Дмитрий Дунаев: «В России важно петь песни, связанные с нашей культурой»
Его завораживающий голос, обаяние, сердечность исполнения песен буквально очаровывает зрителей. Он истинный профессионал в мире музыки и организации шоу-программ. Его творчество отличает богатый репертуар – от классики до популярной эстрады, от патриотических произведений до романсов. Сегодня в гостях журнала «Вокруг ЖэКа» Дмитрий Дунаев – певец, композитор, заслуженный артист России, почетный профессор Московского государственного института культуры, заслуженный артист Приднестровской Молдавской Республики, обладатель званий «Народный дипломат», «Посол мира», кавалер ордена «Миротворец», ордена «Меценаты столетия» и кавалер ордена «Служение искусству». Артист, который заряжает своим оптимизмом, приносит праздник и дарит своим поклонникам поистине душевные концерты.
– Дмитрий, сегодня вашу музыку и голос можно услышать с экранов главных телеканалов и радиостанций страны. А когда началось ваше знакомство с миром музыки?
– Я родился в самой простой семье в городе Коломне Московской области. Моя мама работала на учебно-производственном предприятии Всероссийского общества слепых – будучи зрячей, она паяла платы для телевизоров «Юность». Папа тоже работал на этом же предприятии и прошел путь от рабочего до заместителя директора. Он был слепым человеком, но превосходно играл на баяне. У него был абсолютный слух. При Всероссийском обществе слепых тогда работал ансамбль слепых баянистов, которые не только выступали в городе, но и выезжали на гастроли в регионы. Я очень много ездил с ними. Отец прививал мне любовь к музыке с самого детства. Помню, как уже в школе меня, поющего лучше других в классе, отобрали в местный хор при Доме пионеров. Так началось мое путешествие по творчеству. В те годы я старался не афишировать свои занятия музыкой, поскольку считалось, что нормальный парень должен заниматься спортом, а вокал или хореография были чем-то неприличным. Поэтому я тайными дворами ходил заниматься вокалом в Дом пионеров и гордо выпрямившись – на занятия боксом. В детстве я также увлекался фотографией, и настолько хорошо это получалось, что меня взяли внештатным фотокорреспондентом газеты «Коломенская правда».
– Когда вы начали сочинять свои первые песни?
– Первые песни я стал сочинять еще в начальной школе. И несмотря на то, что в детстве я чем только не занимался – фотографировал, был рокером, боксером, параллельно с этим в голову мне приходили разные мелодии и стихи, я их запоминал и записывал. Композиторы – это такие своеобразные проводники. Откуда-то сверху приходят идеи для того, чтобы дальше распространить их людям. Я всегда удивляюсь, когда композиторы берут деньги за исполнение своих песен. Нам выпала честь быть проводниками, и мы должны это отдавать слушателям.
Для написания песни нужно особое вдохновение – когда пытаешься сделать что-то специально, обычно ничего не получается. Находясь в начале пути, я стеснялся показывать свои песни. Прежде чем это произошло, прошло немало времени. Я успел поработать в разных группах на разогреве. Советский композитор Сергей Мажуков подарил мне две свои песни: «Лена, Лена, ты необыкновенна» и «Аэропорт, аэропорт», с ними я и выступал. А в 15 лет я пришел на прослушивание к легендарному конферансье и руководителю Московского Театра эстрады Борису Сергеевичу Брунову. Ему мое исполнение понравилось. А дело было как раз перед Новым годом. Он говорит: «Ну что, Дима, с новогодних концертов и начинай у нас работать». Выступлений было очень много, да и состав артистов был очень солидный: Валерий Леонтьев, Лариса Долина, Филипп Киркоров, Дима Маликов и др. Мне было невероятно почетно выступать в такой компании, я получил для себя бесценный опыт. И буквально через три месяца Борис Сергеевич, оценив мои творческие успехи, предложил оформить трудовую книжку. Несмотря на то, что мне было 15 лет, он смог официально оформить меня на работу в Театр эстрады через отдел кадров. Продюсеры театра начали меня раскручивать как отдельного исполнителя. На тот момент я уже записал две свои песни, их и сейчас можно найти в интернете – это «Портрет» и «Я не хочу с тобой расставаться». На «Портрет» был снят клип, который часто транслировался на телеканале «2х2», и моя песня неожиданно пошла по стране.
