуборд. На первое время подойдут обычные, на которых вы катаетесь со склонов гор.
А вот дальше начинается самое интересное – это многообразие его направлений. Фрирайд – для тех, кто радуется свободному катанию и единению с ветром без дополнительных усилий. Фристайл – это выполнение сложных акробатических трюков с перехватами, полеты на рекорд высоты (big air), на рекорд дальности, трюки с использованием фигур («джиббинг»). Но самое главное это гонки, потому что кайтинг – это полноценный парусный спорт, в котором проводятся Кубок России, первенство, чемпионат России и чемпионат мира. Гонки проводятся по парусным правилам, адаптированным к кайтингу, они очень динамичные и зрелищные. А накал борьбы лучше всего описывает такое выражение: кайтинг – это смесь штанги и шахмат. Действительно, нужно иметь очень хорошую физическую форму и при этом чувствовать ветер, контролировать соперников, уметь пользоваться правилами и грамотно вести стратегию и тактику гонки.
Отдельное направление – путешествия на кайте, с помощью которого можно проходить до 200 км в день, причем в любом направлении – главное, чтобы был ветер. Для путешествий отлично подходят просторы речных водохранилищ, крупные озера, просторы заснеженной Арктики. У нас сформировалась команда любителей таких путешествий и в конце почти каждой недели мы планируем походы выходного дня. Так, в одну из зим мы пять раз пересекали Рыбинское водохранилище, один раз Ладожское озеро, дважды проходили маршруты по Онежскому озеру, а также выполнили несколько маршрутов по Волге (например, от Тольятти до Казани).
А про покорителей Арктики нужно писать отдельную книгу, так как эту страницу истории в двух словах не опишешь. Хочу сказать, что в 2020 году ребята завершили шестилетнюю экспедицию от Архангельска до Берингова пролива. Всего за 6 лет было пройдено 6500 км. Такие автономные экспедиционные гонки называются Enduro.
Кайтинг, который я называю 3D – это кайтинг по горам, по холмам, по пересеченной местности. Кайт вместо подъемника затягивает на гору, а потом поддерживает на спуске. Самые смелые летят вниз с помощью кайта, и это невероятно захватывающе.
Летние разновидности можно разделить на кайтинг по земле (лендкайтинг) и кайтинг по воде. В свою очередь кайтинг на воде различается по использованию снарядов скольжения. Кайтбординг – с использованием обычной доски, кайтсерфинг – при использовании серфборда или гидрофойла (доски на подводном крыле). При помощи кайта и различных досок можно наслаждаться всеми направлениями кайтинга – фрирайдом, фристайлом, вейвом (катанием по волнам), гонками в дисциплине «Курс-рейс» или просто свободными путешествиями. Рассказывать про каждую из этих граней можно бесконечно долго, ведь это только самая вершина айсберга – лучше один раз попробовать и найти то, что зацепит именно вас.
– Перечислите свои достижения в кайтинге. Какие соревнования в данном виде спорта проводятся у нас в стране и за рубежом?
