Николай Дроздов: «Homo sapiens – человек разумный. Я уверен, что мы найдем разумный выход из экологического кризиса»
Герой обложки этого номера – зоолог и биогеограф, доктор биологических наук, профессор Московского государственного университета, путешественник и популяризатор науки с мировым именем. А еще для миллионов россиян и граждан стран бывшего СССР Николай Николаевич Дроздов – прежде всего ведущий программы «В мире животных», которую вел с 1977-го по 2018-й год. Терпеливо, с неповторимой интонацией он воспитывал в зрителях любовь к окружающему миру.
– Николай Николаевич, кто привил вам любовь к природе?
– В основном родители, конечно. Мы жили в подмосковной деревне. Помню, как маленьким ходил в школу, а вокруг меня такие просторы! Великолепный лес, широкие поля, река Москва, птицы и мелкие звери… Но главное, что мое детство проходило в суровое время войны. Нам было не до игр. Мы ходили в лес, собирали и заготавливали дрова; в половодье ходили к реке, ловили проплывающие мимо ветки, несли их к дому, пилили. Более толстые кололи, рубили и складывали в поленницу, чтобы хватило на отопление дома на всю зиму. Моя мама работала врачом в военном госпитале, а отец был ученым-биохимиком. По приказу Совета обороны Союза ССР он создал в прифронтовой полосе лабораторию по производству лекарств для фронта. А фронт был всего за две деревни от нашей. Но у родителей было полное убеждение, что дальше села Аксиньино немцы ни за что не пройдут. Мы жили в абсолютной уверенности, что так и будет, и уже в начале 1942 года погнали фашистов обратно. Но даже после этого отпора нам пришлось еще целых три с лишним года гнать фашистов до самого их логова в Ставке бесноватого фюрера.
«Эволюция от простого к сложному – основной закон»
– Островная биогеография дает понимание о том, как происходит эволюция. К какому важному заключению вы пришли, занимаясь этой наукой? И можно ли сегодня с большой долей вероятности предположить, какие изменения во флоре и фауне нас ожидают?
– Эволюция от простого к сложному является основным законом живой природы. Все разнообразные организмы, населяющие Землю в настоящий момент – результат очень длительной эволюции, начавшейся порядка четырех миллиардов лет назад. Некоторые организмы в будущем могут усложниться весьма существенно, другие слегка измениться, сохраняя свою первозданную или современную простоту. Любые такие изменения должны быть оправданны и полезны. Эта истина была открыта еще великим ученым Чарльзом Дарвином, который более двухсот лет тому назад совершил кругосветное путешествие на английском военном корабле «Бигль» по Атлантическому, Тихому и Индийскому океанам и побывал на многих островах, на Восточном и Западном побережьях Южной Америки, в Австралии, в южных районах Африки. Он не только познакомился с распространенными там растениями и животными, но и собрал обширную коллекцию животных и большой гербарий. Изучив останки ископаемых и ныне существующих животных и сравнив их, он определил сходство и различия между ними. Особенно поразил Дарвина животный и растительный мир Галапагосского архипелага. Молодой ученый провел там 36 дней, подробно изучая флору и фауну. Он заметил, что вьюрки из отряда воробьиных на каждом острове отличаются своеобразным строением. Позднее появилось даже такое понятие – дарвиновы вьюрки, ведь именно они послужили науке в качестве убедительного примера видообразования путем естественного отбора. В частности, было установлено, что от одной стайки птиц, залетевшей около 2 млн лет назад на Галапагосы, в результате эволюции в свободной экологической нише были образованы целых 14 видов (4 рода) вьюрков. Между ними существуют характерные различия в величине и форме клюва, обусловленные специализацией в питании. Например, у земляных вьюрков, поедающих в основном семена и кактусы, клюв массивный; у славкового вьюрка, питающегося мелкими мягкими насекомыми, клюв прямой и удлиненный; дятловый древесный вьюрок долбит кору деревьев. Позднее были обнаружены и другие интересные особенности у этих вьюрков. Один вид, скажем, для добывания пищи отламывает иголку кактуса или тонкую веточку, обрабатывает ее и, воткнув в оперение под крыло, ползает по стволу дерева и прикладывает к коре ухо, чтобы слышать, где роется личинка. Найдя личинку по звуку, он продалбливает дырочку в коре. Личинка пытается убежать, но вьюрок берет эту иголку или палочку и накалывает добычу.
