Все краски прошлого
Уже несколько лет в Самаре работает «Мастерская Балина», где окрашивают ткани и наносят на них рисунок в традиционных русских техниках. Затем полученный материал используется для пошива предметов одежды, в том числе для фольклорных ансамблей. Обеспечивая изделиям подлинность, реконструкция старинного промысла помогает ощутить духовную связь с предками. О работе мастерской рассказывает сооснователь проекта Павел Осипов.
Из пелены времен
– Павел Викторович, как возникла идея изучить и возродить старинные техники окрашивания тканей? Давно ли создана ваша мастерская?
– Это произошло уже более девяти лет назад. Мой друг Евгений Челноков занимался исторической реконструкцией и неоднократно приглашал меня посетить фестиваль, где собираются любители этой технологии. Я очень долго отказывался, но в итоге согласился. Там были тематические площадки по историческим ремеслам, и одной из них была набойка – показывали на примере акриловых красок, как при помощи старинной технологии можно перенести рисунок на ткань, используя для этого манеры (специальные штампики). Я очень заинтересовался этим процессом и со временем вместе с Евгением изучил все, что с этим связано.
Сперва наша мастерская задумывалась как площадка для реализации изготовленных Евгением изделий из дерева, но потом добавились ткани, и сейчас мы занимаемся в основном ими. Несмотря на то, что мое образование (инженер автоматизации производства) далеко от текстильной химии, я с удовольствием освоил различные старинные способы окрашивания тканей и связанные с этим технологические особенности. Сейчас можно сказать, что это мое хобби и даже способ заработка.
– Можно ли сказать, что в прошлом для Самары и Самарской губернии данный вид промысла являлся традиционным?
– Скорее всего, нет, потому что в нашем регионе нет сохранившихся образцов кустарных набивных тканей, реконструкцией производства которых мы занимаемся. Хотя сохранились записи о существовании красилен, работавших в разное время года – кто-то летом, а кто-то круглогодично. Из этого можно заключить, что что-то было, но в каких масштабах, мне точно неизвестно – пусть в этом разберутся профессиональные историки.
– Какие способы окраски текстильных материалов использовались в старину?
– Существовало много способов окрашивания тканей и нанесения рисунка на них. Все начиналось с окрашивания в один цвет. Далее развитие шло в сторону нанесения рисунков поверх уже окрашенной ткани (масляная набойка, по-другому – выбойка). Со временем процессы усложнялись, возникли заварные, запарные, протравные, вытравные и прочие способы нанесения рисунка и окрашивания ткани. Они появлялись и со временем совершенствовались, внося в процесс производства что-то новое. Как итог мы имеем валовую печать современными сетчатыми валами и текстильными принтерами.
Многие способы окрашивания практически забыты и не используются ввиду сложности технологических приемов, а также затратности – как по времени, так и по финансам. Однако именно они и являются предметом нашего интереса – мы этим занимаемся и стараемся популяризировать.
– Все ли из перечисленных вами видов окраски поддаются воссозданию и какие трудности с этим связаны?
– Практически все из них можно сделать в современных условиях, но при этом надо соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими реактивами. В историческом крашении часто использовались соединения, требующие очень аккуратного использования ввиду их вредных свойств – ядовитости, токсичности, канцерогенности. За прошедшие годы я постепенно разобрался в нюансах этого непростого, но интересного дела.
Главное – владеть манерами
– Расскажите подробнее о технологии набойки тканей штампами.
– Это процесс нанесения рисунка на ткань при помощи резных досок, которые в нашем деле называются манерами. Очень увлекательное занятие. В самом легком для большинства людей современном варианте это использование акриловых красок по текстилю. Для этого надо иметь манеру, баночку краски, натуральную ткань с допустимой примесью синтетики не более 25%, спонж (поролоновая кисть, губка) и киянку (если ее нет, то можно и рукой стучать по манере).
Наливаете краску в одноразовую тарелку, аккуратно и равномерно промакиваете в ней спонж. Далее последовательными равномерными движениями наносите спонжем краску на манеру, прикладываете ее на ткань и, придерживая, постукиваете по ней киянкой или рукой, тем самым вбивая краску в ткань. В конце аккуратно убираете манеру, так чтобы не поставить случайный оттиск в другом месте. И у вас получился оттиск вашего рисунка.
– Какие вы используете краски? Для этого подходят только натуральные ингредиенты?
– Мы используем в своей работе краски и составы по рецептурам начала XIX и до конца XX века. Многие краски мешаем сами, так как купить их в настоящее время не представляется возможным: они давным-давно вышли из употребления. Используем не только натуральные компоненты, но и синтетические, так как указанный период – время активного развития текстильной промышленности и появления новых групп красителей, способов нанесения и совершенствования технологий.
– Подходят только натуральные ткани или штамп можно поставить и на синтетику?
– Большинство традиционных техник подразумевают работу с натуральным волокном. Синтетические волокна окрасить этими красками не получится в силу невозможности их устойчивой связи друг с другом. Как уже было сказано, допускается незначительное содержание синтетики, не менее 3/4 состава материала должно быть натуральным. Но лучше всего использовать полностью натуральное волокно.
