Академик РАН Роберт Нигматулин: «Нужно воспитывать молодых так, чтобы они понимали: наука – это будущее!»

Академик РАН Роберт Искандрович Нигматулин широко известен в научных и политических кругах. Он ярчайший ученый в области физики, механики и экономики. Его высочайшие организаторские способности позволили создать с нуля Институт механики многофазных систем Сибирского отделения Академии наук РФ в Тюмени. 13 лет возглавлял академию наук в Башкортостане в качестве Председателя Уфимского научного центра РАН и Президента АН Республики Башкортостан. Вернувшись в Москву, возглавил знаменитый Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН. За свою научную, педагогическую и государственную деятельность он был награжден премией Ленинского комсомола, Государственной премией СССР, двумя Премиями Правительства РФ, орденами Почета (2000) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Работал депутатом Государственной Думы Российской Федерации созыва 1999–2003 гг. Роберт Искандрович воспитал целую плеяду российских ученых. Имеет свыше 200 научных публикаций, среди которых восемь книг, является автором 21 авторского свидетельства (патента). Среди учеников Нигматулина – 25 докторов и 50 кандидатов наук, три директора академических институтов, один член-корреспондент РАН.

«Мое детство было счастливым»
– Роберт Искандрович, вы родились в 1940 году, ваше детство пришлось на послевоенные годы в Москве. Что вам запомнилось из того времени?
– Дом художника Александра Шилова в Москве знаете (художественная галерея в особняке XIX века по адресу: ул. Знаменка, 3. – Ред.)? Вот в этом доме на третьем этаже я прожил до 19 лет, в коммунальной квартире. Жили мы в одной комнате впятером – родители и я с братьями, а с нами в квартире проживали еще пять семей. На всех был один туалет, один кран с холодной водой и одна газовая конфорка. Кухня была общая. Условия, конечно, были далекими от комфорта, но тогда многие так жили. Когда я пошел в школу, то примерно треть школьников не смогли с нами учиться по различным проблемам – от недоедания до болезней. Но несмотря ни на что мы росли, учились и развивались. Мама работала врачом, с тремя детьми в коммуналке ей приходилось, конечно, нелегко. Три года подряд мы ездили на лето в Башкирию, где мама работала врачом в санатории Янган-Тау. Для нас с братьями это место стало любимым, ведь с ним связаны самые памятные детские годы. Воду в санаторий возили на лошадях с реки, и нам, мальчишкам, давали покататься на них верхом. Это было потрясающе! Еще в детстве я был очень увлечен футболом, мы играли с ребятами во дворе. В студенческие годы я играл вратарем в команде нашего курса. До сих пор вспоминаю какие-то интересные моменты, комбинации…
Отдельную квартиру наша семья получила только в 1959 году, когда для сотрудников Московского Высшего технического училища им. Баумана построили дом на Боровицких воротах – мой папа был профессором, доктором технических наук. Массовое строительство нового жилья стало активно развиваться только при Никите Хрущеве, который запустил в массы девиз «каждой семье – жилье, пусть маленькое, но собственное». Вот так тогда и жили. Однако вспоминая свое детство, я понимаю, что оно было очень счастливым.
– А кто вам привил интерес к науке?
– Во-первых, мой папа, конечно. Но и мама тоже. Дедов своих я не видел, они умерли молодыми: один дед – еще до рождения моей мамы, другой – как только папа родился. Мамин отец был директором школы в башкирской деревне Серменево и городе Троицке Челябинской области, он написал учебник русского языка для башкирских и татарских школ. Преподавал русский язык, потом уроки труда, садоводства, бухгалтерии. В Москву приезжал, старался своих учеников к жизни как-то приспособить. Думаю, что лучшее, что могут дать родители или учителя детям – это собственный пример вовлеченности, контроля и самоотдачи. Сразу после окончания школы я поступил в МВТУ им. Н.Э. Баумана, а через два года еще и в МГУ имени М.В. Ломоносова на мехмат. Учился в двух вузах параллельно и окончил их с отличием.
