11.12.2023

Быть строителем: интересно, престижно, выгодно

С 17 по 20 октября на площадке конгрессно-выставочного центра «Экспофорум» в г. Санкт-Петербурге проходил III Международный строительный чемпионат профессионального мастерства по строительным профессиям. Организаторами мероприятия выступили Министерство строительства и жилищно-­коммунального хозяйства РФ и Госкорпорация по атомной энергии «Росатом», соорганизаторами – ПАО «Газпром», Правительство Санкт-Петербурга, АНО «Россия – страна возможностей».
Ежегодное соревнование международного уровня традиционно собрало лучшие команды профессионалов из самых разных уголков нашей страны и ближнего зарубежья. Параллельно с чемпионатом на площадке «Экспофорума» была организована масштабная деловая программа с участием руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, крупнейших российских и международных компаний, представителей профессионального и научного сообщества, в ходе которой проходило обсуждение стратегически важных вопросов по развитию отечественного промышленного и гражданского строительства.

Нужны новые кадры
Одним из ключевых мероприятий деловой программы в этом году стал организованный по инициативе Общественного совета при Минстрое России круглый стол «Я – строитель будущего!», посвященный популяризации строительных специальностей среди детей и молодежи.
Открывая мероприятие, ответственный секретарь Общественного совета, помощник министра Минстроя РФ Светлана Кузьменко отметила, что повышение престижа и популяризация строительных профессий, организация притока в отрасль хорошо подготовленных и мотивированных кадров является приоритетной задачей.
– Общественный совет при Минстрое России в своей работе всегда учитывает растущие потребности быстро развивающейся строительной и жилищно-­коммунальной отрасли и предлагает уже апробированные и перспективные формы популяризации, способы привлечения внимания и стимулирования интереса через работу с детско-юношеской аудиторией, а также методы информационного и организационного сопровождения мероприятий в соответствии с интересами развития общества и государства. Все они включены в План мероприятий проекта популяризации строительных специальностей для детей и молодежи «Я – строитель будущего!», – подчеркнула Светлана Кузьменко.
Секретарь Детского совета при Общественном совете при Минстрое России, начальник Центра компетенций в НИУ МГСУ Маргарита Пантелеева в ходе своего выступления подробно рассказала об этапах становления новой общественной молодежной организации и решаемых ею задачах.
– Ранняя профориентация является для строительной отрасли основой будущего развития и процветания. Вовлечение в специальность должно начинаться со школы, где ребенок проявляет истинный интерес к любой деятельности и не боится ошибиться. Высшие учебные заведения должны способствовать этому процессу, создавая и масштабируя специализированные программы для школьников, чтобы незаметно погрузить их в профессиональную сферу и познакомить с уникальными компетенциями инженера-строителя, – отметила Маргарита Пантелеева.
По мнению проректора НИУ МГСУ Гузалии Фазылзяновой, строительная отрасль России сегодня переживает серьезные перемены: расширяются территории, внедряются инновационные решения, происходит глобальная оцифровка. Поэтому большая роль должна отводиться организации молодежных строительных отрядов.
– Бойцы ССО должны стать опорой строительной отрасли, так как молодежь гораздо быстрее, чем старшее поколение, овладевает новыми профессиями и вливается в большие инвестиционно-строительные проекты. Летом 2023 года ССО НИУ МГСУ приняли участие в возрождении Всероссийской студенческой стройки в городе Троицке. Во многом именно через опыт практической трудовой деятельности молодой человек начинает по-новому смотреть на мир, понимать объективные сроки выполнения тех или иных строительных работ, их трудоемкость, а также учится работать в команде, – считает Гузалия Фазылзянова.
Ректор МИТУ-МАСИ, директор Детского технопарка «Наукоград» Светлана Забелина в своем выступлении подробно остановилась на профориентационной деятельности и вовлечении молодых людей в профессию через волонтерство и активное взаимодействие с будущими работодателями.
– Сейчас для вузов взаимодействие с работодателем при подготовке специалистов становится жизненно необходимым. С этой целью в МИТУ-МАСИ открыто студенческое МОSТИМ-Бюро (от ТИМ – технологии информационного моделирования. – Ред.), где по заданию Департамента строительства Москвы совместно с профильными специалистами и разработчиками студенты решают задачи по оцифровке объектов федерального значения. При этом современный выпускник строительного вуза и колледжа должен обладать навыками практической общестроительной работы. Понимая это, мы стараемся параллельно давать нашим студентам рабочую специальность, а также вовлекаем ребят во всевозможные созидательные проекты. Еще на первом курсе студенты-строители вступают в движение «волонтеры капремонта» и вместе с преподавателем-экспертом и наставниками участвуют в мероприятиях по контролю качества выполнения работ в рамках капитального ремонта в многоквартирных домах Москвы, – рассказала Светлана Забелина.
Председатель комиссии Московской городской Думы по государственному строительству и местному самоуправлению, председатель Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-­коммунальном хозяйстве Александр Козлов напомнил участникам круглого стола, что, несмотря на активную работу по популяризации профессий в сфере строительства и ЖКХ среди молодежи, дефицит кадров в отрасли продолжает сохраняться.
– В настоящий момент потребность в кадрах оценивают от 260 тыс. вплоть до 1 млн человек. С учетом того, что впереди нас ожидает огромное строительство жилых комплексов, социальной, культурной, спортивной инфраструктуры, восстановление предприятий в новых четырех крупных регионах, цифра может увеличиться. Соответственно, политика популяризации должна еще больше помолодеть. Многие из школьников до сих пор воспринимают строительство и коммуналку исключительно как тяжелый физический труд. Однако стройка и ЖКХ сегодня значительно ушли вперед в области технологий и компьютеризации. В связи с этим предлагаю организовать и провести Всероссийский профориентационный урок «Я – строитель будущего!». Во время него ребята смогут наглядно увидеть, чем именно сегодня занимаются строители и коммунальщики. Посетят экскурсии на предприятиях, лично пообщаются с профессионалами. Уверен, что в дальнейшем профориентационные уроки «Я – строитель будущего!» могут быть трансформированы в создание в школах отдельных строительных классов, – выступил с инициативой Александр Козлов. Его идея была горячо поддержана собравшимися.

