Бисфенол: скрытая угроза
Сложно себе представить нашу с вами жизнь без современной упаковки: пластиковых бутылок, консервных банок, герметичных контейнеров всевозможных расцветок и размеров. Однако есть основания считать, что в обозримом будущем человечеству придется отказаться от всего этого комфортного многообразия. И дело даже не в колоссальном количестве данной продукции (подсчитано, что в мире производится не менее 1 млн единиц пластиковой тары ежеминутно). Всеобщая любовь к пластмассе обернулась очень серьезной проблемой, масштабы которой даже сложно себе представить.
Идеальный материал
Когда примерно 50 лет назад в мире началось производство поликарбонатных и поливинилхлоридных пластмасс, казалось, что фантастическое будущее, о котором мечтали наши отцы и деды, уже наступило. В короткий срок из этого дешевого, в меру прочного и пластичного материала стали делать все что угодно. Спортивный инвентарь и детские игрушки, медицинские инструменты и DVD-диски, одноразовую посуду и даже зубные пломбы. Возможность создавать из него предметы любой формы и назначения позволяла очень быстро подстраиваться под самые изощренные запросы потребителей. Скептики, конечно, что-то говорили о возможных проблемах, связанных с влиянием нового материала на человеческий организм. Но все опасения в 1980-х годах развеяла Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ): исследования которой показали, что изделия из поликарбонатов и поливинилхлоридов практически полностью безопасны для человека. Были в отчетах некоторые оговорки, но, как всегда, мелким шрифтом и на последней странице.
Ученые предупреждают
Первыми забили тревогу японцы. В этой стране на фоне индустриального бума пластиковое великолепие проявлялось особенно ярко. Неудивительно, что и негативные тенденции первыми заметили тоже там. Оперируя статистическими данными, японские ученые установили связь между ростом заболеваемости диабетом, бесплодием, различными видами рака у детей и взрослых и новой пластиковой тарой. Долгое время мировая общественность на эти исследования не обращала внимания. Слишком велик был авторитет ВОЗ, который дал зеленый свет на повсеместное применение пластика. Однако в конце 1990-х с мнением японских ученых вдруг согласились их немецкие коллеги. Они выяснили, что опасным является не столько сам пластик, сколько один из его ключевых элементов – бисфенол А.
Вслед за немцами свои серьезные исследования провели французы. Они установили, что присутствие бисфенола А в живой клетке может привести к серьезной трансформации ДНК. После этого на подозрительный элемент свое пристальное внимание обратили американцы. Опубликованные в начале 2000-х годов исследования неопровержимо доказывали, что это вещество при попадании на кожу человека может вызывать необратимые изменения в его репродуктивной системе (снижает количество вырабатываемых мужским организмом сперматозоидов). После публикации этих данных на территории США было запрещено продавать моющие средства и другие гигиенические товары, в состав которых входит бисфенол А. Но американские корпорации внакладе не остались. Всю произведенную до запрета продукцию они отправили за границу. В первую очередь в Россию и на рынки стран бывшего советского блока.
Многоступенчатый канцероген
Бисфенол А впервые синтезировал российский ученый-химик Александр Дианин в 1891 году. Он получил его путем соединения хорошо известного своей токсичностью фенола и ацетона с помощью соляной кислоты в качестве катализатора. Очень быстро выяснилось, что добавление бисфенола А кратно увеличивает скорость застывания эпоксидной смолы. В качестве ключевого загустителя он стал применяться и в пластмассовой промышленности. Простота и дешевизна производства привели к тому, что данное вещество вошло в состав 80% изделий из пластика. Более того, бисфенол А стал ключевым элементом эпоксидного состава, которым для герметичности покрывают внутренние стенки подавляющего большинства (95%) продуктовых консервных банок.
Только спустя десятилетия активного применения бисфенола А в химической и пищевой промышленности выяснилось, что это вещество относится к так называемому «многоступенчатому канцерогену». Это значит, что оно имеет свойство постепенно накапливаться в организме, пагубным образом влияя не только на самого человека, но и на его потомство.
Интересная деталь: по своей структуре бисфенол А оказался удивительно похож на женский гормон эстроген. По мнению некоторых исследователей, именно с этим обстоятельством может быть связана необъяснимая привлекательность пластмассы для человеческой природы.
Не нагревать – опасно
Под давлением возмущенной общественности в начале XXI века ВОЗ совместно с Национальным центром токсикологических исследований США провел еще одно полномасштабное исследование влияния бисфенола А на живой организм. Согласно новым данным, только большие дозы этого вещества было принято считать опасными. Однако эксперты-химики обратили внимание, что в опубликованных материалах ничего не говорится о процессах, связанных с нагреванием пластика, содержащего бисфенол А. Эта тема в исследованиях была аккуратно опущена. Между тем независимые лаборатории из Европы и Японии доподлинно установили прямое влияние на увеличение канцерогенных свойств данного вещества при нагревании пластмассы даже на 20 градусов. Реакция не заставила себя долго ждать. Уже в 2010 году страны Евросоюза полностью запретили на своей территории детские бутылочки, соски и игрушки, произведенные с применением бисфенола А. Вслед за Европой аналогичные решения приняли Израиль, Канада и некоторые американские штаты. В России опасность бисфенола А предпочли проигнорировать.
Ядовитая термобумага
Пять лет назад неутомимые японские ученые опубликовали материалы своих лабораторных исследований, которые вновь заставили заговорить о бисфеноле А. На этот раз угроза была выявлена в обыкновенных кассовых чеках и рулонах термобумаги, которые обычно применяются в медицине и точной измерительной технике. В данном оборудовании вся информация обычно не печатается, а «выжигается» на специальной бумажной ленте, верхний слой которой буквально пропитан бисфенолом А. Как установили японские исследователи, даже пятисекундное удерживание кассового чека в руках приводит к попаданию канцерогена в кровь в количестве от 0,2 до 6 мкг. Это через сухую кожу. Через влажную или жирную – в десять раз больше.
Сразу после публикации этих данных рухнули акции американской компании Appleton Papers, которая с 1969 года является лидером по производству термобумаги для факсов, кассовых аппаратов и банкоматов. Из-за многочисленных медицинских исков годовой отчет фирмы уже несколько лет не выходит из отрицательной зоны. Началась паника среди компаний, занимающихся переработкой вторсырья. Все те же японцы выяснили, что попадание в мусор даже минимального количества термобумаги делает опасной и непригодной для переработки всю партию бумажной макулатуры.
От грандиозного скандала ситуацию сегодня спасает только мощное мировое торговое лобби, которое умеет просчитывать риски и прекрасно понимает, чем грозит всей мировой экономике такой поворот событий. Особенно в сегодняшнее, не самое простое время.
Стекло спасет мир
Сам собой напрашивается вопрос: что делать и каким образом можно обезопасить себя и своих близких от этой напасти? В первую очередь эксперты рекомендуют полностью отказаться от пластиковой посуды и начать пользоваться исключительно стеклом, керамикой или фарфором. Кроме этого очень важно запомнить условное обозначение поликарбонатных (РС) и поливинилхлоридных (PVC) пластмасс, в составе которых в большом количестве присутствует бисфенол А (BPA). Как правило, все эти обозначения производитель размещает на дне упаковки. Длинный нос рынка уже давно почуял, куда дует ветер. Неслучайно в последнее время стали массово появляться упаковки с обнадеживающим значком «BPA-free». Некоторые производители пошли еще дальше, полностью отказавшись от эпоксидных материалов и заменив их старым добрым полиэтиленом (РЕ) и полипропиленом (РР)…
Полный текст можно прочитать в №3 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2020 год
А. Пучков