09.08.2024

Герман Черёмушкин: «Главное в каждом отдельном городе – это люди»

Сегодня мы вновь встре­тились с советским и рос­­­сийским художником-­монументалистом и графиком, народным художником России, почетным членом Российской академии художеств, обладателем золотой медали «За заслуги в развитии изобразительного искусства» Московского союза художников Германом Черемушкиным. Наш разговор – о специфике выбора того или иного изобразительного средства для воплощения творческих идей.
– Герман Вячеславович, как правильно выбрать материал для художественного оформления фасадов общественных зданий в городской среде?
– Художник исходит из конструктивных особенностей созданного архитекторами и строителями здания. Мы ориентируемся на функциональное предназначение и будущее использование данного строения, а также на эстетичность и уместность размещения композиции в конкретном месте. Например, внутренние стены бассейна могут быть оформлены художественной мозаикой и только ей – мы не можем использовать роспись по штукатурке в помещении с повышенной влажностью. В таких зданиях как дома культуры или вокзалы выигрышно использовать раскрашенную рельефную керамику – в этой технике хорошо смотрятся изображения людей и отдельных предметов оформления. Я много и продуктивно работал в различных техниках, учитывая при этом габариты зданий, площадь оформляемых поверхностей и запросы заказчика. При этом у художника всегда остается возможность реализовать свою задумку в тех выразительных средствах, которые он считает оптимальными в данной работе.

Гравюра: сила в контрасте
– Одно из основных направлений вашего творчества – гравюры. В чем особенность этой техники и за что вы ее любите?
– Для того чтобы получить результат в виде гравюры, художник выполняет определенную последовательность работ по ее созданию. Гравюра – это оттиск с заранее подготовленной заготовки. Но прежде чем приступить к работе, необходимо освоить тему, которой она будет посвящена. Это интеллектуальный труд и творческий поиск, чтобы схватить главное и реализовать это в визуальных образах. Когда я трудился над теми или иными работами в технике гравюры, то стремился передать суть и смысл изображаемого.
Например, нам требуется создать работу на тему «Московский метрополитен» – не изобразить конкретную станцию, а выразить саму идею метро как вида городского общественного транспорта. Для этого мы берем главные идеи – свет, глубина, пространство. А как эти идеи передаст конкретный художник, в этом видны его творческая индивидуальность и авторское видение. Мы должны передать само ощущение, идею и образ метрополитена, а не какое-то частное визуальное изображение. Именно такому подходу я учу своих студентов – создавай работу, наполненную внутренним смыслом и внешней красотой.
Я люблю работать с гравюрой, потому что она позволяет реализовать замысел и обладает графическими преимуществами. Среди них линейность образов, четко очерченные изображения, контрастность и возможность предельно понятно раскр

ыть тему.
– Гравюру можно назвать лаконичным изобразительным средством в сравнении с живописью. Это тоже ее преимущество?
– Каждое направление в искусстве обладает своими качествами и возможностями. Гравюра выполняется в различных техниках и может быть чрезвычайно детализированной и тонко выполненной. Это зависит от манеры художника и материала, с которого мы делаем оттиск. Гравюра имеет определенные преимущества с точки зрения реализации замысла, а ее определенная лаконичность помогает контрастно выразить главную идею работы. Например, офорт или гравюры на металлической заготовке обладают высокой детализацией, а линогравюры (на заготовке из линолеума) более пластичны и доступны в качестве изобразительного средства.
Например, в Китае и Японии гравюра исторически являлась основным видом ксилографии, и думаю, что это связано с особенностями архитектуры этих стран. Гравюра органично вписывалась в интерьеры традиционных построек и отражала национальный менталитет жителей Востока.
Черно-белая гравюра идеально подходит для иллюстраций к той или иной литературе, ее лаконичная графика удачно вписывается в контекст печатной книги или журнала. Наверное, это связано с тем, что сама гравюра печатается подобно тому, как печатался буквенный текст. У нас в Строгановке тоже есть печатная мастерская с офортными станками и прессами для линогравюр. Также можно выполнить гравюру в двух или нескольких цветах, что требует определенного старания и мастерства. Мне встречались даже 12-цветные работы – это очень впечатляет мастерством и изяществом.
– У кого вы учились мастерству создания гравюры?
– Моим учителем был замечательный русский и советский график и иллюстратор Владимир Андреевич Фаворский, который был подлинным мастером линогравюры. В гравюре можно изобразить и портрет, и пейзаж, и натюрморт – это универсальная техника. Когда я начинал, то линолеума для работы в технике линогравюры у нас не было. Археолог Владимир Дмитриевич Блаватский подал идею делать оттиски со специально подготовленных гипсовых заготовок, что я и начал делать в далекие 50-е и 60-е годы. Со временем перешел на технику линогравюры, в которой работаю и сегодня. Рисунок вырезается специальными инструментами (штихелями) и отпечатывается на бумагу. У меня есть целые серии гравюрных работ, в которых отражены этапы моей жизни и мои творческие поиски как художника.
Выдающийся отечественный художник-монументалист, живописец и педагог Александр Александрович Дейнека начинал как график с черно-­белой гравюры и рисунков, выполненных под гравюру. С педагогической точки зрения гравюра учит выражать идею художника и сосредотачиваться на главном, не отвлекаясь на постороннее. Отрадно видеть, как студенты осваивают технику линогравюры, стараются реализовать свой замысел в оттиске на бумаге.
– Сколько оттисков можно сделать с одной заготовки?
– Обы