А еще есть кровососущий вьюрок. Он садится на спину крупной морской птице олуше, пока та сидит на берегу и отдыхает. На спине олуши собираются мухи и другие насекомые. Вьюрок быстро собирает их, а потом клюет олушу в самое уязвимое место на изгибе крыла, где очень тонкая кожа и почти нет перьев. Из раны олуши сочится кровь, и вьюрок присасывается к бегущей маленькой струйке. Удивительно, как все в природе эволюционирует.
Собранные во время того путешествия доказательства послужили основой для создания Дарвином учения об эволюции органического мира. А ведь ранее все считали иначе, – даже его дед Эразм Дарвин написал книгу «Храм природы», где допускалась мысль об изменчивости, но считалось, что основу природы создал Бог.
«Все социальные системы имеют свой жизненный цикл»
– Природа располагает большим арсеналом лечебных средств: солнце, воздух, вода, полезные растения, минеральные вещества, продукты пчеловодства. Может ли наступить время, когда человечество полностью откажется от химических лекарств и будет лечиться только натуральными средствами?
– Конечно, тенденция такая есть, и в перспективе можно пожелать это человечеству. Хотя наверняка большинству людей больше нравятся быстродействующие химические лекарства. Ведь растения не имеют такого сильного воздействия, как искусственные препараты. Но я бы пожелал человечеству, конечно, перейти к более натуральному. Некоторые пропагандисты здорового образа жизни говорят, что надо стараться жить вообще без лекарств. Но для этого нужно вести очень здоровый образ жизни с самого детства. Зачастую человек сам разрушает свое здоровье перееданием, вредными продуктами и привычками. Потом у него начинаются болезни и ему требуются быстродействующие лекарства. Но тут человека нужно не упрекнуть, а скорее, ему посочувствовать. Если бы он изначально вел здоровый образ жизни, то ему и лекарства по сути дела были бы не нужны, он мог бы оставаться здоровым до 100 лет (и дальше).
– Однажды ученые выдвинули гипотезу о том, что приблизительно раз в 20–25 лет происходит смена поколений, их называют поколениями X, Y, Z… И что у каждого поколения меняются определенные качества в зависимости от опыта, который они получили в детстве. Вы долго занимаетесь преподавательской деятельностью. Ощущаете ли существенную разницу между поколениями и если да, то в чем она конкретно заключается?
– В поколениях X, Y, Z я не разбираюсь, но точно знаю, что образ жизни последующего поколения меняется, и это нормально. Любое социальное развитие сопряжено с формированием социальных систем. Все социальные системы имеют тот же жизненный цикл, что и любые другие системы. Их жизненный цикл заканчивается, когда противоречия между этой самой системой и обществом становятся непреодолимыми.
Каждый новый социальный строй является следующим этапом развития. Первобытно-
общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический строй, дальше мы пока не знаем, какие еще будут, какое общество нас ждет впереди. Прогресс в любом случае идет.
Есть такой анекдот: «Первобытный человек забирается на скалу, весь день трудится, каменным топором вырубает надпись: «Да здравствует рабовладельческий строй – светлое будущее всего человечества!». Да, для нас сегодня рабовладельческий строй кажется примитивным, но ведь было время, когда жили свободные граждане, которые использовали рабский труд других людей. Кстати, это происходило и во время всевозможных военных конфликтов между странами, в рабство попадали даже ученые. Но потом человечество поняло, что все это диковато, и пришло время феодального строя. Потом перешли к капиталистическому строю, в котором все уже были свободными людьми, но рабочая сила превратилась в товар.
Затем был построен социалистический строй, но начался новый этап.
Поколения, конечно, меняются. Когда Цицерон состарился, он сказал: «О времена, о нравы!» – ему не нравились нравы следующего поколения. Но если бы каждое поколение считало, что нравы следующего поколения хуже, то мы были бы всегда в плохих отношениях друг с другом.