Профориентация и мастер-классы
Опытом организации проведения тематических экскурсий на предприятия строительной отрасли поделился генеральный директор ООО «METEOR Lift» Игорь Майоров.
– Тематические экскурсии на крупные производственные предприятия важны для воспитания подрастающего поколения – это прививает трудолюбие и помогает определиться с выбором будущей профессии. Такие мероприятия важны и для строительной отрасли в целом и лифтовой в частности. Большинство детей в крупных городах ежедневно пользуются лифтами, и им особенно полезно узнать, как создают и обслуживают подъемное оборудование, как оно работает, насколько вертикальный транспорт безопасен и как им правильно пользоваться. Интерес детей к экскурсиям на реальное производство достаточно велик. К примеру, 12-летний мальчик из Кировской области, который в будущем хочет стать лифтовиком, написал о своей мечте посетить лифтовый завод в рамках благотворительной акции «Елка желаний». Его мечта осуществилась, благодаря содействию Министерства промышленности и торговли РФ, – школьнику устроили экскурсию по заводу METEOR Lift в Санкт-Петербурге. Знакомству ребят с лифтовой отраслью активно содействует Общественный совет при Минстрое России. Так, в январе этого года 20 школьников – членов Детского совета при Общественном совете приехали вместе со своими родителями в Санкт-Петербург, чтобы посетить один из самых современных и высокотехнологичных российских лифтовых заводов – METEOR Lift, – подчеркнул Игорь Майоров.
Об опыте проведения проф­ориентационных экскурсий на пилотные площадки цифрового строительства рассказала руководитель по внешним связям ГК «Аметист Групп» Фаина Филина.
– Проведение экскурсий предоставляет возможность молодежи увидеть и понять современные технологии и инновации в строительстве, что способствует их профессиональному развитию и подготовке к будущей работе в отрасли. Кроме того, экскурсии способствуют активному вовлечению молодежи в приоритетные проекты развития строительной отрасли, позволяя им получить практический опыт и участвовать в реализации значимых проектов для нашей страны, – отметила Фаина Филина.
Руководитель медиацентра проекта «Фабрика позитивных изменений» Алексей Хасянов подробно рассказал о возможностях новой цифровой платформы «Я – строитель будущего!» для профориентации детей и их подготовки к поступлению в отраслевые вузы и СПО. Также он пригласил к партнерству в проекте все компании и организации, близкие к идее профориентации в сфере строительства и ЖКХ.
О возможности организации мастер-классов по управлению БПЛА рассказал участникам круглого стола руководитель комиссии Общественного совета при Минстрое России по цифровизации строительной отрасли, президент НОТИМ Михаил Викторов.
– В рамках проекта «Я – строитель будущего!» будут проводиться мастер-классы по управлению дронами для осуществления различных строительных работ, а также осуществляться обучение школьников 3D-моделированию с целью вовлечения их в применение цифровых технологий для создания 3D-моделей зданий и сооружений и умения работать в отечественных программах информационного моделирования, – сказал Михаил Викторов.
Директор Департамента технологической платформы Группы «Эталон» Роман Тарасенков во время своего выступления отметил, что в связи с глубоким проникновением «цифры» в бизнес-процессы требуется все больше IT-cпециалистов, которые пока не воспринимают строительную отрасль как место своей работы.
– Сегодня отрасли нужны профильные специалисты, работающие с ТИМ: проектировщики, генпланисты, сметчики, управляющие инвестиционно-строительными объектами. Бизнес готов инвестировать время и средства в работу по привлечению новых кадров в сферу строительства со школьной скамьи. Группа «Эталон» поддерживает проект «Я – строитель будущего!» и разработала интерактивный тест на компьютерную грамотность и знание программ, востребованных в строительной отрасли. Над подготовкой теста трудились инженеры-­технологи, разработчики, дизайнеры, БИМ-менеджеры и другие профильные эксперты Эталон. Тест содержит 100 вопросов, на каждый вопрос предлагается выбрать один из четырех вариантов ответов. Он включает как вопросы, проверяющие базовые знания, так и вопросы олимпиадного уровня – на знание специализированных программ. Сегодня мы ведем переговоры с МГСУ и планируем давать дополнительные баллы к ЕГЭ за высокие результаты прохождения тестирования, – рассказал Роман Тарасенков.
О роли участия детей и молодежи в развитии территорий и активного привлечения их к проектной деятельности подробно проинформировал директор Университета территориального общественного самоуправления Александр Лукичев. А о проведении всероссийских конкурсов молодежных градостроительных и инновационных проектов в рамках проекта «Я – строитель будущего!» рассказал доцент кафедры государственного и муниципального управления ГУУ Сергей Кочнев.

