12.09.2023

Александр Лукичев: «У организаций ТОС ­широкий спектр ­возможностей в ЖКХ»

Кандидат исторических наук Александр Лукичев создавал и в течение 20 лет был председателем Комитета территориального общественного самоуправления микрорайонов Бывалово и Можайский в Вологде. Он автор закона г. Вологды «О территориальном общественном самоуправлении», один из авторов закона о ТОС Вологодской области. В настоящее время – сопредседатель межрегиональной организации «Союз организаций территориального общественного само­управления» (СОТОС), директор Университета ТОС и вице-президент «Обрсоюза».

«Если нет ТОС, нет и МСУ»
– Александр Николаевич, как соотносятся между собой понятия «местное самоуправление» и «территориальное общественное самоуправление»? Что из них первично?
– Конечно, первично местное самоуправление (МСУ), у них разная организационная природа. О первичности МСУ можно судить по истории возникновения территориального общественного самоуправления (ТОС). Официальным днем рождения ТОС можно считать 26 декабря 1990 года, когда в 145-ю статью Конституции СССР была внесена следующая запись: «В системе местного самоуправления, кроме местных Советов народных депутатов, могут действовать органы ТОС». То есть ТОС входит в систему МСУ.
В 1991 году это получило развитие в Законе РФ «О местном самоуправлении в РСФСР», где ТОСам были представлены широкие (по сравнению с нынешними временами) права и возможности. В законе РФ 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» законодатель отнес регулирование деятельности ТОС к полномочиям субъектов РФ. Статус ТОС в это время мог значительно отличаться в различных регионах страны.
Принятый в 2003 году закон «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (далее ФЗ-131. – Авт.) в своей 27-й статье унифицировал понятие ТОС, его правовые и иные компетенции. Тогда шли большие дебаты вокруг статьи об общественном территориальном самоуправлении. Кстати, вопрос о том, что первично, тоже обсуждался. Как член Координационного совета представительных органов власти РФ, я принимал участие в подготовке и обсуждении данной статьи. В конечном счете был найден компромисс по статусу ТОС. И суть его в том, что ТОС не является органом МСУ, не обладает публично-властными компетенциями. Но ТОС встроен в систему МСУ фактически – как канал для реализации гражданских инициатив. Сегодня основные права и возможности ТОС уже определены федеральным законодательством.
Органы ТОС уникальны – это представление и защита интересов населения, продвижение, реализация и ответственность за инициативы по вопросам местного характера и контроль за выполнением обязательств, взятых на себя органами власти. Согласен с теми, кто говорит, что если нет ТОС, значит, нет и МСУ.
– Каковы источники появления организаций общественного самоуправления на территориях? Кто являлся инициатором их создания?
– Если проанализировать весь объем организаций территориального общественного самоуправления, то, пожалуй, их можно разделить на четыре группы по источнику возникновения инициативы.
Первая группа – созданные по инициативе граждан. Многие представители данной разновидности ведут свою историю из 90-х. Их девиз: «Без нас и местных властей никто наши проблемы не решит». В нем выражена цель создания подобных организаций снизу.
Вторая группа – созданные по совместной инициативе граждан и администрации. Цель администрации – снятие напряженности на локальных территориях, поиск адекватных посредников и переговорщиков среди населения. Цель граждан – решение накопившихся проблем.
Третья группа – созданные по инициативе конкретных граждан или политических организаций по локальным территориям, совпадающим с границами избирательных округов. Цель – повысить перспективы избрания конкретного кандидата в депутаты.
Четвертая группа – созданные по инициативе сверху, то есть имитация ТОС. В данном случае цель в постановке гражданских инициатив под тотальный контроль, увеличение эффективности решения задач во время избирательных кампаний, а также вывод из деятельности неудобных ТОС из числа уже существующих.
– В каком процентном отношении к общему количеству можно определить названные группы?
– Первые две – примерно по 40% каждая, а две последние, условно говоря, по 10%. Естественно, речь идет об органах ТОС, организованных и работающих на локальных территориях, границы которых в соответствии с 27-й статьей 131-го Закона согласованы с органами МСУ. То есть ТОСы созданы и работают в системе местной власти.