Все зависит от самого человека. Я, например, всегда говорю, что каждое следующее поколение должно быть лучше предыдущего, потому что оно использует прошлый опыт. Нужно научиться смотреть в будущее с оптимизмом. Даже если мы не понимаем, что делает новое поколение, это не значит, что мы должны его за это осуждать. Наоборот! Например, когда я вижу современную молодежь со смартфонами в руках, я думаю – «есть что-то свое, что они вкладывают в это». Там у них идет постоянная интеллектуальная работа, которая дает им новые возможности.
«Мусором надо заниматься»
– Всю свою жизнь вы изучаете природу. Как изменилась за последние годы экологическая ситуация в мире и что может ожидать человечество в будущем?
– Я не могу предсказывать, что ждет человечество. Но точно знаю, если мы сегодня не возьмемся за охрану природы всерьез, то, конечно, грядут очень печальные последствия. Сейчас об этом думают ученые, социологи, политики. И молодежь, знаете ли, к этому подталкивает. Это сегодня очень актуальная тема, и она обостряется, а не исчезает, потому что образование следующего поколения идет другими темпами и даже другими методами: онлайн, компьютеры, смартфоны, гаджеты. Все эти средства не были доступны нашему поколению. Поэтому они могут быстрее научиться тому, что мы можем даже еще не понимать. И это нужно только приветствовать. Молодежь говорит нам: «Взрослые, опомнитесь! Что вы делаете с природой?». Они чувствуют, что городское население все больше начинает преобладать над сельским, стада машин, пробки на дорогах, соответственно, большинство людей начинают дышать отравленным воздухом.
В Париже, который всегда являлся законодателем моды, недавно прошла молодежная демонстрация за отмену моды как таковой. Это не потому, что им не нравятся модные костюмы. Дело в том, что следование моде все время требует обновления вещей, которые ты носишь, а старые выбрасываешь. А сколько было потрачено и материи, и энергии, а все ради моды!
Сегодня программы государств по охране редких видов животных и заповедных территорий имеют более низкий приоритет, чем программы, направленные на природоохранные действия, такие как грамотное обращение в сфере с твердыми коммунальными отходами. Этой проблеме сейчас уделяется большое внимание. В общем, мусором надо заниматься. Есть целые пластиковые острова! Нам надо снова вернуться к авоськам в супермаркетах и изъять все эти пластиковые пакеты. В журнале National Geographic написано, что ежегодно в океан выбрасывается 8 млн тонн пластика. Мусорные ящики, которые оставляют в аэропортах в разных странах, просто выбрасываются в океан. Из-за этого гибнет много морских животных и птиц. Показывали кадр, как кашалот хватает толстый поролоновый матрац и мнет его, потому что ему кажется, что он поймал моллюска. И вот показывают, как кашалот заглатывает матрац и тем самым вершит себе смертный приговор, потому что этот матрац пройдет у него через пищевод в желудок, а в кишечник он уже не пролезет. Итог – гибель.
Птицы кормят своих птенцов тем, что находят на поверхности воды. И когда вскрывают погибших птенцов, находят у них внутри пробки от пластиковых бутылок, зубные щетки. Нам нужно что-то предпринять.
«Человечеству пора спасать Землю»
– Как вы уже отметили, большинство населения живет в городах. По вашему мнению, городские агломерации могут развиваться в полной гармонии с окружающей средой? Или город и природа – это антагонисты и невозможно жить в городе, полностью соблюдая законы природы?
– Мы не можем жить в городе так, как на природе. Для этого нам всем нужно жить на поверхности Земли, а не на 20-м или даже на 60-м этаже. Мы вынуждены жить в городах, строить там многоквартирные дома, возводить бизнес-центры, театры, – это все невозможно делать без отрыва от природы. Нельзя в лесу сделать театр и ездить туда смотреть спектакли. Или построить фабрику, чтобы вокруг все зеленело и благоухало. Поэтому, конечно, отрыв от природы есть, но сейчас его надо притормозить и каким-то образом минимизировать. Только так.
Городское население вынужденно растет и его процент по отношению к сельскому населению увеличивается, что является основой человеческого прогресса – и тут уже ничего не поделаешь. Но вот минимизировать его влияние на природу, безусловно, можно и нужно.