В Московском университете моим учителем стал великий академик Халил Ахметович Рахматуллин. Это настоящий самородок, выдающийся ученый, организатор отечественной науки. Он никогда не стремился к красоте слов на своих лекциях, но читал курс так увлеченно и страстно, что перед нами раскрывалась вся необыкновенная красота и логика предмета. У него была почти мгновенная реакция на новые, необходимые для науки и техники идеи. Будучи причастным к решению важнейших государственных задач ракетной техники, он многих молодых людей вовлек в научную деятельность, сделав ее для нас радостью всей жизни. Халил Ахметович стал одним из первых, кто начал работать с Сергеем Павловичем Королевым как теоретик, и когда на парадном банкете в Кремле провозгласили тост, великий конструктор особо подчеркнул, что из ученых он выделяет Рахматуллина и Келдыша. Советская система науки и образования была направлена на получение студентами фундаментальных знаний с последующим их закреплением на производстве. Это правильно. Практически ни одно научное направление XX века не обошлось без значительного вклада советских ученых, и сегодня многие из инноваций оказываются реализацией тех или иных идей и результатов, которые были родом из советской науки.

«ЭВМ поражают воображение»
– Какие научные достижения последней трети ХХ века произвели на вас наибольшее эмоциональное впечатление?
– Первое достижение произошло в 1967 году, в котором я защитил кандидатскую диссертацию. Хирург Кристиан Бернард из Южной Африки впервые пересадил сердце от одного человека, получившего несовместимые с жизнью травмы мозга в автокатастрофе, другому человеку (с его согласия), сердце которого вот-вот должно было остановиться из-за полной изношенности. Кристиан Бернард считал себя учеником советского биолога и ученого-­экспериментатора Владимира Петровича Демихова, который первым в мире начал эксперименты с пересадкой органов собакам. Демихов создал принцип коронарного шунтирования сердца и был первым, кто опробовал его на животном. Его имя было широко известно за рубежом, о нем публиковали статьи в профильных журналах и совершенно заслуженно превозносили его достижения в медицине.
Второе поразившее меня научно-технологическое достижение – путешествие человека на Луну. Первый полет человека в космос осуществил СССР всего через 16 лет после окончания войны. Советский Союз впервые реализовал программу облета Луны и посадку на нее автоматических устройств со знаменитыми луноходами. Эти достижения и подвиг Юрия Гагарина навсегда останутся в памяти человечества. Но это были космические полеты в околоземном пространстве. А полет на Луну – полет на другую планету. Американские астронавты ездили по Луне на автомобиле.
И наконец, третье достижение, до сих пор поражающее мое воображение, хотя сегодня оно используется повсеместно, – это ЭВМ, которые сейчас называют компьютерами. Здесь произошел гигантский прогресс. Сейчас даже смартфон в миллион раз мощнее компьютера, на котором я делал расчеты для моей кандидатской диссертации. Этот компьютер «Стрела» был создан под руководством Башира Искандеровича Рамеева и стал основным для расчетов полетов в космос под руководством М.В. Келдыша в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Кстати, пионером советской вычислительной техники был академик Сергей Алексеевич Лебедев – выдающийся ученый-­электротехник, выпускник МВТУ имени Н.Э. Баумана. В 1945 году он создал первую в СССР электронную аналоговую вычислительную машину для решения систем обыкновенных дифференциальных уравнений, которые часто встречаются в задачах, связанных с энергетикой.
– Как складывалась ваша карьера после окончания учебы, над чем вы тогда работали?
– Мы же математики, поэтому решаем проблемы математическими методами. Первая задача, которую Рахматуллин поставил, – взрыв на границе двух газов. Это было очень актуально в связи с атомными взрывами. Потом я занимался имплозией – взрывом, направленным внутрь. Изучал процессы в многофазных системах. Пары, газы, жидкости, атомные реакторы. Написал кандидатскую и достаточно молодым – в 31 год – защитил докторскую диссертацию. Создал новую лабораторию и стал ей заведовать. В 46 лет, все еще оставаясь самым молодым доктором наук по механике, я захотел чего-то нового. Вместе с учениками мы поехали в Тюмень создавать Институт механики многофазных систем, где я занимался научной деятельностью, связанной не только с нефтяной проблематикой, но и с социальными проблемами. А потом меня попросили приехать в Уфу, где разразилась «война» между двумя Академиями наук – Российской и республиканской. От этого страдала наука. Благодаря авторитету, который у меня сложился в регионе, мне удалось провести там серьезную реорганизацию. Я сначала возглавил оба этих учреждения, а позже их объединил. В общей сложности я проработал в Башкирии 13 лет. Не все и не всегда мне давалось легко. На меня писали доносы, что я незаконно занимаю несколько должностей и параллельно работаю депутатом Госдумы. Тем не менее меня поддерживало руководство региона, в меня верили люди, и я не мог все это бросить. Теперь те, кто жестко меня критиковали, говорят: при вас было самое лучшее время. Я критиков никогда не зажимал и не боялся их. Руководитель всегда должен быть выше этого. Если руководитель начинает кого-то ненавидеть и обижать, то он уже не руководитель.
