09.10.2023

Все хотят в Вятское

Люди из глубинки часто мечтают о жизни в больших городах: и условия получше, и возможностей побольше. Примечательно, что примерно так же думали крестьяне, жившие 200–300 лет назад, объединяясь в артели и отправляясь «на промыслы». В отличие от наших дней, тогда рабочий люд, заработав «капитал и уважение», почти всегда возвращался в родные края, где строил себе добротные каменные дома, обзаводился семьями, а долгими зимними вечерами рассказывал детям «правду про другие места».
В наше время этот людской поток в основном идет только в одном направлении. Урбанизация! Каждый год с территории Российской Федерации исчезает около 100 маленьких деревень и поселков. А ведь буквально с каждой из таких точек на карте связаны интереснейшие истории о судьбах живших там людей, узнать которые пока еще можно, если успеть заглянуть в ветшающие архивы, расспросить еще помнящих старые легенды стариков или, в самом счастливом случае, познакомиться с экспозицией местного краеведческого музея.
Например, знаете ли вы, что небольшое село Вятское, затерявшееся на просторах Ярославской области, начиная с XVIII века и вплоть до начала XX-го было местом, где из поколения в поколение передавались навыки высотных работ и кровельного дела? Мастерство вятских кровельщиков славилось по всей Российской империи. То, что могли они, больше не умел никто в целой Европе, а возможно, и во всем мире. Сложно сказать, с какого именно момента в небольшом селе появилась такая интересная специализация, зато точно известна дата, когда о чудесных мастерах узнал и был искренне восхищен их навыками сам император Николай I.

Помощь ангелу
Согласно историческим хроникам, случилось это «в лето 1830 года», когда мощный ураган сильно повредил фигуру Ангела с крестом, венчающую шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Покрытая позолотой двухметровая медная скульптура, парящая на высоте более 120 м, оказалась сорвана со своего места и в любую минуту могла рухнуть вниз. Допустить это было нельзя по многим причинам, в том числе и политическим. Ангел над градом Петра к тому моменту уже приобрел сакральное значение – падение талисмана могло привести к самым непредсказуемым последствиям. Главная сложность заключалась в том, что для восстановления металлической скульптуры требовалось быстро возвести огромные строительные леса, конструкцию которых еще необходимо было правильно рассчитать, а времени на это не было.
Именно в этот момент до петербургского военного генерал-губернатора Павла Голенищева-Кутузова дошли слухи о том, что в северной столице на промыслах трудится артель ярославских кровельщиков, среди которых есть один мастеровой человек, который, как говорилось в доносе, «хвалился возвернуть ангела на место без всякого вспоможения». Звали того смельчака Петр Телушкин, к своим 27 годам он считался одним из опытнейших верхолазов-кровельщиков.
Несмотря на небольшой рост, Петр обладал огромной физической силой, которая позволяла ему свободно подтягиваться на одной руке, держа в другой тяжелый груз весом в несколько пудов. По приказу городского начальства хвастуна быстро разыскали и доставили в Смольный. На следующее утро весь Санкт-Петербург с замиранием сердца смотрел, как на шпиль Петропавловского собора при помощи одних только веревок и собственных рук карабкается маленькая человеческая фигурка. Самым сложным участком подъема была огромная золоченая медная сфера, на которую и крепится скульптура Ангела с крестом. Далеко не с первой попытки Петру Телушкину удалось перекинуть через нее веревку, после чего весь остальной ремонт оказался делом практически решенным. Мастер не просто вернул Ангела в его первоначальное положение, но и заодно подновил его золотую покраску. Правда, некоторое время спустя вокруг шпиля Петропавловского собора все равно пришлось возводить строительные леса и проводить капитальный ремонт многотонной конструкции, но это рутинное дело уже никого не интересовало.

