Милош Бикович: «Хороший актер превращает ремесло в искусство»

– Милош, какие профессии больше всего востребованы сейчас в Сербии? Как получилось, что вы решили стать актером? Насколько мнение ваших родителей повлияло на выбор будущей профессии?
– Не уверен, что смогу точно ответить, но мне кажется, сейчас больше всего востребованы IT-специалисты, WEB3-эксперты и другие профессии – про которые я даже не знаю, как они правильно называются. Сам я решил стать актером, потому что интуитивно почувствовал, что это мое, что я хочу этим заниматься, еще когда был в детской актерской школе. Родители всегда с пониманием относились к моим решениям, и я мог делать то, что хочу, что мне нравится. У них не было несостоявшихся амбиций, которые они бы хотели осуществить, воспитывая меня.
– Чем вам запомнилась ваша первая роль?
– Моя первая роль запомнилась мне очень странной прической, которую придумала девушка – стилист этого проекта. Она настаивала на ней, и мне приходилось терпеть. Я многих нервировал этой прической, но она выражала суть этой роли – раздражать других. И поскольку других ролей у меня тогда не было, то я стал восприниматься как человек, который всех нервирует. Может быть, до сих пор у некоторых я вызываю раздражение, но это уже не моя проблема.
– Список ваших актерских ролей довольно большой. А какие киноработы вы считаете для себя наиболее важными с точки зрения личной самореализации?
– Есть роли, которые важны для меня, потому что открывают меня зрителю в разных ипостасях. Моя первая большая роль в сербском фильме «Монтевидео», когда меня стали воспринимать как героя мелодрамы. Драматическая роль в «Солнечном ударе» Никиты Михалкова. Первая комедийная роль в сериале «Отель «Элеон». Съемки в самом кассовом фильме российского кинематографа – «Холоп». Роль негодяя в «Южном ветре», также это и мой первый продюсерский проект.

«Актерство – это ­профессия и ремесло»
– В чем, на ваш взгляд, заключается разница между актерской работой в кинофильме и телесериале? Влияет ли количество серий на характер и качество игры?
– Разница в том, что в кино очень трепетно относятся к каждой детали, а в сериале обычно требуется большая выработка, поэтому времени на детали не остается. Но когда материала много, есть возможность сделать персонажа более объемным, раскрыть его с разных сторон.
– Что для вас самое важное в работе над фильмом?
– В кино нет мелочей. Важно все. Сценарий, режиссер, команда, продакшен. И конечно, идея и смыслы. Например, если взять сериал «The Телки» по книге Сергея Минаева, там было важно показать разложение персонажа, к чему приводит эта ложная жизнь, которую он ведет, и как он вообще несчастлив, хотя ему кажется, что у него есть все. Что внешние признаки счастья  – это не счастье. Вот эти истины мой герой Миркин выучил тяжелым способом.
– Как стать хорошим актером?
– Когда узнаю, я вам сообщу.
– Можно ли сказать, что актер – это обычная профессия, как и многие другие? Или для нее необходима особая творческая предрасположенность и призвание?
– Актерство – это профессия и ремесло. А когда человек им хорошо владеет, оно превращается в искусство. Тут есть свои недостатки – они отражаются в том, что актер должен жертвовать многим. Он жертвует своим временем, личной жизнью. Съемки можно сравнить с длительным плаванием. Но если моряк потом может спокойно выйти на улицу, то популярный актер не может. На него смотрят. К нему приковано внимание, это является грузом и благословением одновременно.
– Над какими проектами сейчас работаете?
– Не так давно я присоединился к команде фильма «Вызов» Клима Шипенко. Этот проект войдет в историю кино, в историю человечества самим фактом своего существования… Первый фильм, который снят в космосе (часть картины снята на МКС с участием актрисы Юлии Пересильд, режиссера и оператора Клима Шипенко и действующих космонавтов. – Ред.). Я надеюсь, что качество оправдает такое большое внимание, которое ему уже уделяют.
Также мы снимаем продолжение «Холопа». Я очень рад, что история про Гришу продолжается. Надеюсь, что наша творческая команда найдет правильный баланс между тем, что понравилось зрителю в первой части, и что он ожидает увидеть во второй. Это будет именно продолжение истории, а не тот же самый механизм, который был успешно обкатан ранее. Мы понимаем, что повторение может разочаровать, поэтому будем удивлять. Повторить свой же успех непросто, но я уверен: это будет удачный сиквел.
Параллельно я снимаюсь в криминальной сербской драме «Южный ветер», которая уже выдержала две части фильма и один сезон сериала – сейчас готовим второй. Здесь я совсем в другом амплуа – злодейском, играю бандита Петара Мараша. Этот проект – моя особая гордость. Он начинался с бюджетного фильма, от которого никто ничего не ожидал. А в итоге он собрал очень большую кассу. Лучшую кассу за десятилетие! Потом и сериал стал самым популярным за десятилетие. Продолжение фильма также стало большим хитом, и не только в Сербии. В России у сериала тоже хорошие просмотры. Во втором сезоне «Южный ветер. На границе» у нас снимаются не только актеры с Балкан, но и из России, Италии и США. Снимаем на территории нескольких стран – проект растет и будет еще расти! Он превратится в международную франшизу, я на это надеюсь.
И еще сейчас идут съемки исторического кино «Большое ограбление трамвая». Его делает наш великий режиссер Слободан Шиян. Он у нас такой же великий, как и Кустурица. И там у меня главная роль. Мы долго его снимаем, и надеюсь, закончим в этом году. Это кино про пионера кинематографа, одного из первых, кто на Балканах занимался режиссурой и снимал кино. Я с давних пор хотел заниматься фильмом, который попал бы в сферу арт-хауса. Мне очень нравится, что я потихоньку захожу в это направление. Потому что кино может быть динамичным, оно может быть больше, чем жизнь, но оно не всегда является искусством. Я думаю, что в этом проекте мы прикоснулись к искусству.

