Город-линейка, город-мечта
Когда-то давным-давно, начав строить большие города, люди в первую очередь решали задачи безопасности и защиты от внешних угроз. Какое-то время эта концепция успешно срабатывала. Однако прошло всего несколько столетий после начала Великой промышленной революции и жители мегаполисов стали замечать, что что-то пошло не так и желанные блага городской цивилизации стали постепенно превращаться в проблемы глобального масштаба.
Подсчитано, что ежегодно не менее 7 млн человек умирают из-за болезней, вызванных загрязнениями окружающей среды. Еще около миллиона гибнут в дорожно-транспортных происшествиях, а примерно 5 млн каждый год становятся инвалидами. Кроме всего этого, практически каждый горожанин тратит годы своей жизни на поездки к месту работы, а индустриальная парадигма развития цивилизации самым пагубным образом сказывается на состоянии окружающей среды.
В поисках выхода
Осознав, что дальше так жить нельзя, изобретательный человеческий разум немедленно стал искать выход. Где-то им стала «зеленая повестка», у кого-то «энергетический переход», а правители целого ряда государств Аравийского полуострова решили вообще поменять ключевые принципы формирования городской среды. Одним из первых мегаполисов нового типа стал кувейтский Сабах-Аль-Ахмад – город-порт между пустыней и морем с населением в 150 тыс. человек. Идею подхватили в Объединенных Арабских Эмиратах, затеяв строительство недалеко от Абу-Даби передового экограда Масдар-сити, рассчитанного на 100 тыс. жителей.
Но дальше всех пошли саудиты. В начале 2017 года наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бен Салман лично провел презентацию проекта с красивым названием «Неом» («Новое будущее»). Другое название города – The Line («Линия»). Его строительство уже началось в северо-западной части страны – в провинции Табука, расположенной на берегу Красного моря. Следует отметить, что раньше в этом районе не было ничего, кроме маленьких рыбацких поселений и крохотных рекреационных зон для любителей суперуединенного отдыха.
Теперь этот тихий уголок ждет капитальная трансформация, в результате которой к 2030 году здесь должен появиться удивительный город протяженностью не менее 170 км, общей площадью более 26,5 тысяч кв. км и с населением свыше 1 млн человек.
Город с супертранспортом
Строго говоря, Неом нельзя назвать городом в современном понимании. Проект подразумевает строительство сразу нескольких независимых поселений городского типа, связанных между собой подземной транспортной системой Hyperloop («Гиперпетля»). Каждый такой «городок» будет полностью самодостаточной территориальной и технологической единицей, в которой у жителей будет все необходимое для жизни, работы и отдыха.
Структурно все поселения будут поделены на 12 уровней-ярусов. На первом уровне (наземном) будут расположены жилые кварталы и зоны отдыха. Под ними будут устроены различные производственные, сервисные и инженерно-технические ярусы. В самом низу предполагается проложить транспортные тоннели, по которым будут передвигаться со скоростью, близкой к скорости звука, специально сконструированные поезда.
Кстати, знаменитый инновационный проект Илона Маска – Hyperloop с самого начала разрабатывался именно для Саудовской Аравии. Его поезда на магнитных подушках в вакуумных тоннелях будут способны развивать скорость свыше 1000 км/ч, что позволит жителям города-линии перемещаться между жилыми кварталами в течение буквально нескольких минут. В ноябре 2020 года прошли успешные испытания нового вида транспорта с людьми на борту. Первыми пассажирами в вагончиках-капсулах стали не пилоты-испытатели, а главный технический директор компании-разработчика Джош Гигель и директор по работе с клиентами Сара Лучиан.
Следует отметить, что в самом Неоме вообще не предусматривается никаких других транспортных средств, кроме Hyperloop. Все необходимое для его жителей будет находиться в пятиминутной доступности. Максимум, на что оказались готовы проектировщики, это определение мест для посадки и взлета аэротакси – транспортного средства будущего, которое, как известно, еще никем не производится.
«Видение-2030»
Вся электроэнергия, необходимая для жизнедеятельности проекта, будет генерироваться с помощью возобновляемых источников энергии – ветра и солнца. Контракты на поставки необходимого оборудования уже заключены. Все образующиеся отходы будут идти на сортировку и переработку. В проекте не предусмотрено никаких свалок, мусорных полигонов или мусоросжигательных заводов. Особое внимание будет уделяться вопросам энергосбережения и энергоэффективности. При необходимости излишки генерируемой электроэнергии будут перебрасываться в те сегменты города, где возникнет ее недостаток. За всеми этими сложными процессами управления и контроля будет следить специально настроенный искусственный интеллект.
Презентуя новый проект, принц Мохаммед бен Салман акцентировал внимание на том, что новый город – это краеугольный камень продвигаемой им стратегии Vision-2030 («Видение-2030»), предусматривающей отказ от сырьевой модели экономики в пользу развития высокотехнологичной промышленности, в том числе и космической. В Неоме, например, запланировано создание около 400 тыс. новых рабочих мест, что в перспективе ежегодно будет прибавлять не менее $48 млрд к внутреннему ВВП Саудовской Аравии.
Новое – хорошо забытое старое
Сама по себе идея построить вытянутый в одну линию город не нова. Еще в 1882 году испанский архитектор и инженер Артуро Сориа-ди-Мата опубликовал серию статей, в которых подробно описал концепцию «линейных городов». Его задумка была в том, чтобы строить жилые кварталы вдоль линий самого дешевого и быстрого на тот момент вида транспорта – железнодорожного. Однако, как показала практика, «ленточный» способ градостроения создает совершенно невыносимые условия жизни для их обитателей. Рано или поздно нагрузка на центральную транспортную артерию возрастает настолько, что это приводит к коллапсу всей системы.
Несмотря на это, идея «функционального зонирования по линейному принципу» оказалась очень живучей. На заре советской власти этот подход пытался реализовать приглашенный в СССР немецкий архитектор Эрнст Май, когда проектировал город металлургов Магнитогорск. Главная улица, она же основная транспортная артерия, была вытянута вдоль реки Урал. Однако время внесло свои коррективы в этот проект. Сегодня Магнитогорск с высоты птичьего полета больше похож на овал, главная ось которого перпендикулярна руслу реки.
От линейности в свое время полностью отказались в таких российских городах, как Большой Сочи и Волгоград. В обоих случаях протяженность этих городских агломераций превышала 140 км, что постоянно приводило к проблемам в движении транспорта и с городской логистикой, особенно в случае каких-либо ЧП на дорогах или вследствие неблагоприятных погодных явлений. Решить все проблемы удалось только путем многократного дублирования городских трасс.
Смогут ли создатели The Line сделать правильные выводы из накопленного человечеством негативного опыта, мы с вами узнаем в самое ближайшее время.
До 2030 года осталось совсем немного.
Андрей Пучков