17.01.2017

Андрей Канчельскис: относитесь к своим обязанностям честно. И результат придет

714436-21354051-1600-900Наш собеседник – знаменитый российский и советский футболист, одним из первых наших игроков уехавший играть за ведущий европейский клуб. За годы жизни в Англии и Италии у мастера спорта СССР международного класса, заслуженного мастера спорта России и одного из самых успешных и титулованных российских футболистов сложилось свое мнение о европейцах и их бытовых пристрастиях.
– Андрей, хотелось бы начать с бытовых вопросов, так как наш журнал посвящен именно таким проблемам. В свое время вы были одним из первых спортсменов, кому удалось закрепиться на британских островах. В те годы в России еще не было ни Рублевки, ни Москвы-сити. Что удивило вас в том капиталистическом быту в первую очередь?
– Я уезжал еще из Советского Союза. У нас была большая единая страна… И когда оказался там, удивляло все. Отношения людей, дома, архитектура, инфраструктура, условия жизни. Аспекты быта и социального устройства отличались от наших условий того времени очень сильно. Что ни возьми, куда ни глянь – все устроено иначе, чем в советской стране. Разве что вода из крана так же течет. Хотя у британцев и это устроено по-другому: у них всегда было два раздельных крана – горячая и холодная вода смешивались уже в раковине, а не в смесителе, как у нас.
– Что стало самым ярким впечатлением?
– То, что машины ездят по другой стороне улицы! В первые дни не совсем понятно было, как улицу переходить. И в бытовом смысле тоже было много удивительного. Поколесив с командой по родной стране, я видел много гостиниц, но в английских отелях было все иначе. Аккуратно, чисто. И отношение людей бросается в глаза. Многие здороваются, разговаривают друг с другом, не будучи знакомыми. Советские люди в те времена были настороженными и хмурыми. Позже мы переехали в отдельный дом – там тоже все было благоустроено на высшем уровне. Воду можно было пить прямо из-под крана. Хотя в те времена и в Советском Союзе пили водопроводную воду без последствий для здоровья, не то что в наши дни. Частный дом в Англии имел все коммунальные удобства. Все работало как часы, трубы не прорывало. Аристократично.
– Можно ли сравнить обес­печенных англичан с нашими «новыми русскими»?
– В основной массе нет. Они живут скромно. Ведь платить нужно за все: за землю, занимаемую домом, за квадратные метры, за потребляемые ресурсы – вода, газ, свет… Все это стоит намного дороже, чем у нас, и это определяет стиль жизни. Чем скромнее, тем лучше – так считают многие европейцы. Огромные хоромы есть у редких жителей Британии. В основном это приезжие – арабы, индусы, русские тоже есть. Вот они могут себе позволить жить на широкую ногу.
– В советские времена часто можно было слышать, что Запад загнивает, люди там испорчены бесчеловечными условиями политического строя…
– Мне довелось побывать в Англии еще до перехода в «Манчестер Юнайтед». С киевским «Динамо» мы играли в еврокубках. Отправляясь на более долгий срок, я испытывал некоторые опасения. Все-таки чужая страна, язык, обычаи, менталитет. Меня удивила доброжелательность, с которой меня приняли: все улыбаются, готовы прийти на помощь. Спросишь на улице дорогу, будут рассказывать чуть не полчаса, пока не убедятся, что ты понял. Приходишь на тренировку – все общаются, интересуются, как дела. Это трогало.
– Как быстро удалось выучить английский?
– Если бы сэр Алекс Фергюссон не разрешил мне в виде особого исключения прибегать к услугам переводчика (который, кстати, еще в 1966 году был переводчиком советской сборной на Чемпионате мира в Англии), язык можно было освоить быстрее. Другим легионерам переводчиков не предоставляли. Джордж даже на играх сидел рядом с тренером. Он полиглот, владеет семью языками. Это было удобно для меня, но неправильно с точки зрения освоения языковой среды. Я понял это, когда переехал в Италию. Там мне не дали переводчика, хочешь – не хочешь, а язык нужно было учить. Итальянский освоил за два месяца: стал понимать партнеров, тренеров, окружающих. Через полгода пошел на телевидение интервью давать. После английского итальянский давался легче.