чно при заключении договора прописывается количество оттисков. Например, по договору с Союзом художников на одну из моих работ было необходимо выполнить и передать заказчику пять оттисков. Поэтому одинаковые, вполне официальные и законные оттиски могут одновременно выставляться в различных галереях страны.
– Среди ваших гравюр есть работы, посвященные космонавтике.
– Мне дороги все работы, но с некоторыми из них связаны особые чувства и воспоминания. К числу таких могу отнести гравюры «Встреча космонавтов» и «Космическое время началось», которые я выполнил под впечатлением от развития нашей космонавтики. Это было время прорыва в космос, и наша страна была впереди. Первый искусственный спутник Земли, первый пилотируемый полет, первый выход в открытый космос – все вехи покорения околоземного пространства искренне радовали и воодушевляли. Как художник я постарался отразить идею начала новой эпохи и народного ликования от космических побед.
В 1960-е годы я работал иллюстратором в Агентстве печати «Новости». Однажды к нам приехали космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов для участия в пресс-конференции. Я спросил Гагарина, как он относится к возложенной на него миссии и что значит для человечества его полет. На что Юрий Алексеевич ответил, что выход в космос подобен тому, как миллионы лет назад рыба вышла на сушу и начала осваивать новый и неизведанный для нее мир. Поэтому первый человек в космосе ощущает себя первопроходцем, а его полет лишь начало большой эры развития. В общении Гагарин был открытым и улыбчивым человеком, он легко и раскованно общался с журналистами, охотно отвечая на все задаваемые вопросы.

Мозаика: долговечная эстетика
– В чем заключаются достоинства и преимущества мозаики как техники создания изображений?
– Искусство мозаики было распространено еще в античности, а византийцы достигли в ней непревзойденных высот. Техника создания мозаичных панно как нельзя лучше подходит для оформления фасадов общественных зданий – домов культуры, вокзалов, спортивных сооружений, учебных заведений. В недавнем прошлом ее часто использовали, и это оправдано с точки зрения художественного оформления и долговечности используемого материала.
Мозаику можно выложить прямо на стене или подготовить ее фрагменты, которые частями монтируются на нужную поверхность. Разноцветная стеклянная смальта набирается согласно подготовленному заранее эскизу. Я любил работать прямо на стене – для этого на отштукатуренную поверхность наносится рисунок и далее можно монтировать смальту или керамическую плитку различной формы, размера и цвета. Она сажается на обычный строительный цемент, а техника ее монтажа одинакова для внешних и внутренних работ.
Смальта или цветное стекло варится на заводе и разливается в плоские заготовки блиноподобной формы – в таком виде ее можно перевозить на значительные расстояния. Затем эти заготовки режут алмазным инструментом на одинаковые части или колют молотком для получения фрагментов неправильной формы. С этим материалом мы и работаем. Считаю, что мозаика незаслуженно забыта в настоящее время. Она может и должна использоваться в качестве эстетичного и долговечного решения оформления зданий в городской среде. К сожалению, сейчас у художников-монументалистов очень мало заказов – наверное, это связано с отсутствием финансирования и изменением самой концепции оформления внешнего вида наших городов. Распространенные сейчас живописные граффити недолговечны, они растрескиваются и смываются осадками через несколько лет, а мозаика могла бы служить десятилетиями и даже более.
– Какие работы в мозаичной технике запомнились вам больше всего?
– Среди моих монументальных работ много мозаичных панно, выполненных на фасадах и внутри помещений. Всегда с интересом изучал историю того населенного пункта, в котором работал. Это нужно для того, чтобы уловить главную идею, а затем воплотить ее в работе. Очень памятна работа с мозаикой на Тобольском вокзале и станции «Юность комсомольская», которая расположена на трассе Тюмень – Сургут. В них я стремился выразить идею освоения сибирских богатств и энтузиазма молодых людей разных профессий. Это было интересное время поиска и веры в будущее, оптимизма и уверенности в себе.
Также запомнился интересный и масштабный заказ на оформление бассейна спорткомплекса в тобольском микрорайоне Менделеево. Я выполнил огромную мозаику «Солнце, воздух, вода», в которую постарался вложить идею летнего настроения и отдыха на воде. Сегодня, к сожалению, это спортивное сооружение не функционирует, а сама мозаика постепенно ветшает в сыром неотапливаемом здании.
Работая на объектах в Сибири, получил огромный творческий опыт, который передаю своим ученикам в Академии имени Строганова. Независимо от того, что мы делаем, маленькую работу или монументальное произведение, необходимо это делать на совесть, с честным внутренним настроем и любовью к людям.