– Какой круг вопросов входит в компетенцию органов территориального общественного самоуправления?
Если попытаться ранжировать проблемы, решением которых занимаются ТОСы, то на первых местах будут вопросы жилищно-­коммунального хозяйства, благоустройства территорий, а также образование, здравоохранение, спорт и досуг. Все это можно отнести к вопросам местного значения. Жители имеют возможность эффективно влиять на решения по перечисленному кругу вопросов, используя для этого структуры ТОС. В этом проявляется гражданская инициатива, облеченная в специально созданный для этого механизм.

Живая и развивающаяся система
– Как развивалось территориальное общественное самоуправление на примере Вологодской области? Вологда – родина создания организаций ТОС?
– Да, можно назвать и родиной. Территориальное общественное самоуправление в Вологде зародилось в 1987 году, когда в микрорайоне Бывалово был создан первый Комитет территориального общественного самоуправления (КТОС). Через год такой КТОС появится в московском районе Братеево. Это были первые ТОСы в России.
Я сам был активным участником организации этого ТОСа в Вологде. Появился он в микрорайоне вместе с первыми заселенными домами. В те времена объекты сдавали, как правило, к концу квартала, а то и года. Строители решали основные проблемы, а благоустройству отводили третьестепенную роль. А люди приезжали сюда надолго, многие навсегда, и мириться с временными трудностями не хотели. Поэтому, не дожидаясь указаний сверху, сами занялись подобными мелочами. В нашем случае инициаторами выступили активные граждане, бывшие военнослужащие и их жены. Так появился первый комитет.Это была подлинная инициатива снизу – жильцы микро­района-новостройки столкнулись с серьезными социально-быто­выми проблемами и взялись за их решение. КТОС решил объединить людей для защиты своих законных прав и интересов, привлечь их к благоустройству территорий и социальному обустройству. Изучалось общественное мнение, власти информировались о проблемах территории родного района. КТОС содействовал администрации и депутатам города в решении вопросов социально-­экономического развития своего микрорайона. Уже в первые годы работы КТОСа в микрорайоне удалось решить целый ряд острых проблем по созданию социальной инфраструктуры – образование, здравоохранение, связь, бытовые услуги, благоустройство, транспорт. Через некоторое время в поле деятельности КТОСа включились еще два микрорайона – Можайский и Ремсельмаш.

– А с чего начинали?
– Поначалу брались за небольшие проблемы: посадить деревья, разбить клумбы, оборудовать игровые или спортивные площадки. Дальше – больше. Стали искать варианты строительства школы, в конце концов она появилась в нашем микрорайоне. Уберегли от застройки расположенную рядом Осановскую рощу. Вместе с детьми убирали в ней хлам, консервные банки, сучья; почистили пруд. Не все, конечно, нам удавалось, да и откликались лишь те, у кого душа болела. И все же с каждым разом неравнодушных становилось все больше и больше. Сдружила многих наша новогодняя елка, которую Комитет ТОС начал устанавливать с первых лет своей деятельности. Первое время жители Бывалова никак не могли к этому привыкнуть. Все норовили с лесной красавицы то шишку снять, то шар, то лампочку из гирлянды вывернуть. Сейчас давно уже другое отношение – традиции более 30 лет. 1 января к часу ночи, уже встретив праздник в кругу семьи, прихватив гармошки, люди собираются у елки. Поют песни и частушки – как в деревне. Только не в настоящей – с резными палисадами, а в бетонной.
– Как представители организации оказались в числе депутатов городского совета?
– 4 марта 1990 года проходили первые выборы на альтернативной основе в Вологодский городской Совет народных депутатов. На 200 депутатских мест претендовало свыше 600 кандидатов. Городской Совет народных депутатов в то время имел широкие полномочия. Он избирал председателя Совета, председателя исполнительного комитета, его заместителей, начальников управлений и отделов исполкома. Комитет ТОС выдвинул семь кандидатов в депутаты по всем округам на территории микрорайона. Совместно с кандидатами разработали их тактические и стратегические задачи, оформили специальную программу – «Платформа семи». В то время кандидаты в депутаты много говорили о своих политических взглядах. Но на самом деле политикой в ТОСовской платформе и не пахло – она рассказывала, как будущие депутаты собираются решать проблемы развития микрорайона. Ради общего дела в один блок объединились демократы, центристы и коммунисты. Все семеро были избраны, и в городском совете появилась депутатская группа КТОС Бывалово.
