Прокуратура на страже ЖКХ
Проводимая государством политика модернизации ЖКХ, сопряженная со значительными бюджетными инвестициями, обуславливает приоритетность прокурорского надзора за состоянием законности на указанном направлении.
Первоочередные усилия прокуроров сосредоточены на организации надзора за своевременным выявлением и реальным устранением нарушений жилищных прав граждан, предупреждением злоупотреблений в деятельности органов власти, полнотой реализации мероприятий по переселению населения из аварийного жилья, целевым расходованием выделяемых денежных средств, а также за обеспечением законности в процессе управления жилищным фондом, его содержания и эксплуатации.
За год – 969 уголовных дел
В прошедшем году прокурорами выявлено более 303 тысяч нарушений законодательства в сфере ЖКХ. Внесено 85 тысяч представлений, в суды направлено 27 тысяч исков и заявлений, по инициативе прокуроров к различным видам ответственности привлечено 72 тысячи виновных должностных и юридических лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 969 уголовных дел.
Противоправным посягательствам подвержены практически все сегменты жилищно-коммунального комплекса. Надзорные мероприятия прокуроров свидетельствуют, что распространены случаи завышения тарифов, неплатежей за энерго- и иные виды ресурсов. Вскрыты факты ненадлежащей подготовки к отопительному сезону. Допускаются криминальные посягательства на денежные средства, собираемые с населения и получаемые из бюджетов различного уровня, факты их незаконного вывода из коммунальной отрасли.
С учетом поручений главы государства, а также поступающей в прокуратуру информации, первостепенное внимание уделяется вопросам технического и эксплуатационного состояния многоквартирных домов, для капитального ремонта которых в 2017 году с населения собрано 171,7 млрд руб.
Реализация конституционного права на жилище предполагает, в числе прочего, гарантированную законом возможность для каждого проживать в помещении, отвечающем установленным требованиям. Принимая во внимание, что техническое состояние домов напрямую влияет на их пригодность для проживания, действующая система капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов призвана обеспечить комфортные и безопасные условия для населения.
В 2016 году завершено формирование региональных программ капитального ремонта во всех субъектах Российской Федерации. По данным государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в действующие программы капитального ремонта включены 737,8 тыс. многоквартирных домов общей площадью 2,43 млрд кв. м, в которых проживают 90,1 млн человек.
Исполнение названных программ в интересах более 60% населения России требует от прокуроров повышенного внимания к обеспечению законности в данной сфере.
Для противодействия преступлениям и иным правонарушениям прокурорами ведутся системный мониторинг ситуации и обмен значимой информацией с контролирующими и правоохранительными органами. Оперативно осуществляются проверочные мероприятия, нацеленные на выявление случаев принятия неправомерных решений и совершения противозаконных действий, негативно отражающихся на сохранности и модернизации жилищного фонда.
Организованные прокурорами надзорные мероприятия в значительной мере способствуют стабилизации ситуации в области капитального ремонта, тем не менее, системный характер нарушений, допускаемых региональными операторами и подрядчиками при выполнении ремонтных работ, создает угрозу ускоренного износа конструктивных элементов и инженерных коммуникаций домов и, как следствие, признание их непригодными для проживания. К примеру, с 2012 г. статус аварийных получили 42 тыс. многоквартирных домов, в которых проживают 730 тыс. человек.
Наиболее проблемные регионы
На территории ряда субъектов Российской Федерации складывается наиболее сложная обстановка в рассматриваемой сфере. В частности, в Республике Дагестан не обеспечиваются необходимые темпы восстановления технических характеристик жилищного фонда, нуждающегося в капитальном ремонте, что может привести в ближайшее время к массовому признанию данного жилья аварийным. Несмотря на то, что в республике более 60% многоквартирных домов (3,5 тыс. зданий) требуют капитального ремонта, на период 2017–2019 гг. ремонтные работы запланированы только в отношении 122 домов.