Герой и награда
Так простой ярославский кровельщик стал настоящим кумиром для всего патриотически настроенного Санкт-Петербурга. Достаточно сказать, что в своем романе «Дым» о нем упоминает русский классик Иван Тургенев, а придворный художник Григорий Чернецов изобразил его на своей картине «Парад на Марсовом поле в 1831 году», разместив знаменитого мастерового не где-нибудь, а рядом с фигурами Пушкина, Крылова и Жуковского.
Трудовой подвиг Телушкина был отмечен и материальными наградами. Николай I приказал выдать герою 5 тыс. руб. ассигнациями, медаль «За усердие» и особую грамоту, подателю которой в любом российском питейном заведении должны были наливать спиртное без ограничений «за казенный счет». В конце концов эта бесплатная выпивка Петра Телушкина и сгубила. Буквально через пару лет он умер от алкоголизма в полной безвестности и нищете, пропив все, даже «государеву грамотку».
Зато благодаря истории с Ангелом слава о ярославских кровельных дел мастерах быстро распространилась по всей России. Долгие годы самые сложные верховые работы в Санкт-Петербурге старались поручать именно им. Достаточно сказать, что весь XIX век ремонт кровли Зимнего дворца проводили только выходцы из села Вятское Ярославской губернии. Кроме того, известно, что бригады кровельщиков, состоящие почти исключительно из вятчан, возглавляемых мастером Верещагиным, отметились на таких важных строительных объектах, как купола Храма Спаса-на-Крови, фигурная крыша Торгового дома компании «Зингер» на Невском проспекте, и на многих других памятниках архитектуры Санкт-Петербурга. Согласно архивам, в некоторые годы не менее 30% всех селян из Вятского «мужеского полу» постоянно находились в северной столице на заработках. Большинство из них в буквальном смысле не слезали со знаменитых питерских крыш.

Дела купеческие
Богата земля ярославская не только мастеровитыми, но и предприимчивыми людьми. Еще при патриархе Никоне эти края облюбовала старообрядческая община, многие представители которой, как известно, активно занимались купеческим делом. С конца XVIII века в Вятском один раз в неделю по четвергам открывалось базарное торжище, а раз в год проходила большая ярмарка. Шла бойкая торговля скотом, льном, кожей, шерстью, ремесленными изделиями.
Местная почва оказалась очень подходящей для выращивания огурцов, из-за чего с середины XIX века здесь начинает бурно развиваться огуречный промысел. Например, в амбарных книгах за 1906 год значится, что тогда из волости было вывезено на продажу более 8 тыс. тонн соленых огурцов в бочках. Товар в основном шел на север: в Петрозаводск, Медвежьегорск, Архангельск и т.д. Из тех краев обратно купцы возвращались с железными изделиями, рыбой, китовым усом и самой главной ценностью в те стародавние времена – поваренной солью.
Богатые и успешные купцы-­старообрядцы оставили после себя в Вятском много добротных каменных домов, многие из которых сегодня официально признаны памятниками архитектуры. До наших дней их здесь сохранилось более пятидесяти. Все они стали основой уникального историко-культурного центра «Вятское», представляющего собой колоритный градостроительный комплекс XIX–ХХ веков, с самобытными купеческими и крестьянскими домами, трактирами, чайными, мануфактурами и прочим аутентичным антуражем, практически полностью передающим обустройство и быт провинциальной дореволюционной сельской глубинки.

