11.05.2023

Виктория Мисютина: «Мы помогаем детям ­задуматься о том, в каком мире они будут жить»

Обучение детей и молодежи азам экологической культуры – не какое-то новомодное течение, пришедшее к нам с Запада, а одна из ключевых задач современности. Чтобы через пару сотен лет не оказаться на малопригодной для жизни планете, человечеству необходимо срочно научиться разумно обходиться с природными ресурсами и в процессе повседневной жизни опираться на правильные экологические привычки. А прививать их лучше всего с самого раннего детства.
Эту нетривиальную задачу в нашей стране пытаются решить многими способами: через семью, школу, с помощью различных общественных проектов, среди которых особое место занимают различные состязания и конкурсы экологической направленности.
К числу самых популярных и востребованных мероприятий подобного рода уже несколько лет относится Всероссийский конкурс детских и молодежных проектов «Планета – наше достояние», руководит которым педагог и общественный деятель, кандидат социологических наук Виктория Мисютина.

«У молодежи четкая экологическая позиция»
– Виктория Ивановна, как возникла идея организации и проведения конкурса?
– Идея родилась спонтанно. Мы вместе с моей коллегой Екатериной Емец однажды задумали организовать конкурс для школьников, чтобы привлечь их внимание к проблемам охраняемых природных территорий и вовлечь их в процесс защиты окружающей среды. Постепенно сформировался проект, стали придумываться и реализовываться различные номинации. Позже возникло название «Планета – наше достояние».
– Бывали трудные моменты?
– Конечно. Например, в связи с противоковидными мерами в 2021 году нам пришлось отказаться от всех очных мероприятий и проводить финал конкурса в онлайн-режиме. Но несмотря на все эти сложности, активность участников на всех этапах была очень высокой. В этом году мы проводим наш конкурс уже в четвертый раз. И если в первый год у нас было подано чуть более 1,5 тыс. заявок на участие, то в прошлом году их было уже около 3 тыс., а в этом ожидается еще больше.
– Получается, что зря ругают нашу молодежь за пассивность.
– Совершенно верно! Молодое поколение следует похвалить за четкую экологическую позицию. Первые семена были посеяны еще в 1990-е годы, в 2000-е они дали первые ростки, а сейчас, в 2020-е, мы общаемся и работаем с поколениями, которые очень бережно относятся к окружающей среде, придерживаются здорового образа жизни, прекрасно разбираются в современных технологиях, которые можно с успехом использовать в деле защиты природы. Молодежь сейчас очень остро реагирует на проблемы окружающей среды. Ребята постоянно ищут нетривиальные способы сделать нашу жизнь более экологичной, комфортной и безопасной. Отчетливо это можно увидеть на ежегодных мероприятиях Всероссийского молодежного экологического форума «Экосистема. Заповедный край», который проводится на Камчатке.
– Потребительское отношение к природе уходит в прошлое?
– На мой взгляд, да! Это, кстати, отмечали практически все эксперты, которые участвовали в мероприятии. Многие из них были приятно удивлены. В какой-то степени это, конечно, связано с профессиональным и тематическим отбором участников форума, но в любом случае ребята там собираются просто замечательные. Они не только получают теоретические знания от ведущих экспертов страны, но и самостоятельно проводят исследования, проходят практикумы во время посещения природных локаций на территории Камчатского края – таких как Кроноцкий государственный природный заповедник, занимаются высадкой зеленых саженцев, отбором проб воды и многим другим. А еще активно делятся опытом и обмениваются рабочими практиками экопросвещения.
– Конкурс «Планета – наше достояние» чисто российский или международный?

– Конкурс у нас всероссийский. Однако в прошлом году было несколько зарубежных участников из Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана. А победителем в номинации «Сохранение биоразнообразия Мирового океана» стала ученица лицея «Юные таланты» из Азербайджана Азизи-Мещкин Фарах с работой «Сохраним Каспий». Так что мы видим в нашем движении большой интернациональный потенциал.

