Игорь Пилиев: «Телевидение должно утолять жажду»

IMG_8610 miniНаш сегодняшний герой планировал связать всю свою жизнь с театром и только с театром. Так и было поначалу: ставил спектакли, преподавал… А 25 лет назад он, по счастью, был приглашен в команду, которая в беспрецедентно короткие сроки после президентского указа о создании телеканала «Культура» сумела осуществить его выход в эфир. Теперь это уникальный в своем роде канал, неустанно сеющий «разумное, доброе, вечное», спасительный остров в океане беспредельно развлекательного эфира. «Культуре» удалось создать особый язык, на котором с уставшим от быта зрителем можно нескучно говорить на важные темы, осмысление которых требует работы души и разума.
Мы поговорили с Игорем Пилиевым о театре, телевидении – и культуре в самом широком смысле.

«Поменял кино на  театр»
– Игорь Валерьянович, почему вы выбрали профессию театрального режиссера?
– Когда я выбирал профессию, то рассматривал сразу несколько вариантов – режиссер, дирижер и редактор. На мой взгляд, это главные профессии, сотворившие смыслы XX века. Доминирующей формой культурной деятельности в те годы был кинематограф – он увлекал многих, включая меня. И у меня были веские основания им увлечься. Ведь я жил в Грузии. Не буду оригинальным, если скажу, что старое грузинское кино – одна из главных и больших сокровищниц многонациональной советской кинематографии. В грузинских фильмах, с одной стороны, были заложены неповторимые национальные особенности и колорит, а с другой – они всегда были важной частью большого кино СССР.
Грузинские фильмы шли тогда в контексте лучшего мирового кино. Родители моих школьных друзей работали на киностудии «Грузия-фильм» – это были известные люди, лауреаты государственных премий. Поэтому вначале я планировал стать кинорежиссером. Мы с товарищем даже создавали сценарии на ­какие-то серьезные классические темы. Но внезапно для меня все изменилось: в Тбилиси приехал сын Георгия Александровича Товстоногова (выдающийся советский театральный режиссер и педагог. – Ред.) – Александр Георгиевич. Человек с очень непростой судьбой, он оказал огромное влияние на мою жизнь, на мое становление и выбор профессии, привил мне любовь к театру. Это был удивительно новаторски настроенный человек, обладающий новым режиссерским мышлением. Опираясь на опыт своего легендарного отца, он поставил замечательную пьесу «Жестокие игры» – один из последних шедевров выдающегося драматурга Алексея Арбузова.
Все самое модное тогда было в театре. Все новое и, главное, удивительно талантливое создавалось на моих глазах. И это меня настолько сильно впечатлило, что я решил поменять кино на театр. Мы ставили и русскую классику, и западную драматургию. 1960–80-е годы были ознаменованы активным поиском новых форм в драматургии и театре. Мы ставили пьесы Вампилова, Шукшина, Петрушевской, Садур, Думбадзе, Андреева… Театр давал абсолютно все возможности творить, работать с выдающимися людьми. Со многими из них я даже дружил и многому у них научился. Это и знаменитый Темур Чхеидзе, мой педагог, долгое время возглавлявший БДТ им. Г.А. Товстоногова, и актриса театра и кино Ариадна Шенгелая, народная артистка СССР Наталья Бурмистрова, видный грузинский балетный танцовщик, хореограф, педагог, общественный деятель, ученик великого Вахтанга Чабукиани, человек уникальной, «киношной» судьбы Тамаз Вашакидзе и многие-многие другие. Тут не было особо какой-то моей воли, это была просто большая удача работать и дружить с этими выдающимися личностями.