– Какие расцветки были традиционными для платков рубежа XIX–XX веков, а какие не использовались?
– Разброс цветов в производстве платков был очень обширен – от спокойных пастельных тонов до ярких, почти кислотных оттенков в вытравных техниках. Исторические образцы были разнообразны по цветам и вариантам их насыщенности.
– Были ли в России XIX века распространены мужские платки для повязывания на шею?
– Да, была пришедшая из Франции мода на шейные платки. Использование этого аксессуара мужского гардероба до сих пор очень широко. Раньше чаще всего это был атрибут творческих людей, но сейчас он все больше уходит в массы как стильное дополнение к образу.
– Рисунки, орнаменты и узоры для ткани вы воссоздаете по старинным образцам или придумываете сами?
– В своей работе мы используем рисунки с исторических образцов, стараясь при этом максимально сохранить их размеры. Ведь мы ориентированы на изучение старинных способов окрашивания тканей и получения на них рисунка. Наряду с этим есть работы фантазийного характера, в которых можно проявить личную инициативу и эстетический вкус.
– Сколько стирок выдерживают такие изделия? Если стирать в современной стиральной машине, то при какой температуре и можно ли использовать стиральный порошок?
– Ткани, окрашенные в технике кубовой набойки, выдерживают множество стирок. Обычно рекомендуют деликатную стирку при 40°, но я после окрашивания первых два раза стираю при 60–90° в интенсивном режиме, чтобы убрать излишки незакрепившейся краски. В процессе следующих стирок могут быть небольшие линьки, но это свойства данного красителя и ничего страшного не произойдет. Окрашенные в «кубе» изделия стирку с порошком переносят отлично.
Уроки истории
– Сколько человек трудится вместе с вами?
– У нас разносторонний коллектив, и всем интересны разные аспекты нашего дела. Непосредственно я занимаюсь набиванием и крашением – на мне все производство тканей и платков. Евгений Челноков занимается столярным делом – подготавливает доски к работе, подрезает и пропитывает защитными составами для того, чтобы они дольше служили. Также у нас есть друзья из Перми – Николай Бурцов и Анна Назарова; они занимаются изготовлением штампов, которые я тоже использую в работе. И все мы завязаны на одном увлечении различными технологиями, которые являются частью нашего интересного ремесла.
– Есть ли в других регионах России энтузиасты, которые занимаются похожим промыслом?
– Конечно, есть – это Пермь, Челябинск, Тюмень, Сергиев Посад, Санкт-Петербург. Например, в Санкт-Петербурге есть фольклорный ансамбль «Василиса», которым руководят Галина Маевская и Любовь Садкова. Там занимаются реконструкцией этнографических костюмов, ездят в экспедиции и применяют в своей работе набитые вручную ткани.
В Сергиевом Посаде живет Марионилла Саламатова – она занимается кубовой росписью и делает вещи, к которым создает сама эскизы (храмовый текстиль). В городе Нязепетровске Челябинской области живет Ольга Голубовская – в своей работе она использует трафаретные техники. Люди, которые в той или иной мере используют старинные техники украшения текстиля рисунком, есть во многих регионах. Всех нас отличает только глубина погружения в технические особенности и владения различными техниками. Мы общаемся и делимся опытом.
– Может ли правильно окрашенный фольклорный костюм из натуральных тканей поспособствовать реконструкции традиционного песенного фольклора?
– Расскажите о том, как проходят проводимые вами мастер-практикумы.
– Более чем! Потому что каждый этнографический костюм несет в себе особенности ношения того или иного элемента, встречающегося не только в определенной области, а даже в отдельном селе. В одном селе любили сарафан кубовый с крупным белым рисунком, а соседи – уже с мелким и желтым. Где-то прижилась пестрядь, а где-то уже тяжелые шелковые ткани – парча. Народный костюм – неотъемлемая часть сохранения традиции; материал, пошив, правила ношения и соответствие оригиналам важны с точки зрения исторической достоверности.
– Да, в последнее время мы начали проводить мастер-практикумы по окрашиванию тканей. Идея выросла из совместной работы с Музеем ивановского ситца. Хотелось выразить благодарность завотделом музея Галине Каревой, старшему научному сотруднику Юлии Блавдзевич и хранителю вещевого текстильного фонда Наталье Громовой за организацию и предоставленные возможности. Сначала меня позвали поучаствовать в гранте музея по работе с рецептурными книгами из его фондов. Это переросло в выставку «Платочные истории», на которой мы и провели первый мастер-практикум.
Это не просто демонстрационные мероприятия, на которых участник набьет лоскуток ткани и отправится с ним домой – я рассказываю о том, что такое индиговый куб, какие с ним бывают сложности, как его правильно вести, как исправлять очевидные ошибки. Это полноценный урок для желающих прикоснуться к нашему ремеслу. Человек уходит с записями, которые он сможет использовать в работе, остается возможность обратной связи для вопросов и уточнений.
Беседовал Виктор Кудинов