10.02.2025

Вжик – и готово!

Зиппер, слайдер, змейка – все эти слова обозначают один очень хорошо нам известный предмет: застежку-­молнию. Сложно представить современную одежду, обувь, дамские сумочки или кожаные аксессуары без этого удобного элемента. Как это ни удивительно, путь ко всеобщему признанию у него был тернист и извилист.
Изобретатель, непонятый современниками
Принято считать, что изобретателем прототипа всех скользящих застежек является американский инженер Элайес Хоу. Этот талантливый человек также считается первопроходцем в области разработки бытовых вариантов швейных машинок. Про участие Хоу в создании застежек-молний известно, что первый патент на это изобретение он подал еще в 1851 году. На современные образцы его проект походил очень мало, но основной принцип – соединение двух сторон одежды с помощью последовательно соединяющихся звеньев – в нем прослеживается очень хорошо. Как это часто бывает, передовое изобретение значительно опередило свое время и не было по достоинству оценено современниками.
Прошло больше 40 лет, прежде чем инженер-самоучка Уиткомб Джадсон в США создал свою версию скользящей застежки, которую он назвал clasp locker – застежка-замок. Она состояла из прикрепленных к соединяемым частям двух цепочек с крючками и петлями особой конструкции, которые могли соединяться и разъединяться при помощи специального передвижного замочка. По легенде, за эту работу Джадсон взялся по просьбе своего знакомого, бывшего пожарного. Во время одного тушения, выпрыгивая из окна второго этажа с малолетней девочкой на руках, тот серьезно повредил себе спину, из-за чего простой наклон вперед, чтобы завязать себе шнурки на ботинках, стал для него серьезной проблемой.
К тому моменту, а все происходило 1893 году, на счету Уиткомба Джадсона было уже 12 патентованных изобретений. Со своей застежкой-замком и другими разработками он отправился на Всемирную выставку-ярмарку в Чикаго, где встретился со своим будущим партнером по бизнесу Льюисом Уокером. Вместе они создали компанию по производству и продаже застежек Джадсона. Однако особым спросом они не пользовались, так как были сложны в изготовлении и не очень надежны в эксплуатации. Самую большую партию этого дальнего родственника современных молний в начале ХХ века заказала одна американская почтовая компания – целых 20 единиц.

Покоряя планету
Современный вид эти застежки приобрели только в 1906 году, когда в терпящую убытки фирму Уокера и Джадсона пришел работать талантливый инженер, дизайнер и предприниматель родом из Швеции Гидеон Сандбек. Именно он заложил основные стандарты изделия: закрепил звенья на плотных полосках ткани, изменил их форму и увеличил количество зубчиков с 2 на 1 см до 6–8, а потом и до 12. Он же придумал застежке новое имя – talon (по-английски «коготь»), которое в сочетании с неопределенным артиклем «a» превращало название в коммерчески привлекательное слово «эталон».
Дела у компании пошли заметно лучше. К новой скользящей застежке проявили интерес американские военные. Вскоре Сандбек заключил с ВВС США большой контракт и во время Первой мировой войны «a talon» попал в Европу. Здесь ее достоинства очень быстро оценили все ведущие производители одежды, особенно детской.
Широко распространенное в мире название «зиппер» (от английского zipper) появилось благодаря рекламной кампании английского производителя детской обуви Goodrich. В 1923 году эта фирма решила выпустить на рынок пробную партию резиновых сапожек с новой патентованной застежкой системы Сандбека, которые назвали zipper boots, что можно приблизительно перевести как «вжик-ботинки». Успеху товара у покупателей способствовал запоминающийся рекламный слоган: «С zipper ваши дети смогут одеваться сами!». Так скользящие застежки получили в Европе свое новое наименование.
Свое слово в этом вопросе не могли не сказать и французы. Внук основателя знаменитого торгового дома Hermes (Эрмес) Эмиль-Морис во время деловых поездок по США и Канаде обратил внимание на новое явление в мире моды и очень быстро вышел на правообладателя. Приобретя у Гидеона Сандбека патент на право использовать это изобретение в своих изделиях, он снабдил ими все новомодные дамские сумочки и обувь, а также теплые мужские куртки. Новинка понравилась покупателям. Особой популярностью пользовались кожаные куртки на молнии, выпущенные модным домом Hermes специально для игроков в гольф. Благодаря усилиям Эмиль-­Мориса в континентальной Европе эти застежки вплоть до Второй мировой войны называли на французский манер – «фермуар Эрмес» («застежки Эрмеса»).

Падение лицемерной морали
Долгое время молнии применялись в качестве застежек для любой одежды и обуви, кроме женской. Объяснять эту странность принято высокими моральными принципами наших предков. Считалось, что данный элемент в женской одежде указывал на носящую его даму как на падшую и легкодоступную, поскольку такие застежки позволяли как быстро одеться, так и быстро раздеться. Нарушить это негласное табу решилась в конце 30-х годов ХХ века знаменитая Коко Шанель. Введенное ею в моду «маленькое черное платье», которое, по ее словам, должно быть в гардеробе каждой уважающей себя женщины, застегивалось именно с помощью молнии.
Напротив, в мужской одежде зипперы и «застежки Эрмеса» применялись практически везде. Высокоморальная мировая общественность очень спокойно отнеслась к вставке молнии в гульфик мужских брюк. Такое смелое сочетание в 1937 году предложил французский модельер Жан Клод. Фасон очень быстро стал общемировым стандартом, практически полностью вытеснив традиционные для того времени пуговицы и крючки.
Вообще середина 30-х годов прошлого века – это период масштабной экспансии новой застежки. Неслучайно именно в это время в мире возникают две самые крупные компании по производству застежек-молний, которые сохраняют свое лидерство и по сей день: японская фирма YKK была образована в 1934 году, а швейцарская RIRI – в 1936-м.

Вперед, в СССР
До Великой Отечественной войны застежки-молнии в СССР можно было встретить только на образцах импортной одежды. Этот элемент сразу же выделял его обладателя как представителя молодой советской богемы или элиты. Приобретать патенты на это изделие и налаживать локальное производство руководители отечественной легкой промышленности не видели смысла – советская власть вполне обходилась и традиционными пуговицами. Однако когда в годы войны по линии ленд-лиза в страну стало поступать в том числе и иностранное обмундирование, удобство зипперов оценили все, особенно летчики. С их легкой руки в нашей стране эту систему застежек стали называть молниями. Как нетрудно догадаться – потому что все происходит очень быстро.
Чтобы не тратить валюту на приобретение иностранных патентов, было принято решение разработать похожую систему. В советских послевоенных патентах она описывалась как «разрывная застежка». Вначале она использовалась исключительно на военной униформе, затем на спортивной одежде. Широкому распространению в СССР застежек-молний способствовало перемещение отдельных станков и целых поточных линий по их производству, вывезенных с территории фашистской Германии.
Специалисты по истории отечественной легкой промышленности утверждают, что идея вставлять длинные застежки-­молнии в голенища женских сапог принадлежит именно советским обувных дел мастерам. Оформлением патента на это удобное нововведение никто не озаботился, поэтому его очень быстро переняли за рубежом, на чем предприимчивые западные бизнесмены в свое время очень хорошо заработали. 

Ольга Гришина