«Научные знания – основа рационального природопользования»
– Расскажите более подробно о ваших участниках.
– Не менее 60% наших участников – это учащиеся небольших сельских школ. В то же время много ребят, которые занимаются экологией и биологией в различных профильных кружках и на станциях юннатов. С каждым годом становится все больше учащихся «Кванториумов» и Центров одаренной молодежи. Наша тематика оказалась очень востребована и у детей, занимающихся техническими и математическими дисциплинами. Это очень сложный момент – соединение технического прогресса и проблем окружающей среды. Такая задача всегда стояла перед человечеством. Мы с вами знаем, чем обернулось неразумное истребление лесов в Европе. Сейчас трудно себе представить, что буквально несколько столетий назад вся Центральная Европа была покрыта густыми лесами.
– Знаменитый Тевтобургский лес, который когда-то простирался от Альп до Балтийского моря…
– Понятно, что не только человек оказывает серьезное влияние на экологическую ситуацию. Не стоит забывать о геологических процессах, климатических циклах, активно влияющих на нашу планету. Поэтому, разрабатывая конкурсную документацию, мы исходили из того, чтобы участники не просто описывали окружающую действительность, но и учились рационально мыслить. Эмоции и субъективные мнения участники могут выразить с помощью творческих работ. Но все продемонстрировали именно научные знания – это основа для рационального природопользования.
– Какие в конкурсе есть номинации?
– Самой первой номинацией у нас был рисунок на тему «Экогород» и «Экошкола». Затем были добавлены видеоролики и анимация. Далее в список номинаций были включены литературные произведения – рассказы, эссе. Одна из традиционных номинаций называется «Экопатруль». Мы предлагаем нашим участникам поделиться своими историями и достижениями в сохранении окружающей среды, природы и экологии родного края. Очень часто ребята присылают отчеты о проделанной работе: так местность выглядела до того, как туда пришли люди, а вот так она стала выглядеть после того, как они преобразили данную территорию. Это может быть любое место: участок вокруг школы или стихийная свалка где-нибудь на обочине дороги или в лесу. Младшие школьники часто показывают, как они зимой заботятся о птицах и диких животных.
Следующая популярная номинация – «Эко-архитектура». В первый год ребята представляли свои макеты, рисунки или 3D-модели разработанных ими экологических троп. Сегодня это одна из проблем в нашей стране – почти нет оборудованных экотроп в заповедниках и на особо охраняемых территориях. Есть несколько отдельных образцов в городских парках, но как системы, как элемента развитого экотуризма – такого у нас пока нет. Отрадно видеть, что именно это направление очень нравится разрабатывать участникам нашего конкурса.
В прошлом году было несколько номинаций, которые мы формировали вместе с нашими партнерами. Например, «Сохранение биоразнообразия мирового океана» – эта номинация была разработана совместно с коллегами из «Москвариума». Ребята присылали видеоработы, рассказывающие о биоразнообразии своего родного края. Морская и океанская экосистемы привлекли очень большое внимание участников. Было несколько очень интересных работ, посвященных Каспийскому морю и, конечно, Байкалу.
Еще была номинация по созданию анимационных проектов с помощью интернет-сервиса «ЖЭКА-МУЛЬТ», разработанного по инициативе государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ. Мультипликация – это очень трудоемкий процесс. Однако платформа «ЖЭКА-МУЛЬТ» дает детям набор необходимых инструментов, с помощью которых в итоге можно создать собственные анимационные проекты даже без какой-то особой подготовки. Творчество детей заключалось в том, что они придумывали оригинальные истории и реализовывали их на практике с помощью этого удобного интернет-сервиса. Дети в своих конкурсных работах очень ярко показали всю глубину понимания и знания современных экологических проблем. Конечно, мы понимаем, что во многом в таких работах просматривается заслуга курирующих педагогов. Отдельное им за это спасибо.

