Добрый человек из ЖКХ
Нина Титова – коммунальщик до крайности нетипичный. Трубы и крыши, отопительный сезон и капремонт – это, конечно, да; задачи важнейшие. Но ей непременно надо, чтобы еще и красиво было. Чтоб глаз радовался. И даже вандалы, нет-нет да посягающие на эту красоту, неспособны заставить ее жить по-другому.
Железнодорожная ретроспектива
Русские поселения, расположенные среди глухих лесов к востоку от Москвы между речками Пехорка и Черная, упоминаются еще в документах Ивана Калиты, относящихся к 1327 году. В конце XVIII века стараниями Петра Румянцева-Задунайского сюда дополнительно переселили ряд крестьянских дворов. В честь младшего сына графа поселение нарекли Сергеевкой. Однако со временем деревню все чаще стали называть «Обираловка» – потому что местные жители то и дело грабили богатых купцов и рядовых путников, двигавшихся в первопрестольную со стороны Касимова, Рязани и Владимира по проходящей рядом Вохонской дороге (село Вохна – ныне город Павловский Посад, а дорога с 1984 года называется Носовихинским шоссе).
В 1862 году около деревни проложили Московско-Нижегородскую чугунную дорогу и образовавшуюся станцию тоже назвали Обираловка. Анна Каренина для встречи с Алексеем Вронским, гостившим в имении матери, приехала именно сюда и здесь же решилась броситься под поезд.
В 1939 году поселение, к которому стали присоединяться окрестные деревни, официально переименовали в поселок Железнодорожный. В начале 1980-х в Железнодорожный, ставший уже крупным рабочим городом ближайшего Подмосковья, после окончания волгоградского техникума нефтегазовой промышленности приехала 19-летняя Нина Титова. С жильем для иногородних молодых специалистов в Советском Союзе всегда было туго. Особенно вблизи столицы. Квартиры в ускоренном порядке предоставлялись лишь сотрудникам самых трудоемких и малооплачиваемых отраслей. Поэтому девушка и пошла работать в ЖКХ. Начинала с рядовых техников и за два десятка лет прошла каждую должностную ступеньку в своем ЖЭКе.
Лихие 1990-е встретила в кресле директора. Безденежье, недовольство жителей и начальства – характерные черты работы большинства коммунальщиков того периода. Титова выдержала, удержала муниципальное предприятие от развала. А когда государство стало стимулировать переход отрасли в частные руки, городские власти предложили ей стать первопроходцем. Так появилось ООО «Квартал 2005», взявшее в управление 79 многоквартирных домов.
Как в сказке
Больше десяти лет назад мне впервые довелось проехать транзитом через Железнодорожный. Заезжал на автомобиле с южной стороны. И первый же жилой квартал привлек внимание расположенным на перекрестке панно. Оно представляло собой городской герб, выложенный из цветного булыжника. Рядом гостей встречали деревянная красавица, держащая хлеб-соль, и былинный богатырь со щитом.
Впоследствии я неоднократно бывал в Железнодорожном и каждый раз замечал все новые и новые малые архитектурные формы. Но лишь этой осенью узнал, что инициатором красочного благоустройства городской территории являются не местные власти, а директор одной из управляющих компаний Нина Титова.
– Обычно частные предприятия, управляющие многоквартирными домами, декларируют убытки, а вы на деньги жителей умудряетесь не только общедомовое имущество содержать, но и художественные произведения создавать. Зачем берете на себя дополнительные хлопоты? – спросил я руководительницу УК «Квартал 2005» после того, как мы вместе осмотрели оригинальные композиции, расположенные в большинстве дворов старой части Железнодорожного.
– Хочу делать окружающий мир прекраснее, – просто ответила Титова.
Клумбы в корзинках
А началось все в конце 1980-х со свадебного путешествия в Абхазию. Будучи на Кавказе, Сергей Титов решил подарить молодой жене корзину горных цветов. Пока местный умелец плел лозу для букета, молодой человек внимательно наблюдал за процессом. Вернувшись в Железнодорожный, попробовал смастерить корзину сам. Получилось. Через несколько лет, когда Нина Титова стала главной по обслуживанию коммунального хозяйства большого городского квартала, помогать ей в работе принялась вся семья – две школьницы-дочки, обучавшиеся в художественной школе, придумывали эскизы веселых фигур, а муж плел на придомовых территориях огромные корзины-клумбы. Конечно, генерировала идеи и сама домоуправительница. Так во дворах Железнодорожного появились Незнайка, Карлсон и фрекен Бок, крокодил Гена и Чебурашка, Маша и Медведь, почтальон Печкин, непутевая гайдаевская троица (Трус, Балбес, Бывалый), Бременские музыканты. Деревянному коту из этого мультяшного квартета вандалы периодически отрубают лапы и лишают возможности «играть» на клавишах сделанного из металлолома фортепьяно. Достается и деревянному ослу, стоящему рядом…
Полный текст можно прочитать в № 11 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2018 год