Виктор Зинчук: мне не давали играть то, что я хотел. И я уходил
– Хочется начать с вопроса о вашем решении в выборе профессии. Дети часто не очень любят посещать музыкальную школу, а как было у вас?
– Со мной все иначе. Уже в 11 лет я так увлекся гитарой, что проводил с ней все свое свободное время. Меня не надо было заставлять играть, у меня нужно было инструмент отбирать, иначе я бы и спал с гитарой.
– Вопрос выбора профессии не стоял?
– Верно. Я поступил в музыкально-педагогическое училище, и для меня стало очевидно, что музыка – дело моей жизни. А когда меня пригласили в профессиональный оркестр под управлением Силантьева (ныне – Академический Большой концертный оркестр имени Юрия Силантьева Российского государственного музыкального телерадиоцентра. – Авт.), я только укрепился в своем решении. И все эти годы не жалею. Не устаю повторять: музыка переносит людей в другое измерение. И если я влияю на этот процесс, это хорошо.
– Мне довелось видеть, как вы проводите открытый урок в обычной музыкальной школе. Зал был забит под завязку. И ученики, и их родители были слегка ошеломлены…
– Преподавательская деятельность меня влечет давно. Мне нравится беседовать со слушателями об истоках музыки, музыкальной истории, биографиях великих музыкантов, композиторов. Даже история музыкальных инструментов очень интересна. В 2005 году вышла в свет моя видеошкола: «Мастер-класс Виктора Зинчука». Это пособие по игре на гитаре, полезное как для начинающих гитаристов, так и для тех, кто уже освоил основные принципы игры и хочет овладеть виртуозными техниками. Помимо уроков, в видеошколу были также включены минусовые фонограммы, позволяющие ученикам исполнять произведения по принципу караоке. Буду рад помочь всем желающим сделать нашу жизнь ярче с помощью музыки.
– После классического направления у вас была и джазовая карьера….
В «Арсенал» (первый советский джаз-роковый коллектив. – Авт.) к Алексею Козлову я ушел от Силантьева. Юрий Васильевич говорил мне тогда: «Ты что, ты ведь будешь по деревням ездить, «чес» играть, а я тебе известность сделаю на телевидении…» У обоих проработал по два года – цикл такой. Отчасти я сожалею, отчасти… Что ж, значит, так нужно было судьбе.
Затем мы организовали группу «Квадро» – и там те же два года, затем чуть меньше двух лет у Валерия Леонтьева… Зарабатывал там, после чего был у Юрия Антонова музыкальным руководителем. В 1987 году я понял, что, в общем-то, везде мне не давали играть то, что я хотел. Говорили: это наш концерт, а ты организовывай свои и там будешь делать, что хочешь. Даже ревниво относились к тому, что мне на концертах хлопали больше. А играл я всего лишь классическую музыку. Так что обиделся я тогда на всех… Спустя годы мы великолепно общаемся и с Антоновым, и с Лешей Козловым, но тогда, в 87-м, я только начал делать то, что делаю и сейчас.
Я уходил по разным причинам – и по музыкальным, и по другим. Было очень непросто, мы поднимали инструментальную музыку, в самом деле ездили по деревням. Помню, как-то в Ростовской области во время концерта к звукорежиссеру подходили бабушки и говорили: «Механик, нажми кнопку, хай хлопцы заспивают…»
Играть инструментальную музыку было очень тяжело. Мы сделали тогда свое дело, а когда я уходил, у меня испортилась гитара и не на что было купить новую. Я пошел зарабатывать деньги.
– Сольная карьера начиналась с блюза?
– Да, действительно, так оно и есть. Но сейчас я играю обработки классической музыки, где принцип свободной трактовки несколько сжат. Я исполняю ее довольно точно, хотя и на электрогитаре. Да, есть некоторая импровизация, которая идет от джаза, но фразировка современная, роковая. Вообще я играю и блюзы, и рок-н-ролл, и свою музыку, и классическую, но во всем этом что-то осталось и от джаза. Конечно, называть меня сейчас в какой-то мере джазовым исполнителем было бы неправильно, хоть мне джаз и очень помог.
– Вы начинали не с перефразировки популярной музыки, как большинство тогдашней молодежи, наигрывая мелодии битлов?
– Да-да, конечно. Я младше, чем то поколение, на юность которого пришлось повальное увлечение джазовой музыкой. Я не стиляга – когда рос, вокруг звучал в основном рок. Мне вообще трудно разделить музыку на жанры, хотя она, естественно, делению поддается, и многообразие жанров существует. Современная музыка впитала в себя достижения и классики – волей-неволей любой музыкант находится под ее влиянием, он ведь на ней учился; и джаза, само собой, и народной музыки, и других. Если вы послушаете даже очень прогрессивную современную музыку – например, электронную, то и в ней немало характерных для джаза барабанных партий. Просто время сейчас другое, и лично мне мыслить традиционными джазовыми формами не очень интересно.
– Кроме музыки вы увлечены футболом. Не пропускаете интересных матчей, играете в команде «Старко».
– В Бразилии есть поговорка: хорошо поешь – будешь футболистом. В команде собрались творческие и увлеченные люди – актеры, музыканты. Все они еще и влюблены в футбол. Тренируемся, выезжаем с выставочными матчами по всей стране…
Полный текст можно прочитать в № 10 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2016 год