Дверь во взрослый мир
Несмотря на принимаемые государством меры, в детских домах и школах-интернатах страны еще воспитываются тысячи детей, оставшихся без попечения родителей. И каждому из них кто-то должен открыть дверь в современный взрослый мир.
Дети из Канавки
Воцерковленные люди знают, что наиболее значимым сакральным объектом Дивеевской обители является Канавка Пресвятой Богородицы – шесть прямолинейных отрезков рва с насыпью, которыми монахини по велению Серафима Саровского в период с 1829 по 1833 годы ограничили территорию так называемой первоначальной Мельничной женской общины.
Много лет в пределах Канавки Пресвятой Богородицы находилась школа-интернат, имевшая статус специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Это самый «высший» и сложный разряд детских заведений. Здесь учились, воспитывались и проживали десятки девчонок и мальчишек, лишенных попечения родителей. Они часто молились в стенах почитаемых во всем мире православных храмов, наблюдали чудесные излечения паломников и сами надеялись на помощь.
Весной 2011 года Дивеевскую школу-интернат передислоцировали ближе к Саровской пустыни – в расположенный на самой границе Нижегородской области и Республики Мордовии поселок Сатис.
Волнующие темы
В Сатис мы, сотрудники Фонда ЖКХ, намеревались приехать еще в самом начале 2020 года, чтобы провести в Дивеевской школе-интернате комплекс мероприятий по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Сироты, выходя из стен социальных заведений, получают от государства жилье в многоквартирных домах, но мало кто из ребят способен адекватно управлять своим жилищем, без ошибок соблюдать установленные правила, соблюдать права и обязанности во взаимоотношениях с управляющими и ресурсоснабжающими организациями.
Но внезапная пандемия COVID-19 смешала первоначальные планы. Пришлось разрабатывать дистанционные способы взаимодействия. С социальным педагогом образовательного учреждения Светланой Каштановой мы заранее собрали все вопросы, которые волновали детей. Оказалось, воспитанников интерната беспокоили в первую очередь такие темы, как взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги, разделение между собственниками помещений лицевых счетов, предоставление льгот и отсрочек по оплате коммунальных платежей и т.п.
Дом на бумаге
Доводить любую информацию дистанционно гораздо труднее, чем преподносить очно. А тут незнакомые разновозрастные (от 9 до 17 лет) дети со сложными судьбами и отклонениями здоровья. Как интересно и доступно объяснить им премудрости ЖКХ? Решили опираться на рисунки. Все дети охотно формулируют свои мысли и чаяния с помощью карандашей и красок. Не стали исключением и воспитанники школы-интерната. Они быстро изобразили на бумаге свое будущее личное жилище. Исключительно в виде… частных домовладений. Поэтому занятия начались с разъяснений отличий в содержании отдельных и многоквартирных домов.
Целую неделю ребята добросовестно впитывали полезную для себя информацию. Энергосбережение – хорошо, раздельный сбор мусора – тоже.
Но как быть, если странную претензию предъявляет собственник соседней квартиры? Куда звонить, если твою квартиру вдруг заполнил газ? Каждый день ребята, помимо заявленных тем, дотошно просили разъяснять все новые и новые бытовые нюансы…
Под опекой «ЖЭКИ»
Свободное от занятий время дети тоже проводили с пользой: играли в «ЖЭКУ» – первую компьютерную игру, разработанную Фондом ЖКХ. Проходя различные уровни игры, воспитанники школы-интерната опять-таки основное внимание обращали не на то, как оптимально уложить вещи в стиральную машину, или на то, как комфортнее разместиться в лифте, а на процедуру оплаты коммунальных квитанций и снятия показаний приборов учета.
– Таковы уж реалии современного мира, в котором некоторые дети вынуждены с ранних лет разбираться в финансах, – констатировала начальник Управления обучающих проектов Фонда ЖКХ Ольга Гришина.
Со своей стороны директор Дивеевской школы-интерната Михаил Николаев по итогам проведенных обучающих мероприятий выразил руководству государственной корпорации благодарность за содействие в подготовке воспитанников образовательного учреждения к самостоятельной жизни.
И детская площадка во дворе
«Должно быть милостиву к убогим и странным; о сем много пеклись великие светильники и отцы Церкви», – говорил два века тому назад Серафим Саровский. Наказы святого старца не забыты. Школа-интернат, расположенная в шаговой доступности от Саровской пустыни – места коленопреклонения всех православных, без попечения никогда не останется. Кто-то поможет деньгами, кто-то необходимыми предметами, кто-то знаниями. Последнее особенно важно – все материальные дары бренны, но вечна обретенная человеком способность их создавать.
…Когда занятия уже закончились, десятиклассник Сергей Фимичев прислал мне в мессенджер фото своего нового рисунка. На листе бумаги будущий выпускник школы-интерната представил теперь свое новое жилье – многоквартирный дом с яркой детской площадкой во дворе.
Александр Шарашкин