«Жизнь проверяет нас на сложность»
– Неужели все так легко складывалось в вашей творческой жизни? Талант, успех, популярность, любовь зрителей…
– Конечно же, не все и не всегда бывает в жизни гладко. Жизнь – одна большая и сложная загадка. На прочность она проверяет каждого из нас. После случившегося успеха со мной в 18 лет произошла трагедия, так много поменявшая в жизни. Внезапно я заболел артритом с артрозом. Это болезнь стариков, а у меня в молодом возрасте это стало очень сильно прогрессировать. Лечение артроза невероятно болезненное – когда палец на ноге начинает искривляться, делают коррекцию – «наживую», без наркоза, зубилом, молотком… Потом делают чистки. Это страшно больно! На протяжении семи лет я лежал. Ходить мог только в период ремиссии по чуть-чуть зимой, и то с палочками, и еще немного – летом. Какие только мысли тогда не приходили мне в голову! Думал: за что такая несправедливость? Параллельно с этим испытанием у меня происходили очень серьезные проблемы с горлом. Мне сделали на горле пять операций. Три из них провели в Москве. А дальше сказали, что нужно ехать в Голландию делать, так как в Боткинской больнице не было нужного оборудования. К тому моменту друзей у меня уже практически не осталось – кому нужны такие больные? Родители продали участок – 6 соток, набрали денег, меня отправили в Голландию, сделали там четвертую операцию, а затем пятую – последнюю, в Москве. И произошло чудо! Врачи говорили, что я не только петь, говорить не смогу. Когда после последней операции я вошел в ординаторскую и врач сказал: «Дмитрий, скажите что-нибудь», а я неожиданно запел, медики поняли, что со мной что-то не так. Ведь обычно после такого количества операций люди даже не разговаривают уже. Чудо? Да, чудо! Со мной такие чудеса происходят на протяжении всей жизни – и на Валааме, и в Александро-Свирском монастыре.
– Пережив такие серьезные испытания, да еще в столь юном возрасте, к каким выводам вы пришли?
– После пережитого я понял, что жизнь после смерти продолжается и за каждый свой поступок, за каждую мысль, брошенную во Вселенную, мы несем персональную ответственность. И даже не так страшно само слово, как наши мысли. Только мы неправильно подумали и… уже согрешили. За все это точно придется отвечать. И болезнь со мной приключилась не просто так. Но если бы я не прошел весь этот путь, не переболел бы, то не написал бы такие песни. В моей жизни не появился бы Андрей Алексеев, который на протяжении жизни писал мне стихи. К сожалению, он ушел от нас четыре года назад, и я до сих пор ощущаю эту утрату, он был мне как родной отец. Я пришел к выводу, что даже если что-то плохое случается с нами в жизни, это все необходимо и для чего-то нам нужно. Каждый человек выполняет свою определенную программу, которая зашита в нем с рождения. Родился – и пошла программа. Как бы мы ни пытались ее изменить, ничего не получится, все равно все будет так, как запрограммировано. Я уверен, что анализируются и оцениваются все наши поступки и дела – то, как мы живем. Добрые дела ведь тоже можно делать по-разному. Сделать доброе дело для того, чтобы тебе сказали: «Ой, какой ты молодец! Добрые дела делаешь! Вот умничка!». Или же сделать это искренне, бескорыстно, потому что это нужно и необходимо? Если сделал доброе дело и задумался: «а что мне за это будет?», то все: считай, что этого доброго дела и не было.
– Люди часто приходят к вере после каких-то несчастий. Я знаю, что вы стали организатором первого за всю историю концерта в храме Христа Спасителя, отмеченного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
– Да, я стал организатором самого первого концерта во Всемирном Русском Народном соборе. Моя песня «Храни нас Бог» была благословлена на исполнение.
«Порой артисты рискуют жизнью на войне не меньше солдат»
– Вы бессменный художественный руководитель еще одного заметного для нашей страны мероприятия – Международного Кремлевского кадетского бала в Москве. Расскажите об этом проекте.
Международный Кремлевский кадетский бал – это уникальное мероприятие, которое ежегодно собирает в Гостином дворе почти 2000 ребят со всех кадетских училищ России. Мы также приглашаем кадетов из-за рубежа. К нам приезжают юноши и девушки из стран СНГ, Китая, Южной Кореи, Греции, Турции, Германии… В прошлом году из-за пандемии бал отменили. Одна из главных целей мероприятия – патриотическое воспитание молодежи. Я бессменный художественный руководитель этого проекта, а организатор – Юлия Кирпичникова, замечательная девушка, красивая, талантливая, просто молодец. И я рад, что у Международного Кремлевского кадетского бала есть такая сильная, настоящая, проверенная временем, дружная команда, которая создает мероприятие из года в год. Все это выглядит невероятно красиво. Полонез, вальс, мазурка – в программе бала десятки хореографических композиций… Юноши в строгих кадетских мундирах, девушки в бальных платьях… На площадке царит удивительная атмосфера. Кадеты готовятся к балу заранее, изучают танцевальные па, занимаются вокалом. Оказывается, проводить балы – это давняя традиция нашей страны. Еще 300 лет назад Петр I издал указ об учреждении в России ассамблей – увеселительных собраний. Позже офицерский бал стал частью культурных традиций Российской Армии. Поэтому обучение бальным танцам как обязательный предмет вошло в программу подготовки российских кадетов, суворовцев и нахимовцев. Приглашая на бал кадетов из разных уголков страны, мы хотим, чтобы они познакомились с уважаемыми людьми, героями России, посетили столицу своей Родины. Ведь от того, что ребенок увидит, какой пример он получит, зависит и то, каким он захочет стать в будущем.
