17.01.2020

Дом для наших детей

IMG_20191217_142716 Сотрудники Фонда ЖКХ много лет на личные средства закупают для воспитанников детских домов необходимые им вещи. С 2014 года помощь регулярно оказывается воспитанникам СОГБОУ «Сафоновский детский дом-школа» Смоленской области.

Точка на карте
Триста километров от Москвы и сто – от Смоленска. В этой точке трассы М1 «Москва – Минск» указатель «Интернат» предлагает свернуть на узкую дорогу, спрятавшуюся среди деревьев. Через несколько сот метров она приводит к Сафоновскому детскому дому-школе. Территория огорожена высоким забором.
По обе стороны от главного въезда – массивные сторожевые будки, метрах в десяти от каждой – памятники Владимиру Ленину и Карлу Марксу. Запертые на висячий замок ворота с облупившейся краской, кажется, намертво закрывают проход к находящемуся за ними монументальному зданию. Все признаки выдают в четырехэтажке учебный корпус. Но приглядываешься и испытываешь шок: много окон разбито, на первом этаже вместо стекол – фанера. На фасаде над обнажившейся кирпичной кладкой – поблеклая табличка с надписью: «2 сентября 1962 года школу-интернат посетил первый в мире космонавт, Герой Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин».
Не каждая элитная школа Москвы удостаивалась такого визита в период всеобщего ликования открытием космоса. Первопроходец Вселенной – уроженец этих мест. Построенный в 1960 году огромный, рассчитанный на тысячу воспитанников детский комплекс космонавт посетил в один из первых приездов на малую родину после своего знаменитого полета. В книге отзывов интерната Гагарин написал: «Замечательные ребята, прекрасные условия для учебы и еще более прекрасное их будущее. Желаю всем стать достойными коммунистического завтра».

IMG_20191217_135943Встреча
Оказалось, бывший главный корпус интерната давно не эксплуатируется и ждет сноса. Сегодня в Сафоновском детском доме-школе по штатному расписанию могут находиться всего 60 ребят. Дети живут и обучаются в двух корпусах, покрашенных яркой краской, чистых и уютных. К одному из них – общежитию – и подъехал микроавтобус, доверху загруженный подарками от сотрудников Фонда ЖКХ. Встречавшая гостей воспитатель позвонила коллегам-педагогам и попросила в помощь нам отпустить с занятий несколько мальчишек. Через пару минут появилась бойкая ватага ребят в модной одежде. Встретишь их в городской толчее – даже не подумаешь, что ее обладатели живут без попечения родителей.
Первое, что сделали пацаны, подойдя к автомобилю, – поздоровались. Сами. Инициативно. Так же самостоятельно выстроились в цепочку и принялись переносить внутрь общежития коробки с новогодними сладостями и разными полезными вещами: рюкзаками, термокружками, компактными сушилками для обуви, антеннами, принимающими цифровой телевизионный сигнал и т.д. и т.п. Тем, кто сформировал представление о детдомовцах по фильмам «Путевка в жизнь» и «Республика ШКИД», сразу скажу: ни одной попытки втихую «приватизировать» дары зафиксировано не было. Причем без надзора за разгрузкой со стороны сотрудников интерната. Все на доверии.

Домовенок в детдоме
Когда в гостиной общежития выросла гора коробок с подарками, в помещении собрались все воспитанники от 12 до 18 лет. Они с любопытством рассматривали приехавший из Москвы песочный персонаж в малиновой кепке. Одноименный герой компьютерной игры «ЖЭКА» ребятам был неизвестен. Однако так продолжалось недолго. Одна расторопная старшеклассница набрала в своем смартфоне адрес сайта и открыла игру «ЖЭКА». Оказалось, в век информационных технологий, даже находясь вне стен типовых многоквартирных домов, можно легко получить широкую информацию и о том, как устроено жилищно-коммунальное хозяйство России, и о том, как можно беречь коммунальные ресурсы. Начало положено!
Домовенок «ЖЭКА» повеселил ребят. Ребята показали свои знания о ЖКХ. Потом каждый вытянул из мешка Деда Мороза личный подарок для себя. Эти секунды, по-моему, были моментом откровения: в глазах каждого – и большого, и маленького воспитанника в этот миг светилось счастье.
После вручения подарков дети без чьей-либо подсказки громко сказали: «Спасибо!» и отправились по своим делам (весь день у воспитанников расписан по минутам). Несколько самых старших мальчишек подошли и попрощались рукопожатием. У них уже все по-взрослому.