«Популистские проекты – не для нас»
– Вы говорили, что дети часто вас удивляют, поражают, радуют. Какие проекты удивили, поразили, порадовали лично вас больше всего?
– Лично мне всегда нравятся детские рисунки. Иногда это просто фантастические идеи, которые зарождаются у них в головах и потом переносятся на бумагу. Были поразительные работы в номинации «Вторая жизнь вещей: апсайклинг». Например, было много идей, связанных со старыми джинсами, из которых дети делали сумки-шопперы, перешивали их в шикарные лежаки для домашних питомцев, делали очень интересные игрушки, с которыми могут играть как животные, так и дети. Это, конечно, огромный талант, великая фантазия и золотые руки. Я уже не говорю про различные подставки, сделанные из старых пуговиц или СD-дисков. Таких примеров масса. Очень интересные работы были в номинации «Природа в народном творчестве». Здесь соединились навыки в народных промыслах – роспись, гончарное дело, вязание, вышивание – и самые передовые современные технологии.
Еще очень запомнилась работа участника из Курска: целое семейство муравьев, сделанное из желудей и проволоки. Там была выстроена большая тематическая композиция, очень красивая. Удивительных работ очень много. А рассказы какие наши дети пишут! В прошлом году мы предложили поделиться мыслями и идеями, каким подрастающее поколение видит жилищно-коммунальное хозяйство ХХI века. В этих рассказах сразу видно, какие болевые точки в данной сфере есть сейчас, на что дети обращают особое внимание и как они предлагают эти вопросы решать. В общем, нашей стране есть кем и чем гордиться.
– В каких направлениях собираетесь развиваться?
– Хочу отметить, что у нашего конкурса уже сейчас есть младший брат – это Всероссийский конкурс «Удивительная планета». В нем могут принять участие дети от 5 до 13 лет. В прошлом году мы провели его в первый раз и у нас на участие в нем было подано более 3,6 тыс. заявок. Этот конкурс, кстати, и возник из-за активного желания детей старшей дошкольной группы участвовать в наших экологических образовательных проектах. Там много интересных номинаций. Например, была супергеройская история: дети рисовали, как, по их мнению, мог бы выглядеть Хранитель леса. На рисунках были и жучки, и паучки, и грибочки-подосиновики, и пожарные в полный рост.
– Супергерой по теме ЖКХ был?
– Да, был и такой. Мы понимаем, что наш мир не стоит на месте и постоянно развивается. Научно-технический прогресс с невероятной скоростью проникает во все сферы нашей жизни и надо готовить будущие поколения к таким изменениям уже сегодня. Так, в этом году мы хотим ввести новую номинацию «Зеленые технологии в частном доме». Мы рассчитываем, что наши участники смогут поделиться своими идеями, как современные энергосберегающие технологии могут быть применены в области водоснабжения, теплоснабжения, утилизации отходов. Сейчас это общемировая тенденция: жители больших городов стремятся иметь свой загородный дом-дачу или полностью переехать из города на природу. Поэтому это очень важное и перспективное направление, как сделать такой дом рациональным, комфортным, экономически выгодным. Но эта номинация больше для старших детей.
Младшим мы хотим предложить пофантазировать на тему «Цифрового огорода». Здесь можно попробовать применить все те же современные технологии для выращивания растений, овощей и фруктов на небольшом приусадебном участке. Это тоже про энергосбережение, расход воды, удобрения, количество и состав земли и много другое, что хорошо известно на примере других стран, но теперь активно применяется и у нас. Земля – это тоже ресурс, который со временем истощается. Сегодня в нашем информационном поле тема охраны почвы не очень активно поднимается. На государственном уровне у нас больше обсуждается вопрос сохранности водных ресурсов. Это не менее важно, но проблему надо рассматривать в комплексе. Ведь наша планета – это единый организм.
Помните, несколько лет назад стала поступать информация о том, что начали массово гибнуть пчелы? Как впоследствии выяснили ученые, одной из причин этого стали удобрения, которые по своему химическому составу оказались губительны для этих насекомых. Еще одно важное направление: «Изменение климата» и «Углеродный след». Уметь рассчитывать свой углеродный след – очень важный навык в современном мире. Наши конкурсы как раз и предназначены для того, чтобы давать детям полезные навыки и обратную связь по их проектам, чтобы они могли развиваться в правильном направлении.
– Что вы считаете своей сверхзадачей, своей главной миссией?
– Мы хотим помочь российским детям с юных лет задуматься о том, в каком мире они будут жить. Ведь наше будущее будут формировать именно они. А конкурсы помогают им развиваться, почувствовать историю в моменте. Еще мы держим в голове то, что сегодня экология оказалась очень политизирована. Мы всегда подчеркиваем, что популистские проекты – это не для нас. Мы не можем сойти с нашей планеты. Как показали исследования израильских ученых, на данный момент совокупный результат произведенных человеком материальных продуктов и ресурсов уже превзошел по массе всю природную экосистему. То, что сделано человеческими руками, больше всей биомассы планеты. Нарушать этот баланс никак нельзя. Сформировать правильное мировоззрение, научиться оценивать и понимать происходящие процессы, искать выходы из складывающихся ситуаций – вот наша главная задача в работе с молодым поколением. 

Беседовал Андрей Пучков