– В начале своего кайтового пути я выступала на соревнованиях в дисциплине «Курс-рейс». Была многократным победителем российских соревнований, чемпионом Европы, призером чемпионата мира. Но самое интересное началось в 2013 году, когда мы с Милой Поляковой (г. Новосибирск) образовали женскую команду Belka&Strelka и стали выступать в дисциплине Enduro – многодневные автономные гонки, в ходе которых нужно пройти маршрут через контрольные точки протяженностью 400–500 км. В зачете женских и смешанных команд мы побеждали в Чемпионатах мира 2013-го, 2015-го и 2016-го годов. В 2016 году взяли Кубок мира среди женских и смешанных команд и заняли третье место в общем зачете в Кубке мира. После этого Мила сменила спортивную карьеру на тренерскую деятельность, а я продолжила выступать с Борисом Филимоновым (г. Санкт-Петербург) – у нас I место в Чемпионате мира 2017 года. Затем ездили с Андреем Атамановым (г. Санкт-Петербург), с 2021 года мы выступаем с Егором Ивановым (г. Самара). В прошлом году мы с ним заняли III место в общем зачете на международном соревновании «ТрансОнего» («ТОКЕ – Trans-Onego Kite Enduro»). Во-первых, мы первая в истории гонок класса Еndurо смешанная команда, оказавшаяся на пьедестале в общем зачете. Во-вторых, сама гонка была невероятной – дистанцию, которая была рассчитана на четыре дня, мы прошли за полтора, скорость кайтинга при этом составила 220 км в первый день и 195 км во второй. А уже в марте текущего года на «ТОКЕ-2022» мы с Егором взяли I место в абсолютном зачете – это, пожалуй, на данный момент высшее достижение, которым можно гордиться! Эта победа – моя сбывшаяся мечта и я даже представить себе не могла, что она исполнится!
– А какой маршрут был самым долгим, сложным и ответственным?
– Наверное, экспедиционные маршруты по Арктике. Первый был в 2015 году в составе первого этапа Трансарктической экспедиции. Маршрут был не очень протяженным – от Архангельска до Нарьян-Мара, но очень сложным из-за огромного количества рек, очень много приходилось ходить пешком. А второй подобный маршрут был выполнен совсем недавно – в 2021 году, когда мы в составе возрожденного дуэта Belka&Strelka совершили совместный переход от Яр-Сале до Нарьян-Мара. Это было не очень долго по времени – в общей сложности маршрут занял 9 дней и прошли мы 750 км, но была большая ответственность за себя, за оборудование, друг за друга, так как маршрут проходил по безлюдным местам и в случае непредвиденной ситуации помощи пришлось бы ждать долго.
– Расскажите о быте в таких многодневных соревнованиях. Как оборудуете лагерь на ночь и чем питаетесь? Какой груз вы везете с собой?
– Все очень похоже на быт зимних туристов и альпинистов. Есть перечень снаряжения, который мы обязаны иметь при себе. Этот список продиктован соображениями безопасности. Также есть ограничение по минимальному весу – 38 кг на пару, исключая кайты и одежду, которая будет на нас в гонке. Все снаряжение, еда и кайты упакованы на сани. Общий вес саней в гонке – около 40 кг, в экспедиции – 65 кг. Мы используем ветроустойчивую палатку, которая сконструирована специально для зимних экстремальных походов, спальники с температурным режимом до –40, горелки газовые и бензиновые. С собой запас горючего и еды для автономного обеспечения необходимого минимума, плюс чрезвычайный запас на три дня на непредвиденный случай. Еда состоит в основном из сублимированных продуктов и сухофруктов. Обязательно изотоник, так как в приготовлении пищи и напитков используется снег – а это дистиллированная вода.
– О чем приходится думать в окружении суровой северной природы во время многодневной гонки?
– Это своего рода медитация. Сначала действительно думаешь – бывает даже, что мыслей много и они похожи на рой пчел. Потом постепенно активность снижается и наступает ровный белый фон – состояние спокойствия ума. И в этом состоянии приходят очень интересные открытия, облетает шелуха, подсвечиваются действительно важные моменты. Приходит понимание, что настоящее, а что временное, что твое, а что навязано социумом. Я стараюсь фиксировать эти открытия и сохранять их в душе и памяти в качестве ориентиров на будущее. Еще после таких соревнований и экспедиций, в процессе которых приходится неоднократно выходить за пределы своих возможностей, чувствуешь, что ничего невозможного нет. – в любой ситуации можно подобрать решение – что если ты справилась там, то тут точно все получится.
– Случались ли непредвиденные ситуации в ходе соревнований?