Если же продолжать вспоминать наиболее значимые мероприятия, в которых мне суждено было принимать участие, то нельзя не упомянуть про концерты в Сирии. Так получилось, что я стал одним из первых артистов, посетивших эту страну в начале войны. Мы прибыли в Хмеймим вместе с героем СССР, заслуженным военным летчиком, генерал-полковником, депутатом Государственной Думы ФС РФ Николаем Тимофеевичем Антошкиным, когда там еще не было никаких построек, одни только тенты были натянуты. Во время полета я, конечно, чувствовал себя настоящим героем. А когда на подлете начали запечатывать окна, выключили свет, сказали не шевелиться и отключить мобильные, ко мне пришло осознание, насколько это все опасно и серьезно. И когда после подписания необходимых документов я выехал на передовую, где реально стреляют в людей, стало действительно страшно. Война – это всегда страшно. Запомнилось, что, когда вылетали обратно, наш борт взлетал ввысь совершенно вертикально, пока не набрал высоту 5 км, потому что после 5 км в него уже сложно попасть. И только после этого на душе стало немного поспокойнее.
Порой артисты рискуют своей жизнью на войне ничуть не меньше, чем солдаты, ведь их расценивают как особо опасных врагов, благотворно влияющих на боеспособность армии.
К сожалению, войны случаются и в наше время. Кстати, мы с Николаем Тимофеевичем Антошкиным должны были лететь тем самым бортом, в котором погибли александровцы. На тот момент руководителем департамента культуры Министерства обороны был Антон Кубанков. Он писал прекрасные стихи. Мы с ним даже договорились, что напишем гимн парку «Патриот» – я музыку, а он – стихи. И вот 23 декабря утром созваниваемся, я говорю: «Антон Николаевич, так что там со стихами?» «Дим, так мы ж летим с тобой 25 декабря. Вот в самолете и обсудим». Но уже вечером 23 декабря мне звонит Антошкин и говорит, что мы с ним сможем полететь только после Нового года. А у меня в чем еще была проблема – нашли мецената, нашего друга Александра Попова, который полсамолета забил новогодними елками, елочными игрушками. А это же огромные деньги! Все это уже загрузили в самолет. Мне было страшно неудобно отменять этот полет, и я жутко по этому поводу нервничал. А потом 25-го числа узнал о страшной катастрофе. Кроме нас, в списках был глава Генштаба Валерий Герасимов – его поездку отменили из-за рабочих дел. Должен быть лететь Иосиф Кобзон, но его не отпустил врач. И еще в списках были двое из ансамбля Александрова, но у одного оказался просрочен загранпаспорт (ему даже выговор по этому поводу сделали), а у второго то ли родился сын, то ли заболел. Вот в итоге все мы чудом и спаслись. А в Сирию в конечном результате мы с Николаем Тимофеевичем летали с концертами семь раз. Медаль получил в самую последнюю очередь. Я всегда говорил: «Сначала ребятам». Все говорили: «Хорошо, Дима, хорошо!» В результате мне последнему дали. «Ну и тебе теперь, Дима, медаль! Как участнику боевых действий в Сирии».
– Дмитрий, сегодня ваши музыкальные произведения звучат на главной сцене страны, ваша песня «Россия – вечная держава» стала своего рода гимном. Расскажите об истории ее создания. Правда ли, что вы ее исполняли даже на Северном полюсе и стали первым в мире певцом, кто дал там первый сольный концерт?
– Песня «Россия – вечная держава» родилась как альтернатива новому гимну России. Сначала она стала гимном партии «Единая Россия», потом Ассоциация героев взяла ее как гимн, и песня начала свое путешествие по стране. 6 апреля 2014 года на Северный полюс был высажен десант из героев Российской Федерации, где под песню «Россия – вечная держава» были установлены православный крест и 14 флагов, главный из которых – флаг России. Песня получила свое второе рождение, когда прозвучала в присутствии Президента РФ Владимира Путина 19 декабря 2015 года в Государственном Кремлевском дворце. Благодаря поддержке ФСБ России и лично директора А.В. Бортникова моя песня торжественно закрыла праздничный концерт ко Дню работников органов безопасности РФ. Ее исполнили такие известные артисты, как Олег Газманов, Александр Маршал, Полина Гагарина, Сергей Волчков и Александра Воробьева. Родился даже одноименный проект «Россия – вечная держава». Во многих регионах мою песню ставят вместе с гимном, проходят патриотические флешмобы, очень многие наши политики песню знают, любят и уважают. В основе этого проекта лежит музыкально-патриотический альбом авторских песен о России, Родине, ее героях. Этот проект объединяет известных артистов, художников, космонавтов и военачальников, известных врачей и служащих «от дальних океанов до Кремля» – всех тех, кому не безразлична Родина. Народу эта песня нравится. Хотя мне все же сегодня ближе другая песня – «Кадетский вальс». Кстати, эту песню исполняют не только в России, но и кадетские корпуса на Украине, в Белоруссии, в Казахстане тоже поют мою песню. Если вы в сети наберете «Кадетский вальс», вы увидите, насколько широка география этой песни.