Керамика: обобщение и символизм
– В чем особенность и преимущество керамики как вида декоративно-прикладного и монументального искусства?
– С изделиями из глины человек имел дело с глубокой древности – это чрезвычайно приятный в работе материал, которому можно придать любую форму. Также его преимущество в долговечности и экологичности, ведь глина – это фактически сама земля, а ее состав и способы запекания или обжига дают широкий диапазон возможностей. Я работал как с малыми формами, так и с огромными монументальными проектами, о которых мы уже говорили в одной из наших предыдущих встреч.
Керамические настенные панно и композиции различного размера удачно смотрятся на фасадах и во внутреннем убранстве. Подобные работы не требуют излишней детализации, они выражают обобщенные образы и передают символизм заложенной идеи. Многие мои работы уже стали символами сибирских городов. Например, в работе «Тобольск вчера, сегодня, завтра» я показал динамично развивающийся город, который тем не менее не забывает свою историю. Здесь нефтяные вышки соседствуют с архитектурой церквей, а тарелка космической радиосвязи вписана в природный контекст местности.
С керамикой работать интересно – это правильное и долговечное решение для оформления городской среды. Все свои работы я реализовывал, опираясь на основополагающие принципы соблюдения пропорций и симметрии, стремился отразить главное, подчеркнуть необходимый мотив, обратить внимание на специфику региона.
Но главное в каждом отдельном городе – это люди: именно они наполняют жизнь смыслом и делают ее интересной. Монументальные работы создаются для людей, отражают их чаяния и стремления. Мне посчастливилось узнать многих сибиряков и подружиться с ними. Именно для людей работает художник и именно они оценивают его творчество.

«Высоцкий был душой компании»
– На протяжении долгих лет работы вам приходилось встречаться со многими представителями творческих профессий. О некоторых из них вы упоминали в наших прошлых беседах. Расскажите о знакомстве с Владимиром Высоцким.
– Познакомились мы совершенно нечаянно благодаря одному общему знакомому из Театра на Таганке. Как-то раз в общей компании двинулись на Малую Грузинскую, домой к Высоцкому – там собралось много актеров, включая Валерия Золотухина, Нину Дорошину и других. Был там и режиссер Юрий Любимов, с которым мы обсуждали какие-то аспекты оформления декораций. Но мы не были друзьями, это было чисто шапочное знакомство в общей компании. Конечно, Владимир пел, и особенно заполнилось его исполнение песни «Диалог у телевизора», в которой юмор сочетался с великолепным исполнением.
В другой раз встретились на одном из подмосковных комсомольских слетов, где помимо официального мероприятия было и неформальное общение. Помню, как Владимир Высоцкий играл в пинг-понг с Василием Шукшиным. А вообще их актерская компания любила играть в волейбол или баскетбол. Помню, даже какой-то рисунок набросал, а они все на нем расписались. Владимир был душой компании, а его песни всегда встречали «на ура». 

Беседовал Виктор Кудинов