В те годы я начал активно ездить работать за границу. Вел научную работу и читал лекционные курсы в качестве приглашенного профессора в Университете им. Пьера и Марии Кюри (Сорбонна, Париж, Франция) и в Ренсселеровском политехническом университете (Трой, Нью-Йорк, США). Читал лекции в институте им. Исаака Ньютона (Кембридж, Великобритания) и в университете Пурду (Вест-Лафайет, Индиана, США). Мне приходилось совершать много перелетов и жить на несколько городов и стран: Москва-Уфа-Нью-Йорк. Это был серьезный опыт и продуктивный период. Несмотря на все сложности, многое удалось сделать, в частности, удалось построить в Уфе лабораторный корпус для трех институтов, жилой дом.

«Человечество всегда будет изучать океан»
– А потом вас пригласили работать в Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН. Какие задачи пришлось решать?
– После возвращения из Уфы я начал активно работать над книгой, и меня неожиданно пригласили на должность директора Института океанологии. А я собирался стать директором другого академического института. Но меня убедили, что тут интересней. Это правда. До меня институтом 20 лет руководил Сергей Сергеевич Лаппо – выдающийся ученый в области физической океанологии. А потом пришел я все это осваивать, и в должности директора Института океанологии я проработал ровно 10 лет. Потом мой контракт закончился, ввели возрастные ограничения, и я ушел со своего поста в возрасте 76 лет, а с 2017 года являюсь научным руководителем этого института. Каждый руководитель должен совершить свои ошибки самостоятельно, а потом их переосмыслить. Поэтому, когда ко мне приходят с конкретными вопросами, я всегда готов помочь, но ни разу сам не сказал: «Делай так или делай эдак».
Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН – особое научное учреждение. Мировой океан занимает почти три четверти поверхности Земли, но с точки зрения интересов человечества мы пока что изучили его только на 28%, остальные 72% территории океана по-прежнему таят в себе много загадок. Пока человечество будет жить, оно будет изучать океан. Океанология представляет собой направление, в котором бок о бок работают физики, математики, географы, геологи, биологи, химики и инженеры. Исследования носят комплексный характер. Экспедиции приносят новые экспериментальные данные и новые вопросы. У теоретиков появляется пища для размышлений и расчетов. И это уникальная ситуация. В той же математике и физике часто не хватает экспериментальных данных. А в океанологии, наоборот, наблюдается их избыток. Поэтому у сотрудников института всегда есть что-то, что нужно анализировать и интерпретировать.
Роль океана в жизни человека неоспорима. Прежде всего, океан влияет на наш климат. Теплоемкость океана в сотни раз больше теплоемкости атмосферы. При этом атмосфера очень капризна и непостоянна, тогда как океан более стабилен. Конечно, он тоже меняется. Но по сравнению с атмосферой таких изменений (температуры, скоростей) гораздо меньше. Океан дает нам лекарственные и пищевые ресурсы. А скоро станет источником и минеральных ресурсов. Океан влияет на течения, ответственные за перенос тепла. Особое значение океан приобрел в контексте геологии и добычи полезных ископаемых. В связи с истощением месторождений на суше все активнее разрабатываются технологии добычи ресурсов со дна океана. С этим связаны экологические вызовы, которые также требуют новых технологий. Нельзя забывать, что с океаном связаны и катастрофические явления, такие как землетрясения на дне, цунами и огромные ветровые волны-­убийцы. Они также остаются предметом исследований океа­нологов. Часть исследований носят также геополитический характер, связанный с разделением для экономической деятельности не только шельфа, но и глубоководных зон океана. Речь идет о зонах, где много рыбы или залежей минеральных ресурсов. Эти зоны нужно экономически активировать и грамотно разделить между странами либо выделить их каким-то отдельным странам. Как должно происходить такое деление? Вам выделяется участок в океане, вы должны за одно-два десятилетия его изучить как следует, опубликовать результаты своих трудов и показать, что ваши работы, в том числе добыча того или иного ресурса, не наносят экологического ущерба. Только после этого вы сможете получить право официально использовать этот участок для своей экономической деятельности. Этим нужно серьезно заниматься.