Что касается Москвы, то за последнее время с точки зрения экологии в городе принимаются верные решения. Даже такой большой мегаполис стал оздоравливаться. Начали ухаживать за скверами и парками, сделали там хорошее освещение, установили больше скамеек. В то же время сохранены и естественные комплексы, пруды, и утки на них гнездятся. Вместо гостиницы «Россия» появился зеленый комплекс – ландшафтный парк «Зарядье». Красиво, экологично и здорово придумано. На дорогах появились выделенные полосы, сегодня на общественном транспорте можно гораздо быстрее проехать, чем на личном автомобиле. Электробусы позволяют снизить вредные выбросы в атмосферу, автобусы вообще уходят в прошлое. Метро хотя и не может считаться естественным природным решением, но, заведя его под землю, мы получаем более свежий воздух. В городе снизилось до минимума число промышленных предприятий. И это правильное направление в стратегии развития Москвы.
– В астробиологии существует такое понятие, как галактическая зона обитаемости – это область Галактики, где условия максимально способствуют зарождению и безопасному развитию жизни. Однако жизнь может существовать и вне этой зоны, если ей повезет. Есть ли где-то еще жизнь в безднах космоса?
– Переселение на другую планету – часто обсуждаемая тема. Все это, конечно, возможно только в фантастических романах. В нашей Солнечной системе Земля – это единственная обитаемая планета. Еще буквально 100 лет назад думали, что возможна жизнь на Марсе, находили там какие-то каналы. На самом деле все это оптический обман. Новейшие телескопы показали, что никаких каналов на Марсе нет. Эта планета безо всяких следов какой-то разумной жизни, очень холодная, на ней нет атмосферы и дышать там нечем. Туда возможно прилететь и побыть исключительно внутри космической станции, надежно защищенной от окружающей среды, но что-то строить там совершенно бессмысленно. Конечно, там есть вода, которая могла бы служить основой жизни. Ведь это особое вещество, которое составляет основу любой живой ткани. Но если на планете выше 100 или ниже 0 градусов, то вода там в твердом или газообразном состоянии. Жизни там быть не может. На Марсе температура ниже 0 градусов из-за того, что планета дальше нас от Солнца и не нагревается так, как Земля. А над Венерой видны облака – когда смотрели на нее через телескоп, думали, что под ними есть жизнь. Но потом обнаружили, что там +500 градусов, потому что она гораздо ближе к Солнцу. Эти облака из сернистого газа, которым дышать невозможно. А улететь в какие-то другие планетные системы, которые сконцентрированы возле других звезд, технически невозможно. До сих пор даже путешествие к Марсу остается очень опасным для техники и сложным делом. Из всех миссий, запущенных к планете, больше половины оказались неудачными, причем провалы случались на самых разных этапах.
Вывод: Земля – это единственный для нас подарок судьбы, и если мы ее испортим, то сами себе подпишем смертный приговор. Нужно поступить разумно. Homo sapiens – это ведь человек разумный, который умеет притормозить себя в интенсивном использовании природных ресурсов и может спасти Землю во имя спасения самого себя. На Земле кроме человека еще обитают животные, растут растения. Если растут, значит, они живые. И все живое здесь и останется, кроме человека, который может сам уничтожить место своего пребывания.
– То есть человечеству не удастся покинуть планету и тысячелетиями ждать, пока она сама очистится, как в мультфильме «Валл-И»? Что бы вы в связи с этим пожелали читателям журнала «Вокруг ЖэКа»?
– Я бы хотел закончить это интервью на серьезной ноте. В СССР был замечательный селекционер Иван Владимирович Мичурин, который сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Долгое время это звучало как лозунг. Мы так много брали милостей от природы, что явно с этим переборщили. Сегодня актуален другой лозунг на базе старого: «Мы не можем ждать милости от природы после того, что мы с ней натворили». Мы должны просить у природы милости, а не отнимать. Я хотел бы пожелать людям пересмотреть потребительский подход к природе, заменив его на заботливо-охраняющий. Тогда мы сможем жить благополучно на нашей матушке Земле.
Беседовала Ольга Гришина