– Постоянно. Самое интересное, что из-за того, что автономные гонки в формате Еnduro сопряжены с трудностями и реальными опасностями, сами кайтеры не просто дружны между собой, это целая семья. Поддержка и взаимовыручка – часть мира кайтеров со своими шутками и интересными историями. Например, на соревнованиях VAKE2017, которые проходили на севере Норвегии, с самого начала нас сопровождала череда совпадений и неудач. Мы выехали на машине из Санкт-Петербурга, но недалеко от границы она сломалась, а утром была запланирована важная встреча в финском городе Иматре, на которую я не могла опоздать. Двинулась дальше автостопом, что раскрасило мою жизнь новыми красками и впечатлениями, а Борис Филимонов был вынужден дожидаться эвакуатора. Для пересечения границы я «захватила» финна, который приехал в Россию под покровом ночи за бензином, и он на мое удивление сдался без боя, посадив в свой автомобиль незнакомого человека. Встреча состоялась, а вскоре и Борис подъехал на возвращенном к жизни авто. Добравшись до норвежского населенного пункта Берливог, поучаствовали в брифинге и прошли контрольное взвешивание снаряжения, получили чек-лист и наутро стартовали с центральной площади городка.
На второй точке маршрута с нами произошла авария. Деталей я не раскрою, потому как глупее никто точно ничего не делал, но итог был впечатляющий: Борис с синяками от полетов и падений на две скалистые гряды подряд, у меня пораненный палец в крови, который, казалось, потерял внутреннюю целостность, а главное, кайт разорван на три части. Два часа ушло на собирание кусочков кайтов и рухнувших надежд. К третьей точке мы пришли тридцатыми, то есть последними. Потом не было ветра и нам приходилось идти пешком, что втройне тяжелее в сравнении с передвижением под парусом. Потом от меня укатилась лыжа, которая, к счастью, не достигла дна глубокого каньона, а чудом зацепилась за скалистую гряду, где ее и нашел Борис. Далее не включили связь между собой и из-за внутренней несогласованности уехали не туда, куда было нужно. Радиосвязь с дистанционной поддержкой гонки (которую мы между собой в шутку зовем ЦУП) емко и лаконично сообщила: «Судя по трекеру, вы идиоты». Наверное, в тот день нам повезло, что ветер больше «не включили», иначе мы бы накосячили еще больше. Оставалось только идти в гору, под гору и потом опять в гору. Однако мы даже нагнали кое-кого из соперников – наверное, трудности в тот день были не только у нас.
Не стану подробно рассказывать о трудностях и удачах других дней этой примечательной гонки, но в итоге мы исправились – командный дух и стремление к лучшему результату победили. Помню, как в конце последнего дня, когда солнце на закате освещало горы, мы вышли к огромному и величественному океану. Неожиданно волнение ушло и осталось чувство глубокого морального удовлетворения и бесконечного счастья, такого же бескрайнего, как сам океан. Ради таких вот моментов стоит жить и заниматься любимым делом! Мы счастливы, мы победили! Для меня это очень важно. Борис вроде бы тоже доволен, но говорит, что вымученная победа приносит меньше радости, чем легкая. Не знаю, для меня победа – это всегда радость, а выбраться с 30-го на 13-е место в общем зачете и занять 1-е место в зачете женских и смешанных команд – это радость вдвойне. Вот такое прекрасное завершение гонки, которая так тяжело началась.
– В спорте главное – победа или участие?
– Я верю в то, что результат приходит тогда, когда ты получаешь радость и наслаждение от процесса. Я очень люблю кайтинг, мне нравится это пьянящее чувство свободы, возможность двигаться к бескрайнему горизонту, нравится свежий ветер и звезды, каких не бывает в городах, и конечно же, северное сияние. Люби то, что делаешь, и тогда успех будет неизбежен.
«Чаще выходите из дома»
– С какого возраста вы рекомендуете начинать заниматься зимними видами спорта и кайтингом в частности?