Сложившийся в Республике Дагестан дефицит финансовых ресурсов и невыполнение программных мероприятий во многом связаны с бездействием уполномоченных в сфере жилищно-коммунального хозяйства государственных и муниципальных органов и учреждений. Например, региональным оператором в 2017 году не обеспечена доставка собственникам квартир 1 млн квитанций. Отправка квитанций по состоянию на середину февраля текущего года вообще не производилась. Исковой работой охвачено лишь 4,6% задолженности потребителей, составляющей 1,1 млрд руб.
В Республике Башкортостан, Кировской, Нижегородской областях установлены факты необоснованного включения в программы капитального ремонта домов, признанных аварийными. Таким образом, отвлекаются денежные средства и не обеспечивается своевременное финансирование ремонтных работ в домах, включенных в программы в соответствии с требованиями закона.
К сожалению, противоправные деяния в рассматриваемой сфере общественных отношений носят не единичный характер. Только за последний год прокурорами по всей стране вскрыто 16,8 тыс. нарушений закона.
Практика прокурорского надзора свидетельствует, что во многих регионах страны организация и выполнение мероприятий по поддержанию жилищного фонда в надлежащем состоянии не отвечают принципам создания населению безопасных и благоприятных условий проживания. Имеют место факты неполноты обеспечения ремонтных работ средствами государственной и муниципальной финансовой поддержки, несовершенства правового регулирования, несвоевременности актуализации программ ремонта домов (Архангельская, Новосибирская, Рязанская, Сахалинская, Челябинская области).
Так, в Волгоградской области основанием для прокурорского реагирования послужило возникновение у администрации г. Волгограда задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт муниципального имущества в размере 157 млн руб., обусловленной наличием в местном бюджете расходных обязательств на данные цели в объеме только 19 млн руб.
Прокурорами в Краснодарском крае, Волгоградской, Ростовской областях внесены представления в связи с нарушением порядка принятия органами местного самоуправления решений об определении и изменении способа формирования фонда капитального ремонта.
В Республике Бурятия, Забайкальском крае, Томской области приняты меры реагирования в связи с бездействием органов местного самоуправления при размещении в информационной системе ГИС ЖКХ краткосрочных планов капитального ремонта.
По протесту прокуратуры Ростовской области признаны утратившими силу правовые акты правительства области, касающиеся порядка отбора кредитных организаций, в которых региональный оператор открывает счета, поскольку в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации таким полномочием наделено исключительно Правительство Российской Федерации.
Выявлены нарушения при определении темпов, перечня и периодичности ремонтных работ, осуществлении технического мониторинга жилых домов, начислении взносов собственникам помещений (Республика Ингушетия, Амурская, Калужская области и другие регионы). В частности, в Республике Карелия, несмотря на то, что законом предусмотрено расходование до 90% объема собираемых взносов – стоимость запланированных мероприятий, включенных в программу ремонта домов на 2017 год, составила менее 15% от величины аккумулированных средств (136,3 млн руб.). При этом фактически освоено только 83,9 млн руб.
Случаи планирования ремонта аварийных домов, зданий, не являющихся многоквартирными, с высокой степенью износа и выполнения работ, не относящихся к капитальным (асфальтирование дворовых территорий, утепление температурных швов, приобретение непрофильного оборудования и др.), выявлены в Республике Крым, Алтайском крае, Кировской, Пензенской областях и иных субъектах Российской Федерации.
Прокурорами Республики Коми, Архангельской, Вологодской, Новгородской областей выявлены факты нарушения требований, предъявляемых к мониторингу технического состояния домов, необеспечения органами местного самоуправления своевременного предоставления информации для актуализации региональной программы.
Прокуратурой г. Новгорода Великого установлено, что органом местного самоуправления проведен мониторинг технического состояния только 38% многоквартирных домов.