Путь мецената
Сегодня жизнь в ярославском селе Вятское неразрывно связана с именем российского предпринимателя Олега Жарова. Уроженец города Ярославля, математик по первому образованию, доктор экономических наук Олег Алексеевич Жаров долгое время занимался реализацией проектов в области разработки и строительства промышленных очистных и водоочистных сооружений, а также созданием современных природоохранных объектов. Как он сам любит говорить, свое состояние он заработал «на другой стороне трубы».
В 2008 году судьба впервые завела его в Вятское, о существовании которого он до этого даже не подозревал. Предприниматель искал себе домик для летнего отдыха в окрестностях Ярославля – оказавшись в селе с богатым старообрядческим прошлым, он не смог устоять перед его невероятным очарованием. Вот уже 15 лет все мысли и заботы Жарова тем или иным образом связаны с этим местом. Под его личным руководством в селе успешно реализуется проект «Историко-культурный комплекс «Вятское», который включает в себя 15 разноплановых музеев, выставочный зал, конференц-зал, три гостиничных корпуса на 110 мест, мультимедийный ресторан, киноконцертный зал, туристско-информационный центр и другие оригинальные объекты. Ежегодно этот современный туристический кластер, претендующий на включение в расширенный список знаменитого «Золотого кольца России», посещают более 300 тыс. человек.
На личные деньги Жарова в Вятском восстановлена вся социальная и коммунальная инфраструктура, реставрируются старые усадьбы, организуются различные культурно-­массовые мероприятия. По словам мецената, 15 лет назад увлекшись восстановлением этого удивительного места, он сам еще не знал, во что ввязывается. Только основные финансовые вложения в историко-культурный комплекс составили на сегодняшний день более 1 млрд руб.

Простой рецепт успеха
Из умирающего села Вятское постепенно превратилось в процветающее музейно-­выставочное предприятие, на котором трудится каждый пятый местный житель. Самой первой экспозицией, организованной в Вятском, стал «Музей русской предприимчивости», открытый в 2009 году в особняке купца Галочкина, который Жаров выкупил одним из первых. Сегодня новые экспозиции в комплексе открываются практически каждый год. В числе самых популярных – политехнический музей, выставки печатного дела и кухонной машинерии, музеи русских забав и возвращенных святынь. Есть здесь даже своя уникальная экспозиция клейменых кирпичей. Начиная с XVIII века в Российской империи существовало обязательное правило, предписывающее владельцам кирпичных предприятий ставить хорошо читаемый знак на свою продукцию. За выполнением указа следил специальный надзорный орган – Архитектурная экспедиция. Для многих такие клейма являлись своеобразными знаками качества, признаком надежного и добротного товара. В Вятском комплексе таких образцовых кирпичей сегодня собрано более 150 единиц.
Особую роль в расширении известности вятского музейного комплекса сыграла позаимствованная Жаровым у итальянских отельеров идея пленэров. В Вятское регулярно приглашают в гости известных художников. Здесь они живут и занимаются творчеством совершенно бесплатно с одним простым условием – подарить фонду музея одну из своих творческих работ. Таким образом на улицах села уже появилось более 200 оригинальных арт-объектов, а передвижные выставки с картинами, написанными в Вятском, с успехом проходят в крупных российских городах, расширяя славу этого живописного уголка земли русской.
Кстати, во многом именно благодаря пленэрам сегодня в Вятском очень любят проводить различные выездные мероприятия многие отечественные чиновники и бизнесмены, благо от столицы до села по прямой всего лишь 312 км.

Уникальный музей
Сегодня музейный фонд комплекса «Вятское» насчитывает более 10 тыс. экспонатов. В прошлом году он был официально признан первым в нашей стране частным музеем федерального значения. Правда, никаких особых преференций от государства такое высокое звание историко-культурному комплексу пока не принесло.
Зато в 2012 году музейный проект «Вятское» и его создатели – Олег Жаров, искусствовед Елена Анкудинова и художник Николай Мухин были отмечены Государственной премией России в области искусства и культуры «За вклад в возрождение и развитие традиционных культурных и исторических ценностей». Кроме того, село Вятское входит в Ассоциацию самых красивых деревень и городков России, а также включено в Предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
К Олегу Жарову постоянно приходят местные жители из окрестных сел, приносят старинные вещи, фотографии, документы, а также рассказывают семейные предания и легенды. Все эти свидетельства богатого прошлого нашей Родины опытные работники музейного комплекса тщательно фиксируют и обрабатывают, дабы сохранить их для потомков. Именно из таких рассказов вдруг вспомнился почти забытый подвиг верхолаза Петра Телушкина, появились свидетельства непревзойденного мастерства кровельщиков артели Александра Верещагина и многие другие истории о судьбах живших в этих краях удиви­тельных людей. 

Андрей Пучков