СПРАВКА

Игорь Валерьянович Пилиев окончил Грузинский государственный институт театра и кино имени Шота Руставели, работал актером и режиссером Тбилисского русского драматического театра имени А.С. Грибоедова; сотрудничал с киностудией «Грузия-фильм» и Гостелерадио Грузии. С 1997 года он на телеканале «Культура»: режиссер отдела оформления канала и анонсов, руководитель службы анонсов и межпрограммных проектов, заместитель директора Дирекции ГТРК «Культура» по информационному вещанию, первый заместитель директора ГТРК «Культура», директор Дирекции информационных программ. Член Академии Российского телевидения. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени («За большой вклад в развитие отечественного телевидения и многолетнюю плодотворную деятельность»). Руководимой Игорем Пилиевым службе трижды присуждалась премия «ТЭФИ», ­«Облик канала 2005», Премия ­Рунета и многие другие.

«Закончилась ­режиссерская эпоха»
– Что самое сложное в работе театрального режиссера?
– Основной сложностью стало то, что закончилась режиссерская эпоха. Любая эпоха переживает свой расцвет, достигает кульминации и неизбежно движется к закату, все имеет начало и конец. И в какой-то момент больше не осталось никаких сомнений в том, что главенствующие места в театре заняли продюсеры, которые лучше режиссеров стали разбираться в потребностях зрителей, предугадывая, что будет иметь спрос. «Эпоха режиссеров» сменилась «эпохой продюсеров», которые в первую очередь были заинтересованы в прибыли. И возникло такое «проектное искусство». Возникла данность, которая отстранила фигуру режиссера – в том ключе, в котором я эту профессию воспринимаю. Даже Любимов в какой-то момент почему-то перестал быть модным. Я смотрел на него и думал, ну как такое вообще может быть? Юрий Петрович – выдающийся актер и великий режиссер, человек, живший не по правилам эпохи, а по своим собственным. Он смог сохранить абсолютную ясность мысли и чувства, и эта ясность была главной его чертой. Говорили, что его спектакли сложные, но с моей точки зрения, они, напротив, очень ясные – такие же ясные, как его голубые глаза, которыми он спокойно и твердо смотрел в глаза любого встречного и собеседника. Я до сих пор храню в памяти его удивительную улыбку и мощь.
– Тяжело ли донести до актерского состава творческий замысел?
– Режиссерский замысел — основная часть постановочного спектакля, единая направляющая мысль в искусстве. Ведь главное в работе режиссера – выразить тему, идею и сверхзадачу, то есть все то, ради чего был поставлен спектакль. Режиссер должен понять, что именно его волнует в произведении. И если он сам понимает, зачем ставит спектакль, и взволнован этой темой, то, несомненно, сможет донести и до актера творческий замысел, и взволнует зрителя, заразит его эмоционально.
В советские годы далеко не все произведения издавались, приходилось буквально за ними охотиться, налаживать личные контакты с драматургами, прозаиками, сценаристами… И вот однажды мне достался личный экземпляр Нины Садур, напечатанный на машинке с западающими буквами. Я его взял и не мог оторваться. Возникали отношения с каждой страницей, даже эти отсутствующие буквы создавали определенный ритм в понимании текста. Я долго не мог понять ключа и вчитывался. В парадоксальной форме были обозначены злободневные и сложнейшие вопросы жизни, я увидел там протест против человеческой разобщенности, и тогда понял, что готов к репетиции. К тому моменту я знал эту пьесу наизусть! Вообще слова «наизусть» и «зубрежка» для меня имеют основополагающий момент обучения. Если ты знаешь – значит, ты знаешь это наизусть. Конечно, в таких сложных синтетических формах, как театр, важно не просто выучить текст. Важна еще каждая секунда, музыка и очень-очень многое… Театр – отличный способ исследовать мир, человеческие взаимоотношения, анализировать их. Он выступает некой лабораторией, зеркалом того, где мы живем, и того, с чем мы постоянно сталкиваемся. Этим я вообще объясняю существование театра как такового – люди приходят и видят, как актеры со сцены говорят какие-то зазубренные слова, тексты, но очарование театром происходит именно в момент, когда отражается судьба твоей жизни.