– Мы тренируем детишек начиная с девяти лет. Но это индивидуально – очень важен спортивный опыт, который был получен до прихода в секцию, а также физическая форма в целом. Важен и психологический настрой, мотивированность и заинтересованность начинающего спортсмена.
– Наверное, вам ближе природа и города, расположенные за полярным кругом? По вашим наблюдениям, как обстоят дела с экологией на нашем севере?
– Да, я примеряю эти города на себя. На время путешествия они становятся мне ближе. Идеальным местом для жизни я считаю Самарскую область и свой город Тольятти. Я готова много делать для того, чтобы познакомить жителей с природой родного края, с его туристическим потенциалом, со всеми возможностями, которые открыты для людей в нашем Поволжском регионе. Я пока не специалист в вопросе экологии севера, но есть наблюдения, которые потрясают и пугают до глубины души. Например, город-призрак Воркута, из которого ушли люди. Если 30 лет назад там жили 200 тысяч жителей, то сейчас их от силы 30 тысяч. Многоэтажные дома стоят пустые с зияющими глазницами выбитых окон, огромные предприятия и дома культуры заброшены и разрушаются. Жители с такой болью рассказывают о том, как умирает их город, что остаться равнодушным просто не получится. Мы проезжали вдоль сухопутного участка ветки магистрального газопровода «Северный поток». Во время строительства трассы было много времянок, в которых жили строители и дорожные рабочие, сейчас они стоят пустые и не используются, а трасса и территория вокруг закрыты для доступа. Земля, на которой можно было бы развивать туризм, недоступна для жителей и гостей региона. Когда видишь это, возникает ураган мыслей, желание переоборудовать времянки в базы отдыха, организовывать сплавы и маршруты, чтобы брошенная инфраструктура вновь заработала. Ведь это могла бы быть альтернатива для заработка местных жителей, это привлекло бы в регион туристов и инвестиции. Сейчас трасса используется только для обслуживания газопровода, а могло быть иначе. И это боль не только Воркуты, аналогичная ситуация сложилась в Архангельской области. Напротив, хорошие условия жизни мы видели на Ямале. И на фоне Ямала проблемы Воркуты выглядят еще острее.
– Есть ли у северных регионов страны потенциал в плане дальнейшего освоения? Возможно ли жить и развивать города в суровых условиях северных широт?
– Я вижу огромный туристический потенциал многих северных регионов. За последние несколько лет после выхода в свет фильма «Левиафан» весь мир узнал о небольшом селе Териберка в Мурманской области. Туда хлынул поток туристов. Огромные возможности полезного и экологичного освоения имеет приполярный Урал. Здесь можно организовывать лыжные и кайтовые походы и соревнования, речные сплавы, пешие походы, а также просто развивать отдых и рыбалку на горных озерах в окружении первозданной природы. Это вдохнет жизнь и откроет новые возможности для жителей, остановит отток населения. А какие на севере живут люди! Суровые условия жизни заставляют их по-другому смотреть на мир. Но при этом они добрые и открытые, всегда готовы прийти на помощь, потому что на севере не выжить без взаимовыручки. У северных мужчин сохранились очень важные навыки, которые позволяют им все делать своими руками, качественно и на века.
– В этом году нам повезло с холодной и снежной зимой. Что бы вы посоветовали нашим читателям в плане зимнего досуга и приобщения к зимним видам спорта?
– Чаще выходить из дома. Чаще смотреть на небо. Останавливаться и ловить эти сказочные моменты: как снег падает хлопьями в свете фонаря, как дети летят на санках с горы, как поют стропы на ветру, как лыжи скользят по пухлому снегу, поднимая в воздух мелкую снежную пыль. Жить, наслаждаться каждым моментом и радоваться каждому мигу. И главное правило успеха любого зимнего приключения – правильная одежда. Как говорят северяне: «Не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда». Одевайтесь теплее и приходите на обучение кайтингу.
Беседовал Виктор Кудинов