«Следует уменьшить сжигание топлива»
– Один из вопросов, наиболее остро волнующих сегодня человечество: что будет с климатом?
– Это очень важная проблема. За последние 100 лет средняя глобальная температура воздуха на уровне поверхности Земли стала расти. Поменялись режимы осадков – многие засушливые регионы стали более засушливыми, увеличилось количество разрушительных ураганов. В некоторых жарких странах стало тяжело жить в летние месяцы. Уровень воды в океане поднимается на 3 мм в год, и некоторые островные государства, окруженные морями с пологим берегом, очень этого боятся, так как территория может сократиться или даже исчезнуть. В пользу потепления свидетельствует и уменьшение площади льдов в Арктике.
Климатические изменения на нашей планете были и раньше. Вспомним хотя бы вымирание динозавров, связанное с изменениями климата и состава атмосферы. Вспомним картины 500-летней давности, где в Голландии, например, люди катаются на коньках, а сейчас в Нидерландах гораздо теплее. Но изменения были не такие быстрые как сегодня, когда климат меняется в течение нескольких десятилетий. Антропогенный фактор ответственен за преумножение метана и углекислого газа в нашей атмосфере. Наибольшую опасность представляет именно СО2, так как метан живет в атмосфере 7–8 лет, разлагаясь под действием солнечных лучей, а углекислый газ, в отличие от метана, не разрушается.
Чтобы предотвратить глобальное потепление, нужно в первую очередь уменьшить сжигание топлива. Страны, которые вносят наибольший вклад в выделение углекислого газа, – это США, Китай. Россия излучает меньше углекислого газа, так как промышленность, работавшая при советской власти, сейчас закрыта. США сжигают 9–10 тонн условного нефтяного топлива на душу населения, мы – примерно 3 тонны, Европа – около четырех. Чтобы сжигать меньше топлива, нужно развивать возобновляемую энергетику: солнечную, атомную, ветряную. Но пока что такая энергетика обходится дороже, чем привычная углеводородная. Поэтому вся надежда на научно-технический прогресс – нужны новые устройства, новые материалы, новое понимание – то есть фактически новая наука. Сложностей впереди много, но, если начать этим серьезно заниматься, то мы справимся. И постепенно прогресс приведет нас к тому, что мы значительно сократим сжигание топлива. Думаю, что лет через 20 случится существенное уменьшение выбросов углекислого газа.
– Правда ли, что сегодня многие города спроектированы и построены без учета потепления климата?
– Да, и это очень плохо. Вообще говоря, человечество должно лучше планировать свою жизнь в городской среде. У нас огромная территория. Понастроили зданий, а как в них жить? Толком это нигде не обсуждается. Поэтому потепление – это, к сожалению, не фантазия. Изменения климата привнесут новые вызовы, к которым нужно быть готовым. Сегодня в атмосфере сильно возросло количество углекислого газа, общая температура на планете постепенно растет. Из-за этого увеличивается испарение с поверхности океана, и вся эта влага потом падает на поверхность Земли в виде дождя или снегопадов. Все чаще и чаще нас застают катастрофические проливные дожди и снегопады. И это все будет учащаться! За один день может выпасть, например, месячная норма осадков. Нужно заранее приспосабливаться, чтобы в городах вся вода успевала уходить с улицы в стоки.