IMG_20191217_143911_1Не казарма, а квартира
Поездив по России, в разных населенных пунктах я наблюдал, как бывают беспомощны вступающие во взрослую жизнь бывшие воспитанники детских домов. Они пасуют перед элементарными бытовыми проблемами, которые дети из обычных семей решают в два счета. Каждому выпускнику детдома государство обязано выделить жилье, но вопросы ЖКХ и управления многоквартирным домом для них часто покрыты мраком.
Но сафоновцы точно не пропадут. То, что в ходе предновогоднего мероприятия воспитанники детского дома-школы смогли назвать все семь коммунальных ресурсов, используемых в многоквартирных домах, и перечислили жилищные услуги, которыми пользуются собственники МКД, показывало, что они прилично ориентируются в реалиях современной жизни. Осталось попрактиковаться во всех уровнях игры «ЖЭКА», и полное впечатление о российской системе ЖКХ сложится.
– Поддерживать порядок в своих школьных квартирах наши дети уже научились, – похвалилась старший воспитатель Ирина Малолетнева.
– В квартирах?
– Да. В нашем детском доме помещения для проживания созданы по квартирному типу. Каждая квартира имеет спальные комнаты на 2–3 человека, ванную комнату, столовую, комнату отдыха, оснащена необходимой бытовой техникой.
Как журналист я бывал в детских домах еще в советское время, и увиденное на Смоленщине стало еще одним шоком. Вместо зала с голыми стенами и выстроенными в шеренгу кроватями воспитанники живут в отсеках, которые, на мой взгляд, намного лучше, чем комнаты общежития МГУ на проспекте Вернадского.

Труд во имя будущего
На момент развала СССР в России насчитывалось 564 детских дома, а к началу 2000-х их количество увеличилось почти втрое! Хорошо, что руководство страны вовремя увидело, что ситуация с детьми, лишенными опеки родителей, достигла критической черты. Были предприняты кардинальные меры по распределению воспитанников детских домов в патронажные и приемные семьи и по предотвращению самого явления «детдомовец».
Много нового в последние годы для социальной адаптации и подготовки воспитанников к обычной жизни делается и в Сафоновском детском доме-школе. Известно, что вовлечение воспитанников в посильный производительный труд было основой системы воспитания известного педагога начала 1930-х годов Антона Макаренко. Но к 1960-м годам в СССР детям до 16 лет законодательно запретили заниматься любым производительным трудом, что почему-то считалось их эксплуатацией. В результате воспитанники в стенах детских домов и интернатов только учились и выполняли элементарные хозяйственные поручения.
В 2006 году в Сафоновском детском доме-школе появились первые кружки и мастерские, где ребята стали учиться пришивать пуговицы в швейной мастерской, работать с инструментами в столярке, готовить в кулинарной студии. У многих детей, выпускающихся из учреждения, увлечения стали превращаться в профессии.
Так как примерно у 80 процентов детей, находящихся в детских домах Смоленской области, есть живые родители, то воспитатели совместно с неравнодушными людьми из общественных организаций активизировали работу по восстановлению родственных связей. Появились примеры, когда, покинув детский дом, воспитанники воссоединялись с родителями.

Курс на перемены
Уже вернувшись в Москву, я наткнулся в интернете на объявление: «Две недели назад нам подкинули щенка. Собака домашняя, была в ошейнике, ко всему приучена, очень добрая, веселая, послушная. Нам очень нужно найти ей хозяина, потому что на территории ее держать нельзя, и с приходом холодов она может погибнуть. Мы отдадим ее в добрые руки! Пожалуйста, возьмите ее к себе! Ждем звонка по телефону…»
Сообщение разместили ­воспитанники Сафоновского детского дома-школы. Сами пока не имеющие в собственности личных квартир, дети искали жилье для бездомного щенка. И нашли.
– Теперь ребята ищут новых хозяев для пяти котят, которых родила забредшая на территорию детского дома кошка, – рассказала мне воспитатель Елена Шершнева. – Для каждой живой души нужен дом…
В ноябре 2019 года я случайно оказался в Астрахани в период работы первого Всероссийского форума выпускников детских домов «Мы нужны друг другу». На мероприятии собрались более 300 бывших детдомовцев в возрасте от 18 до 30 лет из 85 регионов страны. Каждый из приехавших представлял из себя вполне сформировавшуюся личность. Личность, которая на своем опыте испытала реалии действующих детских домов России и осознала, что жизнь в них, несмотря на позитивные сдвиги, требует кардинальных перемен.
Перемены будут. Это в один голос подтверждают представители разных ветвей российской власти. Первым шагом должен стать законопроект о постинтернатном сопровождении сирот. Сам же процесс воспитания детей, оставшихся без родителей, предполагается трансформировать так, чтобы каждого ребенка ждало будущее в семейном кругу. И для этого уже не стоит дожидаться коммунистического завтра, как предполагалось во времена Макаренко.