Возможностей стало больше – открыли медпункт, пустили детский троллейбус, начали строительство второй школы и детской поликлиники. У городского бюджета не было денег на дорогу внутри микрорайона. Сейчас в это сложно поверить, но КТОС нашел деньги в долг и построил нужную людям дорогу. К тому же Комитет самоуправления всячески поддерживал малый бизнес – содействовал, предлагал открывать небольшие магазинчики и ларьки на 1–2 рабочих места прямо в жилых домах. Точнее, в колясочных и проходных подъездах. И тогда за пачкой соли, банкой консервов или коробкой спичек уже не приходилось бежать невесть куда. Открывались небольшие сапожные мастерские, пункты по приему белья в прачечную. Формировалось то, что сейчас называют доступной средой. В 1992 году свое пятилетие Комитет встречал в качестве организации, которой доверяли жители, а местные власти рассматривали как равноправного партнера. Комитет стал выпускать свою газету, организовал для населения прием в микрорайоне самых главных городских начальников, включая главу города. Был написан гимн микрорайона, который стал очень популярным и его часто исполняли по областному радио. Вообще было сделано много полезного и важного для жителей. Работало «сарафанное радио» и неудивительно, что вскоре в Вологде появилось с десяток новых организаций ТОС.
В 1997 году Совет самоуправления Вологды (городская Дума), обобщив работу КТОС Бывалова, утвердил «Положение о территориальном и общественном самоуправлении», что стало юридической и методической основой для создания в других микрорайонах города аналогичных организаций граждан. Этот документ с поправками просуществовал три года, а 20 апреля 2000 года Вологодская городская дума утвердила новое положение о КТОСах, которое действует и по сию пору.
Сегодня в Вологде успешно работает 34 Комитета территориального общественного самоуправления, на территории которых проживают более 200 тысяч человек. Они созданы во всех микрорайонах города. Комитеты ТОС стали в Вологде и стартовой площадкой для будущих руководителей города и области.
Территориальное общественное самоуправление в Вологде – система живая и развивающаяся. В 2023 году в Вологде реализуется проект «Молодежная команда ТОС». Продолжительность проекта 6 месяцев – в том числе 3 месяца обучения по программе «Менеджер местного сообщества» и 3 месяца проектной работы и тьюторского сопровождения. На выходе в сентябре – подведение итогов реализованных проектов. Кстати, Минстрой заинтересовался опытом Вологды по вовлечению молодых людей в развитие локальных территорий.

«Нужен федеральный центр финансовой поддержки ТОС»
– Каковы механизмы взаимодействия организаций ТОС с городскими и региональными властями?
– Сегодня законодательством предусмотрены две формы взаимодействия органов ТОС и органов МСУ по вопросам местного значения. Первая из них – это заключение органами ТОС договоров с органами МСУ, в т.ч. в части осуществления хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, в том числе с использованием средств местного бюджета. Вторая – внесение органами ТОС проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Поскольку ТОС – одно из важнейших направлений развития местного самоуправления, законодательством предусмотрена возможность использования территориальным общественным самоуправлением средств местного бюджета. В соответствии с частью 8 статьи 27 закона о МСУ органы ТОС могут использовать средства местного бюджета при осуществлении хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-­бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, на основании договора с органами местного самоуправления. Сегодня в России заключено около тысячи таких договоров.
На самом деле практическое взаимодействие органов ТОС с местной властью значительно шире и имеет специфические отличия в разных регионах страны. Я насчитал более 50 таких форм взаимодействия, которые осуществляют глава муниципального образования со своей администрацией и представительный орган власти.