Допускались нарушения в деятельности региональных операторов капитального ремонта, обслуживающих 87% всего многоквартирного жилищного фонда в стране. Имели место факты хищения и неправомерного использования финансовых ресурсов, предназначенных для капитального ремонта. Так, в Ульяновской области по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по статье 160 (присвоение или растрата) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) в связи с оплатой должностными лицами регионального оператора подрядных работ, стоимость которых завышена на 10 млн руб.
В Кемеровской области начато уголовное преследование по статье 201 (злоупотребление полномочиями) УК РФ в отношении руководителей коммерческой организации, отказавшихся после получения аванса в размере 662 тыс. руб. начать ремонт дома в г. Осинники.
Аналогичным фактам по инициативе прокуроров дана уголовно-правовая оценка в Карачаево-Черкесской Республике, Ивановской, Липецкой, Тюменской областях, г. Москве.
Допускаются нарушения в процессе проведения конкурентных процедур отбора подрядных компаний и исполнения контрактных обязательств (Астраханская, Кировская, Нижегородская, Оренбургская области). К примеру, в Чувашской Республике безосновательное продление региональным оператором на 3 месяца срока ремонта дома в г. Чебоксары послужило основанием для возбуждения прокурором в отношении некоммерческой организации дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.4 (незаконное изменение условий договора) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Новосибирской области, Санкт-Петербурге, Севастополе и иных регионах выявлены факты осуществления работ по ремонту домов, являющихся объектами культурного наследия, подрядчиками, не имеющими соответствующих лицензий, при отсутствии специальных разрешений и проектной документации.
Распространены нарушения порядка приемки работ, а также случаи производства их с ненадлежащим качеством (Красноярский край, Новосибирская, Омская области и иные регионы). К примеру, в Республике Карелия установлено, что региональным оператором не обеспечивался надлежащий контроль за полнотой и качеством выполнения подрядной организацией работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в г. Кондопога. Помимо дефектов при проведении капитального ремонта выявлен факт невыполненных работ по капитальному ремонту указанного дома на общую сумму более 170 тыс. рублей.
Прокурорами Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики и Ставропольского края внесены представления в связи с неприятием региональными операторами мер к недобросовестным заказчикам, не соблюдающим сроки и требования к качеству проведения работ по капитальному ремонту, а также гарантийные обязательства.
В Республике Татарстан по итогам прокурорской проверки возбуждено 3 уголовных дела по статье 327 (подделка документов) УК РФ по фактам фальсификации подрядчиками актов об объемах и видах выполненных работ.
В Оренбургской области пролитие квартир верхних этажей дома в г. Кувандыке в результате ненадлежащего ремонта кровли послужило основанием для возбуждения уголовного дела по статье 238 (выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности) УК РФ.
Всего в прошедшем и текущем годах прокурорами с целью устранения и предупреждения нарушений в сфере капремонта внесено 7,5 тыс. представлений, принесено 455 протестов, объявлено 292 предостережения, предъявлено в суды 700 исков и заявлений, к различным видам ответственности привлечено 3,1 тыс. должностных и юридических лиц. По результатам рассмотрения материалов прокурорских проверок возбуждено 126 уголовных дел.
Необходим механизм контроля
Практика прокурорского надзора свидетельствует, что для обеспечения сохранности жилищного фонда, помимо мер реагирования, необходимо принятие дополнительных управленческих и правовых решений. В частности, в настоящее время нормативными правовыми актами не регламентированы сроки для оплаты выполненных работ по капитальному ремонту. Отсутствие указанных сроков предоставляет региональному оператору возможность устанавливать их по своему усмотрению, что может привести к нарушению прав предпринимателей на оплату выполненных работ в разумные сроки.
На состоявшемся в феврале 2018 года с участием главы государства расширенном заседании коллегии, посвященном итогам работы прокуроров в минувшем году, генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка выступил с инициативой о целесообразности поручения Минстрою России совместно с государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства выработать механизм эффективного контроля за деятельностью региональных операторов при расходовании средств населения на капитальный ремонт.