17.01.2017

Вверх! Краткая история небоскребов

1426111188_1806347757В советские времена слово «небоскреб» непременно ассоциировалось с Соединенным Штатами Америки. Поспособствовал этому Владимир Маяковский, который после трехмесячного пребывания за океаном в 1925 году подарил советским людям свое стихотворение «Небоскреб в разрезе». Рифмованное «вскрытие» оказалось нелицеприятным. Пролетарский поэт раскритиковал многоэтажный капиталистический уклад жизни.
Скромный «Дом страхования»
В СССР небоскребы долго не стро­или: уровень промышленности не позволял производить механизмы, быстро поднимающие людей вверх.
И с насосами, закачивающими воду выше 10–15 этажа, была напряженка. А еще нужно было решать задачи отопления и водоотведения… У капиталистов таких проблем не было.
В самом первом американском небоскребе The Home Insurance Building («Дом страхования») в Чикаго, построенном в 1885 году, было жалких 10 этажей, вытянувшихся на 41 м в высоту. При строительстве использовался несущий стальной каркас, к которому крепились все остальные элементы, в том числе и стены. Именно принцип несущего каркаса является отличительной особенностью небоскребов от других зданий, в которых основную нагрузку принимают на себя стены. Удельная прочность стали примерно в 50 раз выше, чем у любого бетона или каменной кладки. Соответственно, и строение получается легче, а нагрузка на фундамент меньше.
На начало 2017 года в мире насчитывалось около четырех тысяч высотных зданий. В разных странах шкалы отнесения их к небоскребам отличаются. В США и Европе небоскребами принято считать здания высотой не менее 150 м. Немецкая компания Emporis называет небоскребами здания уже в 100 м, а интернет-ресурс SkyscraperCity поднимает планку в два раза выше – 200 м. Среди небоскребов, признанных всеми экспертами, тоже существует градация. Здания, перешагнувшие 300-метровый рубеж, называют «сверхвысокими», а те, что выросли выше 600 м, – «мегавысокими».
В настоящее время общепринятыми являются критерии оценки небоскребов, разработанные американским «Советом по высотным зданиям и городской среде» (они исключают из рейтингов теле-, радио- и прочие башни и трубы). Согласно этим данным, США уже потеряло высотное первенство. Почти половина небоскребов находится сейчас на территории Китая. Причем шесть из десяти самых-самых высоких в мире – тоже в Поднебесной.
Красавец «Тайбей» и чемпионка «Бурдж-Халифа»
Китайский 101-этажный «Тайбей», макушка которого вознеслась на 509,2 м, – самый высокий небоскреб Азии. Его строительство шло с 1999 по 2004 год. В небоскребе установлены быстрейшие в мире лифты, поднимающиеся со скоростью 60,6 км/ч. С пятого этажа до обзорной площадки на 89-м можно доехать за 39 секунд! Считается, что «Тайбей» – еще и самый сейсмоустойчивый небоскреб в мире. Для противостояния разрушению в нем между 87 и 91 этажами подвешен огромный шар-маятник весом около 700 т. В случае землетрясения или ураганного ветра он компенсирует колебания здания и гасит их с помощью системы амортизаторов.
И все же амбиции китайцев пока меркнут перед возможностями нефтяных богачей. В 2010 году мировым лидером безоговорочно стала 163-этажная дубайская башня «Бурдж-Халифа», высота которой составляет 829,8 м (по шпилю) и 643 м (по крыше). С 19 мая 2008 года «Бурдж-Халифа» стало самым высоким когда-либо существовавшим сооружением в мире (до этого рекорд принадлежал обрушившейся во время ремонта в 1991 году Варшавской радиомачте).
Специально для «Бурдж-Халифа» была разработана особая марка бетона, который выдерживает температуру до +50 °C. Бетонную смесь укладывали только ночью, а в раствор добавляли лед. В отличие от американских небоскребов, фундамент «Бурдж-Халифа» не закреплен в скальном грунте. Для его обустройства использовали около двухсот висячих свай длиной 45 м и диаметром 1,5 м.