Важна также грамотная утилизация мусора. Многие материалы просто так нельзя выбрасывать, они загрязняют природу, увеличивая уровень СО2 и метана. Важны воспитательные меры. Нужно вводить нормативы, с детства учить людей бережно относиться к природе и ее ресурсам, которые, к сожалению, не бесконечны. В СССР работали пункты по приему стеклотары и макулатуры. Ежегодно весной и осенью в школах массово собирали макулатуру. Бумажное вторсырье перерабатывалось. Были свои бумажно-картонные фабрики, которые изготавливали не только картон, но и стандартную упаковочную бумагу рулонного типа. Металлолом сдавался населением, как и макулатура, – в большом количестве. Жители приносили не только матрасы с металлическими пружинами, сломанные инструменты или кастрюли, но и электротехнику. На заводах радиодетали, в которых содержались драгметаллы, отпаивали и переплавляли в новые. Правительство минимизировало смешивание отходов: все, что можно было пустить в повторное использование, – отделялось. Металл на тракторы, одежду на коврики, пищевые отходы на комбикорм. А сегодня мы все это куда-то сваливаем, никто толком ничего не собирает. Это ведь бестолковость, необходимо обязательно следить за такими важными вещами. Когда я учился в школе, население Земли составляло 2,5 млрд человек, а сейчас – 8. И все хотят ездить на машинах, еще и поэтому атмосфера меняется. А возьмем пластик – это, конечно же, благо. Но он наносит и вред. Очень важно воспитывать в гражданах правильное самосознание.
– Хватит ли нам природных ресурсов?
– Я оптимист и считаю, что человечество что-нибудь придумает. Кончится одно – найдется что-нибудь другое. Но все-таки должно быть какое-то самоограничение в потреблении. У меня ощущение, что мы еще не до конца осознали, как заниматься своей природой, экономикой страны… Нужны люди из науки, обладающие широким спектром знаний и государственным мышлением.

«Нам важно сохранить свою идентичность»
– Как привлечь молодежь в науку?
– Прежде всего, взрослые должны понимать, что это необходимо. Нужно воспитывать молодое поколение, показывать им людей, одухотворенных наукой, рассказывать, чем они занимаются, как это важно, как интересно… Из научных прорывов выходят абсолютно новые технологии, способные повлиять на весь мир. Одна из возможностей построения счастливой жизни – это заниматься таким делом. Интересная профессия – это счастливая жизнь! Я считаю, что прожил именно такую.
Я заведую кафедрой волновой и газовой динамики механико-­математического факультета МГУ, на которой когда-то учился. Так вот уровень теоретических изысканий молодых людей часто не соответствует тому, к чему я привык. Студенты приходят в вузы неподготовленными.
Стране нужны сегодня инженеры и специалисты технических специальностей. На протяжении многих лет никто не шел обучаться на специальности, связанные с литейным производством, станкостроением, производством шарикоподшипников и др. А без специалистов в данной области ни о каком технологическом развитии России не может быть и речи. В стране не хватает квалифицированных рабочих, токарей, слесарей. Не хватает и не будет хватать в дальнейшем квалифицированных технологов, конструкторов. И это будет страшная проблема. Страна может серьезно заплатить за разрушение образования.
Отдельная тема – двукратное недофинансирование науки, помноженные на разрушительные чиновничьи реформы в этой сфере в течение трети века. В России наука и ее влияние на жизнь страны ослабли. Это как в живом организме: если мышцы не задействованы, они дрябнут. Я понимаю, что на восстановление утраченного уйдут годы и исправлять ошибки придется очень долго, но этим обязательно нужно заниматься! Инвестировать в науку, налаживать отношения с учеными, призывать их думать над проблемами страны, о ее производительных силах, над внедрением новых технологий, прислушиваться к их мнению и учитывать научные результаты.
– Как вы относитесь к ЕГЭ?
– Понимаете, дело ведь не в ЕГЭ. А дело в том, что аттестат зрелости почти не играет никакой роли, и это обязательно нужно исправить! Хорошо, что ЕГЭ сдают в письменной форме, поскольку устные экзамены имеют много субъективизма. В США, например, экзамены только письменные. Там в образовательной сфере царит абсолютная честность. Всем дают одинаковые задания, никто ни у кого не списывает, не просит подсказки и не подсказывает. Если заметят какое-то нарушение, обязательно сообщат. И наказание очень жесткое. Студенты подписывают кодекс чести с обязательством выполнять эти условия. В ходе учебы важно вовремя сдавать домашние задания, контрольные работы и финальные экзамены. По этим трем оценкам ставится общая оценка за предмет. Там абсолютно другая философия, другая культура. Но у нас при этом есть свои преимущества.
