Алексей Силюкин: «Главные инструменты кузнеца – это голова, руки и сердце»
Появление новых технологий неизбежно приводит к тому, что ставшие ненужными профессии отмирают. Но некоторые из них, со временем трансформируясь, остаются востребованными на протяжении веков. Например, профессия кузнеца. Сегодня нам не нужно обращаться к нему, чтобы выковать, скажем, садовый инвентарь. Да и нужда подковать лошадь возникает у немногих. А ремесло живет – и часто заставляет себя сравнивать с настоящим искусством. Кузнецами становятся по зову сердца, равнодушия это дело не терпит. О своем пути в профессию рассказывает кузнец Алексей Силюкин.
«Увидел волшебство и влюбился»
– Алексей, с чего начался ваш интерес к кузнечному делу? Давно ли занимаетесь обработкой металла?
– Кузнечным делом заинтересовался еще в детстве – тогда мы жили в далеком таежном поселке, который находится в Республике Саха (Якутия). Поселок этот был базой геологической партии, и в нем располагались разные мастерские: механический и строительный цеха, боксы с техникой… Когда я учился в классе третьем или четвертом, классный руководитель повела нас по этим мастерским. И люди, которые в них трудились, увлекательно рассказывали о своих профессиях. Я с интересом смотрел на работу токаря, как вьется и «танцует» стружка из-под резца, наблюдал, как механик чинит гусеничный вездеход, и как столяр строгает на станке наличник для окна. А когда учительница привела нас в кузницу, увидел настоящее волшебство, в которое влюбился на всю жизнь.
Помню, как кузнец разжег работающий на мазуте горн, опустил в него кусок прутка, нагрел добела и стал ковать. Металл слушался человека, принимал нужную форму, от точных и ритмичных ударов пела наковальня. Только что это был безжизненный кусок металла – и вот он ожил в руках мастера. Это было поразительно! Я был в таком восторге, что, придя домой из школы, нашел в сарае старый угольный утюг и вкопал его в землю вверх подошвой – он стал моей первой наковальней. Я развел костер, нашел стальную проволоку, нагрел ее и стал пробовать ковать. Так у меня получилось первое изделие – это была простенькая отвертка. Потом, конечно, утюг лопнул и пришел в негодность, но я вбил в чурку топор без ручки и что-то пытался делать на нем. В основном ровнял гвозди или проволоку, очень мне это дело нравилось. Много раз получал от матери за то, что в печке нагревал кочергу и гнул ее.
Вот так моя учительница Нина Васильевна Маркова привела меня в кузницу, за что я ей очень благодарен по сей день. Но серьезно я начал заниматься ковкой и учиться этому начиная с 2014 года. Именно в этом году мой друг подарил мне настоящую наковальню. И я понял, что это мое дело, которым я готов заниматься постоянно.
– Это основная профессия или хобби?
– У меня есть основная работа, и она тоже связана с металлом, точнее, с его рождением. Я металлург, и мое предприятие занимается производством агломерата, то есть сырья для выплавки чугуна. Кузница для меня пока хобби, которое занимает большую часть свободного времени. Но, надеюсь, это увлечение в скором будущем станет полноценным бизнесом.
«Твоя мастерская – как ребенок»
– Какие предметы и виды изделий из металла вы делаете?
– Изделия очень разнообразные – я реконструктор, и имею много увлеченных друзей по всей стране, поэтому часто просят сделать реплику какого-либо металлического предмета разных эпох. Часто это основанные на исторических образцах бытовые изделия, например костровые наборы – котлы, треноги, решетки. А недавно я делал декоративно украшенную двузубую вилку для мяса. Еще делаю ножи и разнообразный сельскохозяйственный инвентарь, а также вешалки и каминные наборы – в общем, что душе угодно и необходимо людям. Очень нравится художественная ковка – подсвечники, настенные панно и другие предметы интерьера.
– Какое оборудование и инструменты вы используете в работе?
– Самые главные инструменты кузнеца – это голова, руки и сердце! Ну, а если кузнечный инструмент, то, конечно, его много, и под каждую работу он свой. Кстати, инструмент для ковки тоже делается своими руками. Да практически все оборудование в моей мастерской изготовил я сам. В моей кузнице два горна – угольный и газовый, механический молот, гриндер, сверлильный станок, трубогиб и другое оборудование. Кроме этого, есть вспомогательный инструмент – например, различные клещи.
Твоя мастерская – как ребенок, вы вместе растете и учитесь ремеслу. Только она знает, сколько ты трудился, сколько терпел неудач, прежде чем получилось что-то толковое. Основное оборудование, без которого работать просто не получится, – это горн, наковальня, клещи и молот (он же ручник). Есть специальный подкладной инструмент – видели квадратное отверстие в наковальне? Вот оно специально для этого инструмента и сделано. Туда можно вставить зубило, чтобы отрубить заготовку нужной длины, или вставить специальную вилку и согнуть пруток так, как вам нужно – например, в кольцо. Есть множество кузнечных клещей, и все они имеют свое применение в работе – под круглую заготовку, под квадратную; есть угловые клещи, а есть специальные, чтобы держать заготовку топора. Также используются разные пробойники для проделывания отверстий в металле. Кроме этого, многочисленный слесарный инструмент – напильники, надфили и другое. Также часто использую электросварку. Но все же к изготовленному своими руками инструменту отношение особое, им и работается удобнее.
