Андрей Кузенко: «Мы столкнулись с вызовом, который проверяет всех нас на прочность»
Пандемия коронавирусной инфекции разделила мир на «до» и «после». Сегодня мы не будем говорить о трагических последствиях пандемии, о безвременной гибели людей. Постараемся разобраться, какой опыт из всего этого может вынести государство, общество, каждый конкретный гражданин. Об этом поговорим с заместителем генерального директора по информационным технологиям одной из крупных управляющих компаний России Андреем Михайловичем Кузенко.
– Андрей Михайлович, эпидемия подтолкнула нас к расширению привычного представления о рабочем процессе. Сейчас многие компании вынуждены отправлять сотрудников на дистанционную работу. Как организовать офис в домашних условиях?
– Наша организация относится к тем компаниям, которые обеспечивают жизнедеятельность граждан и объектов жилищной инфраструктуры. У нас есть производственные функции, к которым невозможно применить правило удаленной работы. А есть поддерживающие функции – к ним относятся практически все основные офисные подразделения, вот их-то в рамках текущего законодательства и решений правительства мы и отправили на удаленную работу.
Мы столкнулись с вызовом, который проверяет всех нас на прочность. Очень сильно страдает малый бизнес, на грани краха успешные организации, крепкие, зарекомендовавшие себя, но в которых не предполагается удаленный труд. Сферы, в которых это возможно, бросили все силы на обеспечение нового стандарта работы. В нашей компании реализованы различные сервисы, которые позволяют нашим сотрудникам работать удаленно. Для начала мы произвели классификацию, т.е. разделили наших сотрудников на категории. Всем сотрудникам доступна корпоративная электронная почта, внедрен корпоративный портал, с помощью которого мы обеспечиваем взаимодействие всех наших подразделений, осуществляем коммуникации с клиентами, заказчиками и, самое главное, с нашими жителями. Это касается тех сотрудников, которые обеспечивают оперативное управление и деятельность компании.
Также есть сотрудники, которые выполняют деятельность учета – это бухгалтерия, сотрудники расчетно-абонентской службы. Для них мы обеспечиваем удаленный доступ к сетевой инфраструктуре компании с возможностью подключения ко всем внутренним сервисам и системам.
Безопасность на первом месте
– Какая инфраструктура требуется для обеспечения рабочего пространства на дому?
– Для того чтобы обеспечить дистанционную работу крупной компании, необходимы высокотехнологичные сетевая и серверная инфраструктуры. Мы все больше и больше уходим в облачные технологии, но тем не менее используем свой серверный парк и ресурсы дата-центра. Мы развиваем все наши сервисы на базе оборудования и программного обеспечения ведущих поставщиков IТ-решений.
– Насколько безопасна для компании удаленная работа сотрудника, есть ли вероятность утечки конфиденциальной информации?
– Вопросы, связанные с безопасностью, в настоящий момент являются ключевыми. Сама по себе технология удаленных коммуникаций очень хорошо развита. Здесь важно сохранить те данные, которые мы используем в своей работе. Это персональные данные наших клиентов, наших сотрудников, а также данные, которые подпадают под категорию коммерческой тайны. Мы применяем все возможные технологии обеспечения информационной безопасности. Используем внутри компании средства антивирусной защиты, применяем технологии шифрования сетевого трафика. Все наши сайты работают на протоколах, использующих высокий уровень шифрования. Поэтому, пользуясь нашими сервисами, в том числе личным кабинетом жителя, можно быть уверенным, что ваши данные находятся в безопасности. Во всей деятельности мы строго придерживаемся законодательства Российской Федерации.
– Как распределяется доступ по удаленной работе на сотрудников вашей организации?
– Мы разделили наших сотрудников на категории и определили те уровни доступа, которые нужны для выполнения конкретной бизнес-функции. Сотрудников производственного блока, выполняющих свои функции непосредственно на объектах, мы обеспечиваем мобильными телефонами. Например, сотруднику, который выполняет ремонт по заявке жителя, мы передаем информацию на смартфон – описываем возникшую проблему, задачу, сроки выполнения. Для топ-менеджмента очень важно иметь не только средства коммуникаций, но и средства бизнес-аналитики и IТ-инструменты, которые позволяют эффективно управлять процессами компании.
– В некоторых компаниях сотрудникам запрещено использовать личные компьютеры и телефоны для корпоративной коммуникации. Как обстоит дело у вас, могут ли работники их использовать?
– Мне как руководителю, который отвечает за информационную безопасность, хотелось бы, чтобы доступ к корпоративным ресурсам осуществлялся только с контролируемых стационарных рабочих мест. Но время диктует другие реалии. Я уверен, что мы идем к модели бизнеса, в рамках которой управление будет осуществляться с помощью мобильного устройства. Именно в рамках этой концепции – безусловно, учитывая необходимость защиты данных и выполнения требований законодательства Российской Федерации, мы ведем развитие IT-сервисов нашей компании. Уже сейчас большинство сотрудников компании имеют возможность использовать свои мобильные устройства и домашние ПК для работы с корпоративными приложениями.
Дома – эффективнее
– Какие каналы коммуникации используют сотрудники во время удаленной работы?
– В первую очередь мы используем наш корпоративный портал, доступ к которому имеют практически все сотрудники компании. Для коммуникации с жителями мы используем актуальные социальные сети и мессенджеры: Facebook, WhatsApp, Instagram и другие. Такой вид коммуникации очень популярен у наших клиентов. Мы очень гордимся разработанным нами личным кабинетом жителя, в котором клиенты могут ввести показания приборов учета, получить квитанцию, произвести оплату, а также оставить обращение или подать заявку в управляющую компанию.
– Поделитесь с нашими читателями своими секретами по самоорганизации. Как приучить себя не отвлекаться на домашнюю обстановку, которая обычно служит для расслабления, и можно ли давать себе поблажки в течение рабочего времени?
– Мои наблюдения в части подразделения IT показали, что сотрудники, которые перешли на «удаленку», выполняют больший объем работ, чем в офисе. Во-первых, мы экономим время на дорогу, во-вторых, меньше тратим его на социальные взаимодействия: совещания, обсуждения, перекуры. Практика показала, что работающие из дома люди, включаясь в задачи, тратят на полноценную работу больше времени, чем это было бы на рабочем месте. Безусловно, чтобы организовать такую эффективную работу, нужны драйверы – я имею в виду человеческие ресурсы, которые могут поставить задачи, объяснить людям их важность и контролировать исполнение. Это очень важно при удаленной работе. Очень важна роль руководителя как человека, который может организовать эффективную удаленную работу.
Татьяна Филимоничева