– Как вы относитесь к современной театральной режиссуре? Например, что думаете о нецензурной лексике в театре и эпатаже?
– Не бывает искусства без попытки выразить некую мысль по-особенному, сказать своим произведением что-то новое. В изобразительном искусстве, в музыке, да и в любом другом творчестве художник пытается сделать то, чего до него никогда раньше не делали. Искусство постоянно нас сталкивает с новыми и новыми явлениями, и в этом его громадная щедрость. Практически любое произведение неисчерпаемо для выражения новых смыслов. Другой вопрос: где проходит та самая граница, когда смысл есть и когда его нет? Тот же Константин Богомолов, например, с благоговением обращается с классикой, стоит прийти и посмотреть. Необыкновенно интересное прочтение! Да, он бывает насмешливым, ироничным, но всегда с большим уважением и очень аккуратно относится к тексту, от которого начинает свое движение. Его Гендель – шедевр, Островский – тоже здорово! Он доходит до капустника, но никогда не переступает черты, очень хорошо понимает эти границы.
Что касается нецензурной лексики в театре, то лично меня не смущают бранные слова на сцене. Театрального зрителя заранее предупреждают о том, кому можно приходить на спектакль, а кому нельзя, это и в советские времена так было. Но я еще ни разу не видел, когда бы матерились на сцене и это было бы очень здорово… Другое дело, когда это чем-нибудь обусловлено и оправдано, скажем, провозглашен манифест, как в Театре.doc, что они находят и записывают реальную живую речь. А затем воспроизводят ее со цены. Они так работают. И это понятно. Театр критикуют, но на мой взгляд, те, кто производили экспертизу спектакля «150 причин не защищать Родину», попросту не были с ним знакомы. В нем рассказано о падении Константинополя и стратегиях выживания в эпоху перемен. Про то, почему Запад не оказал помощь, про 150 причин не объединиться в минуту опасности, и 150 причин работать на врага. А главное – про поиск одной-­единственной причины выйти на смерть и защищать то, что другие уже продали, предали или бездарно проиграли.

«Показываем культуру без нафталина»
– Вы стояли у истоков создания замечательного телеканала «Культура», наряду с такими видными деятелями, как Дмитрий Лихачев и Мстислав Ростропович. В этом году исполняется ровно 25 лет с момента вашего прихода на телеканал. Какими успехами на посту первого заместителя директора филиала ВГТРК ГТРК «Культура» вы можете сегодня гордиться?
– Если помните, то в конце 90-х годов в нашей стране наблюдался «культурный кризис» – тогда вообще мало кто верил, что культурно-просветительским программам будет предоставлено не только время в эфире, но и создан целый канал для этого. Вопреки всему 1 ноября 1997 года государственный телеканал «Культура» начал свое вещание. У истоков его создания стоял Михаил Швыдкой. Далее и довольно скоро телеканал «Культура» возглавила Татьяна Олеговна Паухова, а с 2009 года – Сергей Леонидович Шумаков. В моей жизни это были судьбоносные встречи: с огромным уважением отношусь к ним обоим, очень многим им обязан и благодарен. Они высочайшие профессионалы своего дела, сотворившие великие концепты советского телевидения – при их участии вышли такие суперхиты, как «Вокруг смеха», «Богема», «Серпантин», «Вестники», а также внедрялись современные форматы информационно-развлекательного вещания, документалистики, игрового кино и новые принципы программирования и вещания.