Например, глава поселения (городского округа) в целях взаимодействия с органами общественного самоуправления на территории утверждает порядок (регламент) и определяет основные направления работы местной администрации, ее структурных подразделений с органами ТОС, утверждает положение о координационном совете по работе органов местного самоуправления с населением и органами ТОС, утверждает план совместной работы (еженедельный, ежемесячный и др.) по предложениям органов ТОС или по согласованию с ними. Также он проводит совещания с приглашением руководителей органов ТОС по вопросам, затрагивающим интересы населения соответствующей территории.
В целях решения вопросов местного значения местная администрация и ее отраслевые (функциональные) и территориальные органы в пределах своей компетенции обеспечивают участие органов ТОС в проведении публичных слушаний по рассмотрению проекта местного бюджета и отчету об исполнении местного бюджета, а также по проектам планов и программ развития поселения (городского округа) и проектам генерального плана поселения.
Представительный орган муниципального образования обеспечивает участие органов ТОС в его заседаниях, в работе его постоянных комиссий при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы граждан, проживающих в пределах территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, в соответствии с регламентом работы представительного органа муниципального образования. Возможно, читателям журнала покажутся скучными эти юридические положения, но для ТОС подобное взаимодействие помогает более эффективно работать.
– Насколько разработано федеральное и региональное законодательство в области развития ТОС? В принятии каких законодательных актов оно нуждается в настоящее время?
– Думаю, что каких-то серьезных проблем в законодательстве по ТОС не существует. Красная нить истории законодательства о ТОС – это переходящее из закона в закон по МСУ положение о том, что сами граждане, по своей инициативе, под свою ответственность на локальной территории берут на себя решение своих самых насущных, злободневных проблем.
И главный вывод в том, что, несмотря на уже немалую историю развития ТОС, длиной в 35 лет, на его общественную природу, в основе которой лежит гражданская инициатива, ни один из этих законов не посягал. Хотя отдельные проблемы, конечно, есть. На мой взгляд, 131-й закон недостаточно полно прописал вопросы взаимодействия ТОС с органами местного самоуправления, ограничившись лишь двумя формами. Я уже говорил, что практических форм взаимодействия более пятидесяти – и было бы хорошо, если бы основная часть из них попала в нормативно-правовую базу. Нет в законодательстве и отдельной организационно-правовой формы некоммерческой организации, в которой создается ТОС. То есть сегодня из общего числа ТОС в качестве юридического лица зарегистрированы менее 7%. Хорошо было бы прописать, что органы местного самоуправления должны оказывать содействие в организации обучения руководителей и актива органов ТОС.
Территориальное общественное самоуправление жизнеспособно там, где оно поддерживается региональной и муниципальной властью. Речь идет и о правовых механизмах в виде программ, и о бюджетных формах поддержки. Например, зарекомендовавшим себя и широко распространенным механизмом является выделение грантов на реализацию конкретных проектов ТОС по результатам конкурса. Учитывая, что территориальное общественное самоуправление на деле доказывает, что является мощным ресурсом для вовлечения населения в осуществление местного самоуправления, было бы правильным создать федеральный центр финансовой поддержки ТОС.

«Подготовка кадров – важная государственная задача»
– Как появилась идея создания Университета территориального общественного самоуправления?
– Идея появилась давно. В 2003 году в Вологду приехала Елена Сергеевна Шомина (член Правления ОАТОС, сопредседатель Федерального экспертного совета по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам при ОАТОС, профессор Высшей школы экономики; скончалась в 2021 году. – Ред.) с целью подробно изучить наш опыт работы по организации работы с органами ТОС. Вот тогда мы впервые говорили о том, что было бы замечательно создать организацию, которая занималась бы подготовкой кадров для ТОС. Чуть позже мы с Е.С. Шоминой и общественником В.А. Горбатиным из Калуги учредили Союз организаций территориального общественного самоуправления» (СОТОС). У него тоже была такая задача, но сил для воплощения на практике не хватило.
В 2013 году я подготовил и направил в Комитет гражданских инициатив записку от имени СОТОС, в которой предлагалось создать подобное образовательное учреждение. К сожалению, тогда эту идею реализовать не удалось. И уже в 2019 году в рамках образовательного холдинга «Обрсоюз» был создан Институт ТОС, который в 2021 году был преобразован в Университет.