В «Бурдж-Халифе» спроектировали систему сбора конденсата, который по системе трубопроводов доставляется в сборный резервуар в подвальных этажах здания. Собранная вода применяется для орошения зеленых насаждений на территории комплекса.
Из 57 лифтов только один служебный поднимается с первого этажа на последний. Жильцы и посетители перемещаются между этажами с пересадками.
Внутри комплекса размещены отель, квартиры, офисы и торговые центры. Здание имеет три отдельных входа: в отель, в апартаменты и в офисные помещения. Воздух внутри здания охлаждается и ароматизируется специальными мембранами. На мойку всей поверхности остекления «Бурдж-Халифа» требуется около трех месяцев. Стекла здания не пропускают тепло и отражают солнечные лучи, позволяя поддерживать оптимальную температуру внутри.
Вообще остекление небоскребов – очень серьезная технологическая задача. Если неправильно просчитать конфигурацию окон, они могут сработать как параболические зеркала, которые по легенде использовал Архимед, поджигая римский флот. Так, в 2013 году окна строящегося 37-этажного дома в Лондоне стали причиной расплавления боковых панелей припаркованной рядом машины и возгорания коврика у близлежащего магазина. А в 2010 году несколько туристов в Лас-Вегасе получили ожоги и опалили волосы от жара, исходящего от стекол Vdara-Hotel, имеющего вогнутый фасад.
Видимо, неслучайно архитектор малазийской «Башни Петронас», американец аргентинского происхождения Сезар Пелли, в одном из интервью признался, что для каждого проекта небоскреба он делает по 500–600 макетов.
Высотки в СССР и России
А что у нас? В 1937 году в Советском Союзе приняли решение «затмить мир». В Москве на месте взорванного Храма Христа Спасителя начали сооружать самый высокий в мире (на тот момент) 495-метровый небоскреб – Дворец Советов. Проект остановила война. После Великой Победы по предложению «вождя всех народов» 13 января 1947 года Совет министров СССР принял Постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Так появились семь сталинских высоток, самая высокая из которых – главное здание МГУ (240 м), вошла во все мировые рейтинги небоскребов и с 1953-го до 1990 года являлась самым высоким зданием Евразии.
В постсоветской России небоскребы стали стоить в начале XXI века. Оперившиеся отечественные бизнесмены решили наглядно показать миру величину своего богатства. В 2005 году в Москве открылся жилой комплекс «Триумф-Палас», перепрыгнувший макушку главного университетского здания на 25 м. В 2007 году был введен в эксплуатацию первый небоскреб «Башня на Набережной» комплекса «Москва-Сити» (высота – 268,4 м). И пошли гонки по вертикали…
На январь 2017 года самым высо­ким небоскребом России являлась 101-этаж­ная «Башня Федерация» (373,7 м). Буквально на пятки столичной высотке наступают строящиеся грозненская «Башня Ахмат» (проектная высота 435 м) и петербургский «Лахта-центр» (проектная высота 462,7 м), которые через два-три года грозятся стать самыми высокими зданиями на территории нашей страны. Но даже эти новостройки до проектировавшейся высоты сталинского Дворца Советов не дотягивают.
«Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой… То мне страшно, то мне грустно, то теряю свой покой», – пел в своей песенке про жизнь в Америке конца 70-х экс-эмигрант Вилли Токарев. Не знаю, надо ли волноваться по поводу строительства чрезмерно высоких зданий. В России мы пока не можем распахать даже все ранее возделывавшиеся пустоши, а стремимся построить сложнейшие дорогостоящие «карандаши» в отдельно взятых городах. Каждая такая высотка будет отбрасывать тень на сотни метров вокруг и заслонять солнце тысячам наших сограждан. В той же Америке еще в начале XX века был принят закон, по которому строительство небоскребов должно учитывать последующую тень от них. У нас даже намека на принятие такого нормативного акта нет…

Полный текст можно прочитать в № 1 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2017 год