Вот уже почти четверть века телеканал «Россия – Культура» знакомит зрителей с литературой, театральной и музыкальной жизнью, открывает новые, малоизвестные страницы истории, занимается популяризацией науки и воспитанием подрастающего поколения. «Россия – Культура» остается единственным общенациональным телеканалом, существующим без рекламы. Уникальным его делает еще одно бесспорное преимущество – возможность воспроизвести практически любые форматы, существующие в мире, на одном ресурсе. В программе телеканала – культурно-просветительские и научно-популярные передачи, художественное и документальное кино, мультфильмы, классическая музыка, театр, спорт, развлекательные, музыкальные и детские программы, дискуссии и новости культуры. Мы можем показывать и комбинировать любые форматы и создавать разного рода контекстный показ. Это может быть ретроспектива великих людей или показ, связанный с великими документалистами, например, с мировым гением, режиссером-документалистом Виктором Косаковским. Последний его документальный фильм «Гунда», признанный ведущими мировыми кинокритиками одним из лучших фильмов 2020 года, заставляет нас задуматься о врожденной ценности жизни и тайне всего животного сознания, в том числе и нашего собственного.
У телеканала «Россия – Культура» имеются все необходимые смыслообразующие направления, включая также продвижение, PR, информационное вещание. Все эти направления долго были у меня в оперативном управлении. Мы очень много ездили, учились у своих конкурентов, партнеров, многое пробовали воплотить: работа с цветом, формой, обликом, новые технологии… Хорошо, что нам давали такую возможность. Это нормальный и правильный путь обучения. Если говорить об успехах, то они очевидно были, но мне сложно выделить что-то одно. Получение премий «ТЭФИ» и других наград происходило как-то само по себе. Скорее, я счастлив, что тогда, в 97-м, оказался в команде, которую собирали Швыдкой и Паухова, горжусь своей сопричастностью и соприкосновением с выдающимися людьми, сделавшими канал уникальным, с печалью вспоминаю ушедших и люблю тех, с кем работаю сегодня!
– Что поменялось на канале за прошедшие четверть века?
– За эти годы в глобальном смысле поменялась основная линия канала. При Пауховой (а это был все-таки 1997 год, когда многие вообще забыли, как выглядят деятели культуры) изначально было очень важно отделить все то, что стремилось выдать себя за культуру, и поддержать талантливых людей, которые не могли на тот момент показать себя в общественном пространстве. Роль Пауховой в создании телеканала огромна. Богатейший творческий опыт, уникальный талант редактора помогли ей в кратчайшие сроки сформировать программы, под ее руководством были выполнены оригинальные спецпроекты. Татьяна Олеговна – один из авторов творческой концепции, структуры вещания канала, создатель новых художественных проектов. Ее авторская программа «Богема» о выдающихся актерах, режиссерах, писателях и художниках отечественного и мирового искусства, творческой элите общества была известна на всю страну. Недавно повторяли один из выпусков «Богемы» с Александром Абдуловым. Если вы посмотрите, то поймете, какая это была модная передача.
А перед Сергеем Леонидовичем Шумаковым стояла другая задача – соединить высокие технологии телевидения с самой культурой. Он крупный современный продюсер, имеет ученую степень, придумал и реализовал множество интересных форматов. Вспомните хотя бы его сенсационный проект, связанный с Лилианной Лунгиной. Это ведь было его дерзкое предложение летом 2009 года дать в эфир документальный телевизионный фильм О. Дормана «Подстрочник», который до этого пролежал на полке долгих 11 лет. В вечернем эфире канала «Россия» вышли все 15 серий этого телеромана. Аудитория буквально не могла оторваться от экранов! Рассказ Лунгиной всех загипнотизировал: это уникальное сочетание исповеди и масштабности, крупного и общего плана: это и портрет, и фреска, потому что героиня ни на минуту не упускает из виду жизнь общую, общественную, пытаясь представить зрителям судьбу России и отчасти Европы в ХХ веке. Идея Шумакова в том, чтобы показывать культуру без нафталина, разглядеть современную культуру с высокотехнологичным светом и камерой. При Шумакове на телеканале появились программы «Большая опера» и «Большой балет», пришло «большое» кино, поменялась тематика документального кино, оно стало более выразительным. В эфирной сетке канала появилась программа «Наблюдатель», где в течение 50 минут в формате дискуссии обсуждаются самые актуальные вопросы культуры и высказываются профессиональные мнения. Подобные форматы программ были дерзостью. Но Шумаков этого не побоялся, он всегда ищет новую специфику. И еще мы на канале никуда не торопимся, в отличие от многих других. Это не гарантия смысла, но его условие, потому что на бегу смысла не бывает. Шумаков очень четко отсеивает, что интересно, а что нет, прислушиваясь к профессионалам. И это удивительное качество, особенно в медиа, где все очень иерархизированно. И Паухова, и Шумаков – это абсолютное телевидение; хотя они и во многом противоположны, во мне они уживаются очень органично.