«Надо иметь что-то выше себя и этому служить»
– Насколько важны для вас гонорары?
– Деньги делают нас счастливыми, только если они являются следствием работы. Наслаждаться ими можно очень коротко, а потом они становятся неким обременением, а человек – их рабом. Надо постоянно вертеться, как белка в колесе, чтобы обслужить свое собственное имущество. Поэтому надо иметь что-то выше себя и этому служить. И когда есть что-то осмысленное, тогда все эти признаки – не только деньги, но и статус, успех и так далее, они не могут человека повредить, потому что это просто дары, которые ему даны. А через работу, которая привела к деньгам и успеху – в том числе работу над собой, человек становится благороднее. В этом есть суть.
– Вы нашли цель выше себя, которой стоит служить?
– Да, у меня есть амбициозная цель – сделать Сербию лидером мировой мультипликации. Два года назад мы с моим другом и партнером Андреа Иерволино создали анимационную студию. Таких технологий у нас в стране раньше не существовало, хотя была традиция производства качественных мультфильмов, но она прервалась. Результатом этого сотрудничества стал анимационный сериал «Паффинс» про приключения забавных арктических птичек, где одного из героев озвучил Джонни Депп.
– Популярны ли в Сербии российские фильмы? Какие из них нравятся лично вам?
– Фильмы Никиты Михалкова популярны, но не у очень широкой аудитории. А сейчас сербские зрители смотрят проекты с моим участием, я стараюсь продвигать российское кино в Сербии, чтобы в будущем можно было делать совместные проекты. У нас показывали несколько сезонов «Отеля «Элеон», фильмы «Холоп», «Отель «Белград» и «Хочу замуж», а также сериалы «The Телки» и «Магомаев». Российский кинематограф растет и развивается, он вполне способен конкурировать на рынке и быть интересным. Тем более что в Сербии и так положительно смотрят на русский контент, на русскую культуру, вообще воспринимают ее почти как родную.
– Фильм 2014 года «Солнечный удар», снятый по мотивам произведений Ивана Бунина, был выдвинут на премию «Оскар», однако до номинации дело не дошло. Личная драма героя разворачивается на фоне исторической катастрофы – гибели Российской империи. Как вам кажется, западный зритель не понял картину или дело в другом?
– Что западный зритель в этом фильме видел и что не понял, мне трудно сказать. Но я думаю, что уже в то время было определенное разделение между западным миром с их ценностями и нашим. Американская киноакадемия выдвинула очень четкие правила, которые никак не связаны с искусством. Они связаны с какими-то человеческими особенностями, которые в конечном счете это самое искусство ограничивают.
– На телевидении демонстрировался телесериал «Магомаев», посвященный жизни и творчеству популярного эстрадного и оперного певца Муслима Магомаева. Играя главную роль в этом фильме, вам удалось раскрыть образ гениального исполнителя и показать драматизм его биографии. Насколько сложна и интересна была эта работа?
– Когда мне предложили сниматься, я вообще не знал, кто такой Магомаев. Потому что я не рос в СССР, и в Москву я приехал, когда мне было 24 года. А когда я узнал масштабы его личности, познакомился с его творчеством, работа над образом доставила мне удовольствие. Но и одновременно это было сложно – съемки шли очень интенсивно, много дней подряд, с небольшим перерывом на сон. Но я очень благодарен судьбе, что такая роль в моей биографии появилась.

«Меня приняли как своего»
– Есть ли у вас русские друзья и насколько русский характер похож на характер сербов?
– Конечно, у меня есть русские друзья. Русский характер похож на сербский – такой же широкий, открытый. Меня вообще приняли в России как своего с первого дня: зрители, мужчины и женщины, кинопрофессионалы, критики и журналисты. И вообще все люди, которые мне встречались, очень доброжелательно общались со мной.
– В каких регионах и городах России вам приходилось бывать и работать? Где вам понравилось больше всего?
– Я был в Хабаровске, был в Псковской области, в Сочи, в Краснодаре, в Геленджике, в Выборге, в Санкт-Петербурге. Я был на Валааме. И даже в Комсомольске-на-Амуре. Мне очень понравилось. Но думаю, что даже пяти процентов России я еще не узнал. Я уверен, что меня еще ждут невиданные российские красоты. Я уже давно влюблен в Россию. И был влюблен даже до того, как впервые побывал в России.
– Что для вас означает «дом»? И в каком городе вы чувствуете себя дома?
– Дом – это то место, где ты чувствуешь, что ты принадлежишь себе и что тебе спокойно. Я чувствую себя дома в Белграде и в Москве, порой в Санкт-Петербурге.
– Какие места вы бы посоветовали посетить россиянам в Сербии?
– Белград – обязательно Русскую церковь, где похоронен Врангель. Город Нови-Сад, Мокру гору и деревню Кустурицы. Но не только Сербию – Республику Сербскую я бы тоже посоветовал увидеть (входит в состав Боснии и Герцеговины. – Ред.).
– Нигде так не любят русских, как в Сербии. История взаимоотношений наших народов имеет глубокие корни. Что бы вы хотели пожелать россиянам?
– Я бы хотел пожелать россиянам, чтобы они поближе познакомились с Сербией, с сербской культурой, с сербским народом. Эти отношения глубокие, важные, трогательные, но если их не беречь, то они легко превращаются в свою противоположность. 

Беседовала Ольга Гришина