Самым серьезным аргументом в пользу этого преобразования было принятие Общероссийской ассоциацией территориального общественного самоуправления стратегии развития ТОС, в которой была поставлена задача до 2030 года провести обучение 1 млн человек из числа руководителей активов ТОС, ТСЖ, Советов МКД. Вот поэтому ОАТОС и социально ориентированная НКО «Обрсоюз» учредили Университет территориального общественного самоуправления. Он работает для создания комплексной образовательной поддержки органов территориально-общественного самоуправления как эффективной формы реализации инициатив граждан, направленных на улучшение качества жизни на своей территории. Значительную роль в организации Университета сыграли председатель ОАТОС Виктор Борисович Кидяев и исполнительный директор Ассоциации Захар Геннадьевич Юдин.
По результатам обучения слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Специалисты Университета готовы продолжить работу с выпускниками в формате сопровождения проектных идей, а также в формате наставничества через практику поддержки слушателей в заявках на грантовые конкурсы и во взаимодействии с коллегами и партнерами на регио­нальном уровне.
– Нуждаются ли организации территориального самоуправления в специально обученных кадрах?
– Конечно, нуждаются, а самое главное, что нуждаемся все мы. Ведь мы ведем разговор о руководителях организаций на локальных территориях. Это не только руководители и актив ТОС, но и председатели Советов домов и ТСЖ. В настоящее время количество организаций на локальных территориях в России следующее: ТОС – 38 226; ТСЖ – 163 000; Советы МКД – от 1 до 1,5 млн. А количество руководителей этих организаций составляет более миллиона человек. От них зависит становление комфортной среды, о которой мы так много говорим сегодня. ТОСы действуют на территории, где проживают 44 млн человек, то есть каждый 4-й житель РФ живет на территории деятельности организаций территориального самоуправления. Обучение актива ТОС, а также руководителей других организаций на локальных территориях представляется важной задачей не только для нашего университета. Я бы назвал это важной государственной задачей.
В первую очередь они нуждаются в современных компетенциях. Что именно должны знать современные руководители организаций на локальных территориях? Если совсем коротко, то они должны обладать знаниями в области устройства местной и государственной власти, быть знакомы с сутью понятий «сообщество» и «соседское сообщество», знать, как действуют организации жителей ТОС, ТСЖ и советы МКД. Также им необходимо обладать знаниями по деятельности жилищно-коммунального хозяйства и, в частности, по эффективному управлению многоквартирными домами.
В работе руководителей перечисленных организаций важное значение имеют технологии добрососедства, умение разрешать соседские конфликты или, как сейчас говорят, медиация спорных ситуаций. В этом смысле наши выпускники должны обладать основами социальной и возрастной психологии. Также мы уделяем внимание технологиям безопасности и соседской бдительности, а также экономике соседского сообщества, экономике добрососедства и фандрайзингу (процессу поиска потенциальных источников для пожертвований). Знакомим с основными этапами подготовки заявок на организацию проектов, даем ликбез по жилищной культуре. Кроме этого, мы знакомим их с тем, как помогают работе соседские центры – знакомим с возможными технологиями информирования и вовлечения жителей, даем основы работы с различными группами населения. Важное значение в последние годы приобрела совместная деятельность в День соседей – в этом году праздник состоялся 26 мая. В рамках этого мероприятия жители могут поближе познакомиться с активом и руководством своей территориальной организации.
– В чем именно нуждаются современные организации ТОС в первую очередь?
– Они нуждаются в информационно-методической поддержке, обучении руководителей, обобщении лучших практик. Также нужна организация площадок, в том числе регионального и федерального уровня, для обмена опытом структур ТОС. Назрела необходимость в создании единого образовательного центра по поддержке, развитию, продвижению деятельности организаций ТОС и проводимых ими проектов. Сейчас необходимо находить новые стимулы для развития и сотрудничества ТОС. Их потенциальными партнерами могут выступать негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, благотворительные фонды, участники государственного, муниципального и частного партнерства, а также представители бизнеса.
Мы же по мере своих возможностей занимаемся образованием и информированием, просвещением и популяризацией всей отечественной системы территориального общественного самоуправления. И это способствует поддержанию и повышению гражданской вовлеченности жителей в жизнь мест своего проживания, что в лучшую сторону развивает социальную среду в наших городах.