«Глубокие смыслы тоже развлекают»
– Что для вас важнее: ­коммерческий успех, всенародное признание или самовыражение?
– Это хороший вопрос. Думаю, это триединство. Вы придумали суперпроект, но если не будет признания – не будет и денег на его реализацию. Это должно быть взаимосвязано. Не было в истории человечества художника, который бы не хотел заработать. И нет такого человека, который написал книгу и не хочет, чтобы кто-то ее прочитал. И вроде бы есть проблема, наиболее остро проявленная именно в медиа, что нужно зарабатывать. Но ужасно обидно, когда приходят люди, умеющие обеспечить деятельность самого медиа, но не очень-то утруждают себя творческой составляющей. Это получается какая-то ненастоящая журналистика.
– Сегодня все больше людей на Земле живут в мире enter­tainment, развлечений. Для многих деятелей искусства диалог с обществом практически потерян. Как поменять эту ситуацию? И нужно ли ее менять?
– Одна из генеральных идей нашего телеканала связана именно с модернизацией культуры. Это та самая идея, которую воплощает Шумаков. Его проект «Правила жизни» – абсолютно современный подход, открывающий и объясняющий много всего полезного и интересного вокруг. Разговор в студии посвящен привычкам и традициям, негласным нормам, которые пронизывают всю нашу жизнь. Поведение и этикет, отношения и мораль, этика и эстетика, культура и история – все эти темы обсуждаются социологами, антропологами, культурологами и историками. И я не считаю, что люди сегодня хотят развлекаться больше, чем, скажем, в Древнем Риме или в какие-то другие времена. Вспомните хотя бы развлекательные мероприятия в елизаветинскую эпоху – это официальные торжества, сопровождаемые триумфальными шествиями, парадами, куртагами, обедами, балами и маскарадами, фейерверками и иллюминациями; театральные постановки и музыкальные концерты, а также всевозможные забавы с шутами и карликами. Возможности развлечений всегда ограничены самими людьми. Увлечение большого числа людей компьютерными играми и виртуальной реальностью – это лишь новая форма развлечений. Совсем недавно похожими свойствами обладал кинематограф. Телевидение сегодня становится частью огромной медийной индустрии: кинофильм можно посмотреть отдельно от других, без привязки к определенному времени, можно смотреть его частями, с комментариями, выбрав для себя наиболее удобный вид потребления.
– Не станет ли телевидение в эпоху потребления полностью развлекательным?
– Не думаю. Глубокие смыслы, кстати, тоже невероятно развлекают. И в этом их смысл.

«Искусство идет следом за историей событий»
– Жива ли и нужна ли нам народная культура? Можно ли ее возродить, скажем, по принципу классической музыки, которая подвергается современной аранжировке и обретает второе дыхание?