– Например, у нас рождается много умных людей?
– Умные люди, а точнее, способные и творческие рождаются повсюду. На это влияет совокупность различных факторов, включая генетические особенности, систему образования, культурные и исторические предпосылки, а также социальные и экономические условия. Мы часто смотрим: а как в Европе? Но надо научить­­ся сохранять свои сильные стороны.
– Как вы считаете, массовое увлечение гаджетами – это плюс или минус?
– Меня это угнетает. Увлечение гаджетами тормозит развитие абстрактного и творческого мышления. Не надо больше ничего представлять, запоминать. А привычка постоянно «гуглить» заметно ослабляет человеческую память. Я вовсе не пытаюсь сказать, что интернет – это само по себе зло и от него нужно изолироваться. Просто это элементы действительности, и их влияние обязательно нужно принимать во внимание. Проблема обязательно встанет во весь рост. Она коснется наших детей и внуков. Уметь найти быстро информацию, почитать о чем-то – не значит это «что-то» понять, для этого требуется гораздо более сложная мыслительная работа.
– Правда ли, что в мире общий уровень образования падает?
– В мире, а точнее – в Европе, Северной Америке и России заметно упал уровень теоретической подготовки студентов. Все это следствие постоянных изменений школьных программ, исходящих от непрофессиональных чиновников. Такие процессы происходят во многих экономически развитых странах мира. Когда страна достигает определенного материального благополучия, распространяется популярное мнение: «Зачем мучить, перегружать и нервировать детей?» В США 95% детей практически не получают привычное для нас сложное среднее образование с синусами, арктангенсами, сочинениями по литературе и заучиванием стихов и прозы, изучением иностранных языков. Господствует ложная парадигма: «Зачем все это людям, если они будут обслуживать гостиницы, работать таксистами и т.д.?» Но образование нужно не для того, чтобы воспитывать только великих авиаконструкторов или гениальных руководителей. Настоящее образование нужно, чтобы народ имел крепкие «мозговые мышцы». Программа должна быть тяжелой, чтобы человек преодолевал трудности, сдавал экзамены. Необходимо обязательно заставлять детей учить стихи, писать сочинения, выполнять тригонометрические преобразования. Обязательно должна быть языковая подготовка. Русскую литературу все должны знать. Плюс еще национальные языки. Но у нас все это ослабляется. Некоторые говорят: зачем изучать татарский, башкирский, удмуртский и другие национальные языки, – они все равно умрут. Если так рассуждать, то мы все когда-­нибудь умрем, но тем не менее мы все же стараемся сохранить свое здоровье. Многоязычие влияет на творческие способности, на культуру страны. Формулы тоже должны знать все, даже музыканты. Если мозги не развивать, они ослабевают.

«Физика – это раздел механики»
– Вы обладаете уникальным опытом научных исследований и руководства наукой в разных научных направлениях – прикладная математика, механика, теплофизика, термодинамика, акустика, физика взрыва, нефтяные, химические и ядерные технологии, океанология, экология и экономическая теория. Какими достижениями в мире науки вы сегодня гордитесь?
– Я развил теорию движения многофазных систем. Такие системы «работают» в атомной энергетике, в нефтяных технологиях, в химических производствах. Для этого нужно было создать новые уравнения, решения этих уравнений. Я написал несколько томов книг. В книге «Основы механики гетерогенных сред» мною последовательно изложены теоретические основы, необходимые для понимания и расчета движения гетерогенных или многофазных смесей в различных ситуациях. В книге «Динамика многофазных систем» представлены мои исследования, имеющие широкое применение в различных сферах науки и техники, ведь они позволяют более точно описывать и предсказывать динамику сложных систем, что важно при разработке новых материалов, оптимизации технических систем и лучшего понимания природных и биологических процессов, разработке новых методов диагностики и лечения заболеваний и др. Несколько томов переведены в Америке. Каждый день я получаю на них ссылки – их цитируют. Вот мой вклад в науку. В Америке я начал работать над новой проблемой – суперсжатием вещества в пузырьковых кластерах. Я надеюсь, что это будет перспективно, хотя для этого нужны ресурсы и получить их сейчас невозможно. Ну и последнее: я занялся социально-экономической тематикой. Наша группа ученых пытается внедрить в общество действенные социально-экономические идеи. Почему именно в общество? Мы выступаем на конференциях, но чиновники никогда к нам не приходят. Я объясняю народу. Потому что, когда поймет народ, постепенно поймут и руководители страны.