Обучающие игры и конкурсы
– В целях популяризации строительных и коммунальных профессий, а также специальностей, связанных с архитектурой, урбанистикой и дизайном городской среды, образовательная платформа «Россия – территория развития» уже на протяжении ряда лет активно проводит различные образовательные мероприятия. Одним из популярных направлений деятельности за последние годы стала организация и проведение всероссийских конкурсов, в которых ежегодно принимают участие до 3000 молодых граждан из разных регионов России. Участники конкурсов представляют свои проекты по развитию общественных пространств, придомовых территорий, объектов городской инфраструктуры. Организация конкурсов позволяет дополнить знания участников о профессиях «строитель» и «архитектор». При участии в очных мероприятиях конкурсанты знакомятся со специалистами-практиками, получают дополнительные знания и мотивацию к дальнейшей профессиональной ориентации, – подчеркнул Сергей Кочнев.
В своих выступлениях участники круглого стола отмечали также положительный опыт использования уникальной обучающей компьютерной игры «ЖЭКА. Урбанистика», патронируемой ППК «Фонд развития территорий» и Общественным советом при Минстрое России. Не имеющий аналогов в мире проект позволяет ребятам в простой и доступной форме познакомиться с самыми передовыми трендами в урбанистике, научиться создавать комфортные и удобные для жизни городские пространства и своевременно влиять на качество окружающей среды в своем городе.
Своим опытом по повышению привлекательности профессий сферы ЖКХ и строительства поделилась с участниками форума директор ГПОАУ ЯО Ростовского колледжа отраслевых технологий Татьяна Кудрявцева.
– Выбор форм и методов работы с детьми и молодежью должен быть связан с возрастными особенностями групп обучающихся и логикой построения системной работы по повышению привлекательности профессий и специальностей отрасли в алгоритме: изучение видов деятельности – понимание содержания деятельности – освоение технологий деятельности – получение результатов деятельности. Опыт практической деятельности показал высокую эффективность получивших широкое распространение всероссийских конкурсов, одним из которых является конкурс «Здесь нам жить». Высокий интерес у школьников и студентов различных возрастных групп стабильно вызывают обучающие компьютерные игры серии «ЖЭКА». В школах нашего муниципального образования проходят мини-практикумы по лего-конструированию «Город, который построили мы». Встречи с работниками предприятий, экскурсии и уроки по профессиональной ориентации знакомят детей с особенностями деятельности на предприятиях отрасли. Расширяют возможности изучения основ профессионального мастерства проводимые на территории региона профильные лагеря профессиональной направленности, программа которых предусматривает встречи со специалистами отрасли, мастер-классы, проектную деятельность. Все реализуемые мероприятия позволяют повысить интерес выпускников школ к профессиям и специальностям сферы строительства и ЖКХ, что обеспечивает комплектование колледжей региона, – поделилась опытом Татьяна Кудрявцева.
Завершая мероприятие, ответственный секретарь Общественного совета, помощник министра Минстроя РФ Светлана Кузьменко еще раз напомнила, что в целях объединения усилий по популяризации и повышению престижа строительных профессий, содействия обновлению кадровой политики и привлечения инициативной молодежи на работу в строительный комплекс и ЖКХ, а также продвижения различных форм участия молодежной аудитории в приоритетных проектах развития отрасли, инициативной группой Общественного совета при Минстрое РФ был разработан актуальный План мероприятий проекта «Я – строитель будущего!» на период до 2027 года. Светлана Кузьменко призвала всех заинтересованных представителей экспертного сообщества подключиться к его реализации с учетом текущих вызовов и перспектив развития строительной отрасли. 

Ольга Гришина