– Не народной культуры не бывает. Если исполнитель музыки вышел на сцену с кинжалом или в кокошнике это еще не показатель народности. Любое творчество народно, будь то опера, балет, джаз, фольклор. И неважно кто перед нами – уличный музыкант или профессиональный артист филармонии – всё творчество народно, потому что создаётся народом через отдельных его представителей. Современное общество уже достаточно долго живет в условиях городской культуры. И хотя в народной культуре много мифологического, она сегодня нам доступна через народные сказки, легенды, эпосы, пословицы, поговорки и другие формы. Культура не имеет своей собственной истории и судьбы. Искусство всегда идет следом за историей больших и малых событий времени, отражая в своих «зеркалах» исторические эпохи. Это необходимая часть нашей жизни, и если хотите, часть эмоционального фона общества, в котором формируется профессиональная среда для будущего. Безусловно, существует взаимосвязь между городской и народной культурой. Приведу примеры из истории, когда дворцово-­развлекательное элитарное искусство сливалось с народным. Например, эпическая опера Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга», основанная на германской мифологии и исландских сагах, имела все признаки как народной, так и элитарной культуры. Композитор Римский-Корсаков в своей опере «Снегурочка» также опирался на фольклорные сюжеты и использовал народные песни. Народное мы слышим и в творчестве величайших композиторов Бетховена, Моцарта… Как это туда попадало? Ответ один – культуры связаны между собой, они как бы проникали одна в другую, представляя народно-культурную диффузию. Городская и народная культуры соприкасались в процессах переживания национальной истории, в исторической памяти народа, этноса. И поскольку народная культура неисчерпаема в своем роде, то в произведениях элитарной или городской культуры нередко присутствуют ее образы, раскрывающие характер героев или глубину философской проблемы. Помимо профессиональных капелл, которые существуют в Европе несколько столетий, всегда были небольшие музыкальные коллективы, которые сопровождали саму жизнь – молитвенное слово, свадьбу, похороны, какие-то другие события. Всегда существовали ансамбли, оркестры, крепостные театры, а известные композиторы слышали их творчество и заимствовали специфические формы, идеи и смыслы той самой народной культуры. То есть культура была обработана ими. Подозреваю, что так было не только в музыке: Пушкин в своем произведении «Капитанская дочка» широко использует народные пословицы для изображения героев. И в настоящее время сохраняется острый интерес к этнической составляющей культур, и больше всего это связано, скорее, с коммерческой стороной, которая актуализируется в результате повышенного интереса к экзотике.
– Телекритики отмечают сегодня постепенное старение телевизионной аудитории. Растет доля телезрителей старшего поколения в возрасте от 45 лет и старше. Что делается каналом для привлечения и удержания молодой аудитории?
– В том виде, в котором раньше составлялось расписание жизни страны по программе передач, уже, конечно, не актуально. Но какие-то основополагающие рефлексы у нас остались: например, вечерние новости – это традиция. Важно лишь подобрать современную форму доставки контента. Для молодежи на канале есть все соответствующие форматы. Вы обратили внимание, что кардинально поменялись герои телепередачи-интервью «Линия жизни»? Теперь там присутствуют самые разные личности в мире искусства. В передаче нет ведущего или интервьюера как такового, в студии находится только приглашенный гость. Гости сами ведут монологи о своем пути к популярности и размышляют о текущем состоянии культуры в России, а зрители задают им вопросы. Проекты «Энигма», «Большой балет», «Большая опера» и «Шаболовка, 37» интересны буквально всем, включая молодежь. Привлечь и удержать молодую аудиторию помогают познавательные и образовательные программы в жанре ток-шоу. Например, программа «Полиглот», представляющая собой интенсивный курс изучения иностранных языков. Или цикл телевизионных программ ACADEMIA, где крупнейшие ученые современности, в том числе молодые, излагают фундаментальные научные знания в формате популярных лекций. Студенты задают провокационные вопросы, и сугубо научные лекции превращаются в увлекательное и страстное зрелище. По своему формату и просветительскому размаху этот проект не имеет аналогов не только в нашей стране, но и в любой другой стране мира. Телевизионное просвещение необычайно увлекательно. И не только в смысле внешней занимательности. После прихода на канал Елены Китаевой, главного дизайнера, произошел революционный отказ от всего традиционного в оформлении, совершился переход от символизма к абстракционизму, превратив наш канал в яркое самобытное явление современного телевидения.