– Какие учебные программы и направления подготовки реализуются университетом в настоящее время и какие планируется внедрить в будущем?
– Темы для изучения, которые сейчас предлагает университет, разнообразны и предназначены для разных категорий слушателей. Среди них «Возникновение первых организаций ТОС в России – предпосылки, этапы, характеристики, особенности»; «Совет многоквартирного дома – права, обязанности, возможности»; «ТСЖ как эффективный способ управления многоквартирным домом»; «Организационно-правовые вопросы создания и деятельности ТОС»; «Сельские ТОСы – специфика организации и деятельности»; «Финансовые основы ТОС. Успешная хозяйственная деятельность ТОС – как ее достичь. Правила работы с волонтерами»; «Взаимодействие с органами местного самоуправления. Договора и технологии фандрайзинга в деятельности ТОС»; «Проектная деятельность ТОС»; «Роль ТОС в инициативном бюджетировании – практики и особенности реализации»; «Социальные сети как эффективные инструменты деятельности ТОС. Комьюнити-менеджмент. Правила правильного постинга».
Отдельно хотел бы представить новый проект Университета ТОС для развития локальных территорий – «Молодежная команда ТОС». Данный проект реализуется впервые на территории Российской Федерации. Целью его является разработка и внедрение системы активного молодежного участия в развитии локальной территории через территориальное общественное самоуправление, подготовка кадрового резерва для органов ТОС и местного самоуправления. Целевая аудитория проекта – это школьники старших классов, студенты ссузов и вузов, помощники директоров школ по воспитательной работе, руководители и актив организаций ТОС. Продолжительность работы – 6 месяцев, в том числе 3 месяца – обучение по программе «Менеджер местного сообщества» и 3 месяца проектной работы и тьюторского сопровождения. Реализуется новый проект при поддержке Института социально-экономического проектирования НИУ «Высшая школа экономики», Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной Палаты РФ, Комитета по региональной политике и местному самоуправлению Государственной думы РФ, Московской городской думы, Общенациональной Ассоциации ТОС, Общероссийского Конгресса муниципальных образований, Всероссийской Ассоциации развития местного самоуправления РФ и других заинтересованных структур. Участники проекта получат поддержку от экспертов федерального и регионального уровней, специализирующихся на развитии территориального общественного самоуправления и добрососедства.
Общая трудоемкость – 24 академических часа (в том числе 6 часов очно, 10 часов в формате дистанционного обучения, 8 часов самостоятельной работы на платформе Университета ТОС). Программа согласовывается для каждой региональной группы, включая состав экспертов, тематику лекций и практические задания.

«Хозяин дома – хозяин в стране»
– С вашей точки зрения, председателем органа управления ТОС должно быть специально подготовленное лицо или им может быть инициативный гражданин, не имеющий профильной подготовки?
– Я думаю, возможны оба варианта, по крайней мере, на первоначальном этапе деятельности. Человеку, занявшему такой пост, придется искать варианты, чтобы получить необходимые компетенции для работы. Кстати, на сайте университета есть и бесплатные программы по ТОС. Мы стараемся определить дефицит компетенций слушателей, когда они записываются к нам на обучение. Это очень помогает выстроить индивидуальную учебную траекторию так, чтобы не тратить учебное время на знания, которые уже есть у слушателя.
– Расскажите подробнее о программе «Менеджер местного сообщества». Что это такое с теоретической и практической точек зрения?
– Целевая аудитория программы – активные жители нашей страны любого возраста, которые заинтересованы в получении дополнительных знаний, навыков и технологий, полезных для их активного участия в улучшении своей жизненной среды. Она создана и реализуется для тех, кто ищет большей результативности в своей общественной работе в доме и микрорайоне. В том числе если потенциальный слушатель заинтересован более эффективно принимать участие в выработке коллективных решений касательно жизни многоквартирного дома, эффективно взаимодействовать с муниципальными депутатами, представителями органов государственной власти, а также представлять и использовать всю социальную, культурную и экономическую инфраструктуру города для решения локальных проблем на своей территории. Все это дает новые возможности для занятости, благоустройства и досуга наших граждан.