– Какова роль механики в решении задач современного общества?
– Механика имеет колоссально широкое применение в жизни. Например, она позволяет подсчитывать напряжения и деформации в конструкциях, а также предсказывать поведение материалов при нагрузках. Механика используется при проектировании мостов, зданий, автомобилей и других конструкций. Применяется в различных отраслях промышленности, таких как авиация и космическая техника. Она позволяет изучать движение и структуру сложных систем, таких как самолеты и ракеты, и оптимизировать их работу, разрабатывать новые системы и механизмы, включая роботов. Технологии, нефтедобыча, процессы в атомных реакторах, движение воды в океане и воздуха в атмосфере, движение крови в сосудах и капиллярах – это все механика. Кроме того, методы механики прочно проникают в социально-экономическую сферу. Один из моих учителей говорил, что распространено мнение о том, что механика – это раздел физики. Нет, это физика – раздел механики. И в этом есть смысл. Физики изучают отдельные разделы – закон Ома, к примеру, намагничивание, вязкость, а механика это все объединяет в единую систему. Методы механики очень разнообразны. Иногда я в шутку говорю, что мы – как бухгалтеры, собираем все данные науки, описываем их в виде определенных уравнений, постановки экспериментов, и в этом едином взаимосвязанном виде мы можем создавать такие сложные формулы и что-то предсказывать.

«Я нерелигиозный мусульманин»
– Оставляет ли наука место божественному?
– По происхождению я мусульманин. Дедушки и бабушки мои, естественно, были религиозными. Папа уже нет, полный атеист. А я не атеист, но и не религиозный. Сергей Петрович Капица как-то сказал: «Я русский православный атеист», а я говорю, что я татарский и русский нерелигиозный мусульманин. Конечно же, есть нечто, что никогда наукой не будет познано. То, чего человек за всю свою историю никогда не познает. И тайна сия всегда будет тайной. Замечательные строки Валерия Брюсова:

«Еще, быть может, каждый атом –
Вселенная, где сто планет;
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет».

Может, действительно, электрон, атом – целая Вселенная. Но этого мы никогда не познаем. Это разные масштабы, это непостижимо.
– У вас много почетных наград. Что они для вас значат? Какая награда для вас самая значимая?
– Когда получаешь орден или диплом лауреата, это всегда приятно. Я был лауреатом премии Ленинского комсомола, это для меня одна из самых значимых наград. К ней прилагалась денежная премия, на которую я купил мебель в квартиру. Мне тогда было 33 года. Лауреатов возили читать лекции и популяризировать науку, их ставили в пример, мы рассказывали людям, чем мы занимаемся. Я помню, что мы выступали в городе Азове. Полный зал слушателей был.
– Какие у вас любимые книги?
– Я поклонник русской классической литературы. Еще и татарской. Нас в школе заставляли учить не только стихи, но еще и отрывки прозы наизусть.
– Если выдается свободное время, чем вы любите заниматься?
– Разными вещами, трудно сказать. Иногда нравится дрова на даче поколоть.
– Если бы вы не стали ученым, какой могла бы быть ваша профессия?
– Я не могу себе представить другую жизнь, да и не хочу.
– Какой совет или пожелание вы дали бы нашим читателям?
– Учиться, учиться и учиться, как бы затерто ни звучал этот всем известный девиз. В молодости так много всего интересного, но главная задача все-таки учиться в широком плане, глубоко изучать все предметы. Дело в том, что большая часть знаний абстрактна – интегралы не бегают по улицам. Так вот новые абстрактные вещи мозг может понять лет до 27, а затем он ими только пользуется. Поэтому не надо терять время! Уровень интеллекта сейчас упал, это огромная проблема. Но жизнь есть жизнь, надо двигаться в позитивном направлении. Менять, ничего не ломая. Ведь всегда есть внут­ренние силы, благодаря которым преодолевается дряблость. 

Беседовала Ольга Гришина