«Городскую культуру необходимо распространять и за пределами мегаполисов»
– Планируется ли в дальнейшем развивать линейку обучающих телепрограмм на канале «Россия – Культура» по формированию жилищной культуры и грамотности? Ведь по данным ООН 80% людей к 2050 году будет проживать в городах. При этом характерная особенность современной городской культуры – «одиночество в толпе», замена живого общения телефонными звонками и перепиской в чатах, нервные перегрузки жителей больших городов и их оторванность от живой природы. Изучаете ли вы влияние культурного пространства города на индивида и предпринимаются ли какие-либо меры для поддержки жителей больших городов?
– Я не видел этих цифр, спасибо, что сказали. После ваших слов у меня возникло предложение найти выход в том, чтобы не переводить все население в город, а саму городскую культуру распространить повсеместно, повышая уровень жизненной культуры и за пределами мегаполисов. Эта тема обсуждается на разных площадках с известными архитекторами, учеными, молодыми специалистами. У нас на канале есть отдельные циклы передач, посвященные мировым архитектурным шедеврам, урбанистике, формированию комфортной городской среды, описанию всего того, как это успешно и модно реализовано в различных городах, включая Москву. Конечно, в крупных городах ситуация с обустройством среды обитания человека сдвинулась с места в положительную сторону. С точки зрения организации жизненного пространства городскую культуру необходимо распространять и за пределами мегаполисов. Телевизор, конечно же, может к чему-то призывать, обучать, но он еще должен утолять жажду. Если людям обеспечить комфортные условия проживания в населенных пунктах, подвести ко всем домам газ, сделать оплату жизненно необходимого тепла более доступной, то обязательно станут широко востребованы различные обучающие формы и люди задумаются об интерьере в своем жилище. Когда будут решены основные жизненные задачи, мы обязательно предложим фонд помощи организации жизненного пространства, так как всегда рассматриваем актуальность прогнозов на предстоящий сезон. В нашем плане концептуально учитываются все изменения в обществе – в медиа это совершенно очевидная вещь. Коммерческие каналы строят на этом свою финансовую политику.
– «Россия – Культура» ­представляет собой единственный российский канал, который существует полностью без рекламы, находится на дотации государства. А как обстоят дела с цензурой?
– Цензуры нет. Есть ответственность за выдачу той или иной информации, за которую ты как журналист не отвечаешь, а отвечает более высокий руководитель. Это обычная дисциплина, так устроено на телевидении. Что касается каких-то других каналов, которые полностью покорились власти рейтингов, то это, скорее, больше вопрос совести и культурного уровня.
– Самый ценный совет, который вы получили в жизни?
– Его мне дала Татьяна Олеговна Паухова. Однажды она сказала: «Запомни: все твое тебе принесут сами! За остальным не гоняйся». И это действительно так.
– Что бы вы хотели пожелать читателям журнала «Вокруг ЖэКа»?
– Я хотел бы пожелать всем читателям крепкого здоровья, благополучия, человеческого счастья. Важно помнить, что хотя в жизни многое меняется и надо следить за этим новым в русле живого творчества, важно не забывать о неизменном, о простых человеческих ценностях. Городские пейзажи, многоквартирные дома, рев автострад, грохот тоннелей метро, сквозняки подземных переходов, бегущие навстречу или в противоположную вам сторону люди… Срочные дела, важные переговоры, новые впечатления… В этом почти не прекращающемся движении, смене видов и сюжетов, мотивов и надежд, радостей и разочарований – вечное кружение жизни. И нет ничего ценнее тех, кто невидимыми нитями вплетается в полотно всей вашей жизни, кто вам бесконечно близок, кто вас любит и кого любите вы. Важно всегда помнитьоб этом. 

Беседовала Ольга Гришина