– Отличается ли технология работы современных кузнецов от того, как это делалось в прошлом?
– Технология не так уж сильно отличается, а вот материалы и оборудование во многом стали другими. Существенные отличия в способе термообработки – деды все делали на глаз, используя наработанные секреты и хитрости. В наше время проще – есть специальные печи, чтобы закалить и отпустить заготовку. Также есть криокамеры – в них идет не нагрев, а охлаждение металла. В современной кузнице в основном используется каменный уголь, а вот раньше использовали древесный – он был чистый, в нем не было посторонних примесей. Конечно, это все влияет на процесс работы, но в целом все так же, как было 100 или 200 лет тому назад.
– Что самое интересное в кузнечном деле?
– Для меня интересен замысел и способы его реализации – как это сделать и с какого раза получится. Интересен сам процесс работы, начиная с эскиза и определения размера будущего изделия до окончательного воплощения в жизнь. Есть много нюансов, которые нужно знать и учитывать, важно соблюдать последовательность действий. Интересно делать то, что еще не делал до этого, а также что-то технически сложное, требующее приложения особого мастерства. Тем и привлекает эта работа – ты постоянно учишься чему-то новому, развиваешься в своем мастерстве. Мне всегда интересно, что выйдет в итоге.
«Это творческий процесс»
– Должен ли кузнец обладать значительной физической силой?
– На мой взгляд, кузнец в большей степени должен обладать выносливостью и терпением. Понятно, что ты должен быть физически развит, но поговорка «Сила есть – ума не надо» – это точно не про кузнеца, потому что работа с раскаленным металлом требует смекалки и творческого подхода.
– Много ли кузнецов в современной России и общаетесь ли вы друг с другом?
– В России достаточное количество людей, занимающихся кузнечным делом – многих из них я знаю лично. Нередко мы помогаем друг другу советом и делом, ведь делиться опытом и прислушиваться к другим важно для всех нас. Когда-то кузнец был в каждой деревне, сейчас нас ровно столько, сколько требуется в наше время. Но каждый, кто захочет овладеть кузнечным искусством, имеет такую возможность – было бы желание.
– Проводятся ли выставки и мастер-классы по кузнечному делу?
– Да, в России на сегодняшний день проводится достаточное количество кузнечных фестивалей и выставок. Есть такое профессиональное объединение – Гильдия кузнецов России, на их сайте всегда можно ознакомиться с актуальным расписанием кузнечных мероприятий. На кузнечном фестивале можно просто полюбоваться на изделия мастеров, приобрести их, а можно пройти мастер-класс по ковке. Уверяю вас, что попробовать себя в кузнечном деле – это очень интересно. Кто знает, вдруг понравится и вы начнете ковать сами!
– Где кузнецы берут исходные заготовки для дальнейшей работы, ведь металл бывает разных марок?
– Сейчас нет такого дефицита металла, как, например, в средние века, а материал для художественной ковки можно купить в любом строительном магазине. Если нужны особые марки стали – к примеру, для изготовления ножей, то их можно приобрести в специализированных интернет-магазинах. Ну, и пункты приемки металлолома – тоже отличное место: там можно найти деталь из хорошей стали и перековать ее в нужное изделие. Найти сейчас можно все, что тебе нужно, главное – иметь желание и двигаться к намеченной цели.
– Глядя на многие из ваших изделий, невольно сравниваешь их с ювелирным искусством. Какими видами художественной ковки вы владеете?
– В основном я занимаюсь именно художественной ковкой, это изготовление различных предметов интерьера – подсвечники, панно, скульптуры и так далее. Это творческий процесс, в котором постепенно запечатлевается замысел. Поступает заказ на то или иное изделие, а как именно его выполнить – знает лишь кузнец. Но если нужно, могу сделать и топор, грабли, сковороду, нож и другие бытовые предметы. Работа над каждым предметом по-своему интересна и увлекательна.
– Правда ли, что в средневековье особым мастерством считалось изготовление кольчуг? Как это делалось?
– Да, кольчуга – это сложное изделие и во все времена была дорогой. Процесс работы был очень долгий и трудоемкий. Начиналось все с поиска болотной руды или железняка. Потом эту руду измельчали, обжигали на костре и закладывали в примитивную доменную печь, где после варки получалось кричное железо. После это железо расковывали в пластину и нарубали из нее тонкие полосы. Затем отдельные полоски скругляли и протягивали через специальную пластину с калибровочными отверстиями – получалась проволока. Эту проволоку плотно накручивали на специальный вороток, после чего получалось нечто вроде пружины. Затем эту пружину рассекали специальными кусачками, чтобы получились колечки – у каждого из них расплющивались концы, а в них пробивались маленькие отверстия под клепку. Отдельные кольца проклепывались к другим, и так собиралось полотно кольчуги. Процесс этот очень долгий – чтобы собрать фрагмент размером 5 на 10 см, нужно было работать около 4–5 часов.
Беседовал Виктор Кудинов