– Прожив четыре года в Манчестере, вы подписали контракт с «Эвертоном» из Ливерпуля.
– Да, команду сменил, но место жительства осталось прежним. От Манчестера до Ливерпуля 40 миль, никаких проблем с хорошими дорогами это не вызывает.
– В былые времена, да и сейчас, наших футболистов перед играми закрывают на «карантин»…
– Раньше в СССР мы проводили по два дня на базе перед игрой. За тобой следят медики, тренеры, администраторы. Контролировали даже количество выпитой воды. В Англии такого нет. Игроки приезжают на обед, потом на стадион за два часа до стартового свистка и проводят разминку. Меня это удивляло. Потом привык. И сейчас тренеры полностью доверяют игрокам. Все свободное время проводишь с семьей, занимаешься своими делами. Основной критерий – это результат на поле. Если ты играешь, тебе можно все. Не даешь результат, свои же болельщики заклюют. Каждый сам хозяин своей судьбы. Продолжительность игровой карьеры напрямую влияет на благосостояние твоей семьи и близких. Бывает, наши молодые игроки, которые только начинают делать первые шаги в спорте, вовсю раздают интервью, утверждая, что они лучшие, не имея на это никаких оснований. Там я таких пока не видел. Работа на первом месте, развлечения потом. Положительных примеров там больше – игроки приезжают со всей Европы, и все лучшие в своих странах. За ними тянется молодежь.
– В советские времена Москва и провинция были двумя разными планетами. В Британии так же?
– Я жил в Манчестере, в Лондоне, в Глазго. Особых отличий не заметил. Хотя север и юг Англии имеют свои особые черты. Южане с точки зрения жителей центральной части острова – заносчивые снобы. Говорить о взаимоотношениях англичан с шотландцами излишне, это противостояние длится веками. Все анекдоты строятся на персонажах «шотландец – англичанин». Но я не вдавался в детали, так как был занят свои делом. Играл в футбол, политика меня не инте­ресовала. Лишнего времени на светские прогулки у меня не было. Две игры в неделю, плюс тренировки. Сезон длится восемь месяцев. Необходимо всегда быть в форме. Выходные были посвящены семье, детям, друзьям.
– Как восприняли переезд в Италию?
– Италия сильно отличается от Англии, а уж Флоренция стоит особняком даже в Италии. Город-музей… Мой переезд случился молниеносно. Тренер Клаудио Раньери согласовал мою кандидатуру с президентом клуба и так получилось, что утром я провел тренировку в Англии, после которой меня упаковали в самолет, встретили в Италии, провели переговоры и так же отправили обратно. Было впечатление, что имеешь дело с итальянской мафией. На самом деле это особенности итальянского бизнеса. Переезд в Италию расширил мой кругозор без сомнений. Новый взгляд на футбол, на историю, на кулинарные традиции. Невозможно представить себе Флоренцию без стейка «Фиорентина» и бокала красного вина. Я никогда не думал, что макароны, как называли любую лапшу в СССР, в виде итальянской пасты можно есть каждый день. Что касается профессионального роста, мне очень помогает багаж, полученный в Италии и Англии. Разные стили, подходы к организации процесса и тактики. Различные системы питания и тренировок.
– Отличаются ли бытовые условия в этих странах?
– Итальянцы совсем простые люди. Требования к быту минимальны: на первом месте еда, на втором – одежда. К жилью у них требования намного проще, чем к первым двум пунктам. Я не раз бывал в гостях в итальянских семьях. 90% населения живут аскетично, но кофеварка есть в доме обязательно. Домашняя еда считается проявлением особого отношения к гостю. Даже автомобиль для итальянца не предмет такого престижа, как фирменное блюдо, приготовленное самостоятельно. А вот в Англии кулинарии как таковой нет вообще. Голодными не сидят, но чаще довольствуются какими-то закусками.
– Где активнее живут футболом?