– Вы автор многих гимнов государственных структур: ФСБ России, Росгвардии, Следственного комитета России, марша Юнармии и др. Вам нравится создавать гимны?
– Дело в том, что сейчас меня в основном просят написать гимны. Я это делаю профессионально, но по своей душе, по своей натуре все же я лирик, поэтому мне больше нравится писать и исполнять лирические песни, с хорошим глубоким смыслом. К сожалению, не всем это сейчас нужно. Всего у меня написано порядка 2000 песен – от классики до популярной эстрады, от патриотических произведений до романсов. Но повторюсь – в глубине души я лирик, мне нравится петь добрые, душевные, светлые, красивые песни.
«У нас есть своя культура, ее и нужно продвигать»
– В минувшие столетия не было радио, телевидения, интернета, люди не имели возможность слушать такое множество песен, зато часто пели сами. Утрачена ли сегодня культура пения в среде непрофессионалов и можем ли мы возродить и сохранить практику пения среди населения?
– Я думаю, культура пения никуда не исчезла. Был период, когда в нашей стране действительно было мало сильных вокалистов. Сейчас же их появилось достаточно. Например, Сергей Чумаков – очень мне нравится как солист, артист. Александр Панайотов – прекрасный голос, ученик Ларисы Долиной, красивейший голос. Много талантливой молодежи. Я часто выступаю в качестве члена жюри разных вокальных конкурсов и хочу сказать, что молодежь у нас способная, есть потрясающе красивые голоса и очень интересная тембральная окраска. А по поводу пения в среде непрофессионалов, – на мой взгляд, и с этим у нас в порядке. Наши люди охотно поют дома или у костра под гитару, а кто-то, преодолев стеснение, доверяется профессионалам и идет реализовывать свои вокальные способности в один из великого множества караоке-клубов России. В караоке публика всегда очень доброжелательная. К тому же во многих караоке есть профессиональный бэк-вокал, который всегда выручает. Говорят, что процесс пения стимулирует выработку гормона счастья и помогает избавиться от различных переживаний и стрессов. Так что хочется обратиться к людям: «Пойте на здоровье!».
– У каждого народа есть свои уходящие в века музыкальные традиции. Это касается как формы, так и содержания музыкального материала. Как бы вы описали культурный код нашей музыкальной традиции?
– У нас есть свой культурный код, есть свой джаз, есть свои казачьи ансамбли, есть народные коллективы, только послушайте, что они делают! Русское многоголосье – этого нет нигде в мире! А мы зачем-то сейчас берем за основу американскую культуру. Поймите, это нам чуждо, у них совсем другой менталитет. Мы не умеем петь, как они. Все, что мы делаем под них – это всего лишь жалкое подобие. У нас есть своя культура, ее и нужно продвигать. Бывает очень обидно, когда наши талантливые солисты с красивыми, светлыми голосами занимаются плагиатом в то время, когда необходимо развивать свою культуру. Ведь все, чем мы занимаемся сейчас – это в основном плагиат чистой воды. Копирование, причем плохое. Мы живем в России, нам нужно петь свои песни, которые связаны с нашей культурой. И это действительно очень важно. Давайте любить нашу страну, не предавать ее, а помогать строить здесь и сейчас, сами себе, и все будет хорошо!
– Что бы вы могли пожелать читателям журнала «Вокруг ЖэКа»?
Прежде всего, я хотел бы пожелать читателям журнала оставаться самими собой. Подчас мы надеваем на себя такое количество масок и настолько к ним привыкаем, что их на себе даже не ощущаем. Снимите все эти маски и будьте самими собой – какие вы есть, со всеми достоинствами и недостатками. Будьте честны прежде всего перед собой. И тогда все лишние проблемы уйдут и мир станет лучше. Мы все время говорим, что в наших проблемах виноват кто-то другой, только не мы. Мы сами виноваты во всех наших победах и удачах. Наши проблемы – это тоже мы. Начинайте с себя. Не со своих друзей, не со своих знакомых, а именно с себя. И жизнь станет лучше.
Беседовала Ольга Гришина