10.09.2018

Важные ­вопросы о новой ­платежке

kommunalka14 мая 2018 года был зарегистрирован Приказ Минстроя России «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг». Этот нормативный акт утвердил новую форму платежного документа.

Кто выставляет и как получить?
Платежный документ выставляется управляющей организацией или ТСЖ. При прямых договорах собственников с ресурсоснабжающими организациями – этими организациями. Платежка за жилищно-коммунальные услуги направляется жителям не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов ТСЖ или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
Платежный документ может направляться жителю не только в почтовый ящик, но и на электронную почту. Для этого необходимо написать заявление в управляющую организацию (ТСЖ) или в ресурсоснабжающую организацию с указанием электронного адреса.

В чем основные изменения?
Новая форма платежного документа стала более доступной для чтения расположенной в ней информации. В разделе II теперь размещается информация о показаниях приборов учета. В предыдущей версии такого отдельного раздела не было, и приходилось размещать информацию в общей таблице расчетов.
В главном разделе III появились новые строчки. Теперь есть отдельный столбик, в котором указывается размер повышающего коэффициента. Данные ячейки заполняются в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу. Также должен быть указан размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента – в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг.
Сведения о задолженности перемещены из верхней части платежки в основной раздел III – так видеть информацию о платежах намного удобнее. В этой же главной таблице теперь размещается пеня и штрафы, начисленные в соответствии с жилищным законодательством.
Новая форма содержит сведения об идентификаторах платежного документа и едином лицевом счете – это позволит легче найти платежный документ и сведения по лицевому счету в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

Как разобраться в цифрах?
Научиться контролировать начисления жилищно-коммунальных услуг несложно. Если мы хотим проверить начисления коммунальных услуг, то по строчке конкретной коммунальной услуги проверяем, какой объем ресурса начислен, соответствует ли этот объем индивидуального потребления поданным показаниям или установленному нормативу.
Далее проверяем, какой применили тариф при расчете. Важно, чтобы все указанные цифры в платежном документе, применяемые в расчете, можно было подтвердить данными от потребителя, правоустанавливающим документом, в том числе решением общего собрания собственников, договором управления, нормативным документом и т.д. Например, если было решение общего собрания об установлении платы за консьержку, то в платежке отдельной строкой появится эта плата, но она должна строго соответствовать размеру, принятому на общем собрании.
Нельзя забывать и о перерасчетах жилищно-коммунальных платежей. Они делаются в двух случаях: если услуга не предоставлена или предоставлена, но ненадлежащего качества. В платежке есть отдельный раздел, который не только содержит суммы перерасчета, но и их причины. Эти данные должны уменьшить начисления по конкретной услуге в основной таблице.
Еще стоит обратить внимание на начисления платежей коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, так как такие начисления должны быть равны нормативам коммунальной услуги или рассчитаны в соответствии с решением общего собрания собственников многоквартирного дома.
Платежный документ за жилищно-коммунальные услуги не может содержать дополнительные услуги, не предусмотренные решением общего собрания собственников МКД, а также не может содержать излишнюю информацию, которую можно расценить как рекламу. В то же время платежка должна содержать не только информацию о начислениях, но и обязательную справочную информацию, предусмотренную «Правилами предоставления коммунальных услуг», в том числе все необходимые расшифровки показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета.

Как уберечься от обмана?
Риски получения платежных документов от мошенников или не от лица, который в силу закона имеет право управлять и предоставлять платежные документы, становятся все меньше, но тем не менее они есть. Каждый раз, получая платежку, сравнивайте реквизиты получателя денежных средств с теми, которые размещены в ГИС ЖКХ.
Если вы увидели в платежном документе резкое увеличение платежей, нужно также разобраться в его причинах; не оставляйте решение этой проблемы соседям.
В платежке недобросовестные исполнители могут располагать информацию о начислении за жилищную услугу в виде отдельных строк, не предусмотренных договором управления и решением общего собрания (то есть происходит выставление платежа дважды, то есть налицо необоснованное обогащение). Такое же необоснованное обогащение может произойти, если указанные объемы коммунальной услуги по приборам учета несвоевременно отражаются в расчетах и в платежном документе.
Самая лучшая защита от рисков – своевременная проверка сведений в платежных документах и сверка данных платежного документа с данными из личного кабинета ГИС ЖКХ.