– Футбол любят везде. Англичане живут многолетними традициями, они на игру тратят весь день: за три часа до матча – в паб, потом на стадион, после – снова в паб. Английские женщины знают, что для семьи у мужчин есть воскресенье, в субботу его трогать нельзя. В субботу он болельщик! Итальянцы таких церемоний не придерживаются. Пришли на стадион, выплеснули эмоции, получили заряд бодрости и отправились заниматься обыденными делами. Много зависит от вывески матча. Помню матч «Ювентус» – «Фиорентина». Там тиффози себя проявили настолько агрессивно, что наш клубный автобус не подлежал восстановлению. Его закидали камнями и другими предметами. Даже полиция не смогла ничего сделать.
– После Италии у вас снова была Великобритания.
– Подписал контракт с «Глазго Рейджерс». Возвращение на просторы Туманного Альбиона позволило мне получить второе гражданство. Клуб из Шотландии с богатой историей, с амбициями, постоянно участвует в еврокубках. В 2001 году в розыгрыше Кубка УЕФА мы играли с махачкалинским «Анжи». Обстановка в России была неспокойная. Матч перенесли в Варшаву. Все шотландцы тогда очень насторожились. Паника была нешуточная. Меня расспрашивали, насколько опасно ехать в Дагестан. Пытался всех успокоить, но мои доводы не повлияли на принятие решения чиновников европейской футбольной ассоциации. Играли на нейтральном поле. О России в те годы ходили ужасающие мифы. Многие становились жертвами западной пропаганды. Всерьез считали, что в Москве ездят на лошадях, пропуская медведей вперед. И когда кто-то посещал Россию, по возвращении над ним частенько подшучивали: ну что, медведей видел? Все понимали, что это были умышленные происки. Моих британских знакомых, с которыми иногда встречаюсь в Москве, поражает наше метро, архитектура, музеи. Природа Шотландии красивая, но наша русская не хуже.
– Британский период жизни отмечен приобретениями недвижимости? Как это происходит у них? Ведь в СССР купить квартиру было непросто.
– В Лондоне это делается очень быстро, есть специалисты с многолетним опытом, юристы. Приехали, посмотрели, оценили, внесли взнос и все. Там недвижимость – обычный товар. Всю жизнь люди что-то продают, покупают. Трудностей не возникло. Основные вопросы решала хранительница очага – моя бывшая супруга. Время ей позволяло.
– При выборе дома обращали внимание на стоимость коммунальных услуг?
– Эта стоимость зависит от тебя в дальнейшем. Как будешь пользоваться, столько и заплатишь. Приборы учета расхода воды и тепла там установлены давно. Налог на землю является обязательным для всех. В советские годы многие коммунальные услуги обходились населению несравнимо дешево. Часами можно было болтать по телефону, лить воду не оглядываясь. Топили тогда так, что люди жили с открытыми форточками зимой. Там же все блага цивилизации научились учитывать очень давно. Вода, тепло, свет, телефон – все оплачивается по счетчикам. Пришла квитанция в конце месяца, поневоле задумаешься, а не шикуешь ли ты. У бережливого хозяина перерасхода не бывает.
– А после Британии был в Вашей карьере Ближний Восток! Что удивило там?
– Удивило все. Саудовская Аравия всегда представлялась мне богатейшей страной региона. Оказалось, уровень жизни там невероятно низкий. До сих пор в некоторых домах нет электричества – приходится освещать комнаты керосиновыми лампами. По сравнению с Эмиратами живут более чем скромно. Богатые местные жители в дом посторонних не пускают. Для приемов гостей есть постройка в саду, веранда или шатер. Дом – это закрытая территория. Восточное гостеприимство проявляется на прилегающей территории. Там свои законы. Живут они своеобразно. Все домочадцы спрашивают разрешения войти в комнату или другое помещение у главы семейства. Фотографировать запрещено, иметь телефон с фотокамерой запрещено, обращаться к женщине на улице запрещено, заходить в женский отдел супермаркета запрещено… Все очень строго по нашим меркам. Для себя я проблем не видел. Регулярно встречался с принцем – играли в шахматы, нарды. Общались на английском языке, так как он получил образование в Америке…
Полный текст можно прочитать в № 1 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2017 год