Целями реализации направления «Менеджер местного сообщества» является развитие основных навыков и компетенций, присущих профессиональным менеджерам; изучение подходов к эффективному управлению различными аспектами организации на локальной территории, включая управление; изучение методов влияния внешней среды на деятельность организации и способы взаимодействия менеджера местного сообщества с различными заинтересованными сторонами; изучение методов подготовки и реализации проектов по развитию локальной территории.
Соответственно, задачи курса – это углубление представлений о местном самоуправлении как особой форме публичной власти, обеспечивающей участие жителей в решении вопросов местного значения, исходя из того, что самоорганизация местного общества является основой местного самоуправления; предоставление практических знаний о современных формах организации граждан по месту жительства (подъезд, дом, двор, микрорайон, район города, муниципальное образование); ознакомление с правовыми основами такой деятельности, а также с лучшими примерами взаимодействия муниципальных и государственных органов, структур местного самоуправления с локальными организациями жителей; показ практических механизмов и социальных технологий деятельности организаций жителей по улучшению качества жилой среды; ознакомление с различными общероссийскими и межрегиональными организациями, профессиональными объединениями и некоммерческими организациями, включая Общенациональную Ассоциацию ТОС.
– Какие вопросы жилищно-­коммунального хозяйства возможно решить через организацию территориального самоуправления?
– Порядка 70% органов ТОС сегодня решают проблемы, в той или иной мере связанные с системой жилищно-коммунального хозяйства. По закону ТОСы «могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территорий, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-­бытовых потребностей граждан». Это прямая цитата из 27-й статьи 131-го закона, и означает она, что у организаций ТОС очень широкий спектр для деятельности в ЖКХ.
Они могут и должны заниматься привлечением населения к работе по улучшению санитарного состояния и благоустройству территорий, к строительству и ремонту дорог и тротуаров, коммунальных сетей, спортивных и детских площадок. ТОСы участвуют в создании условий для работы с детьми и подростками, подготовке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, в создании и работе клубов по интересам на местах. Именно ТОСы проводят конкурсы между жителями по надлежащему содержанию домов, придомовых территорий и улиц. Начиная со дня вступления в действие новой редакции Жилищного кодекса, органы ТОС занимаются разъяснительной работой – как лучше управлять многоквартирными домами. Будучи председателем ТОС, я провел встречи с жителями более чем 25 многоквартирных домов, агитируя их выбрать ТСЖ как способ управления многоквартирным домом.
– Почему создание организаций ТОС не имеет больших перспектив в городах федерального подчинения – Москве, Санкт-­Петербурге и Севастополе?
– Города федерального значения не могут быть одновременно субъектами муниципального и государственного управления. В этой связи закон РФ «Об общих принципах и организации местного само­управления в Российской Федерации» (статья 79) предусматривает «Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения». Поэтому и вопросы деятельности ТОС тоже отличаются от других городов нашей страны. Главный принцип взаимоотношений государственной и муниципальной власти – в необходимости сохранения единства городского хозяйства.
Во многом функции ТОСов в этих городах прописаны в нормативных актах для муниципалитетов. Но с утверждением, что нет перспектив для организаций ТОС в городах федерального значения, я согласиться не могу. Никаких юридических препятствий не существует, но есть свои особенности. Просто надо учитывать специфику и находить востребованные направления деятельности.
– Могут ли жители конкретного микрорайона повлиять на качество дорожного покрытия через организацию ТОС?
– В соответствии с 5-м пунктом 1-й части 16-й статьи уже не один раз упомянутого Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городских округов относится: «дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Как правило, данный пункт конкретизируется в положениях устава муниципального образования, посвященных местной администрации. Возможность воздействия структур ТОС на подобного рода ситуации действительно существует – это подготовка и внесение проектов нормативных актов органов местного самоуправления. Например, чтобы влиять на эти процессы, ТОС должен подготовить проект решения представительного органа власти муниципалитета «О согласовании с органом ТОС дорожных работ на территории его деятельности». И в случае его принятия мнение ТОС будет учтено.
– Что бы вы пожелали нашим читателям с точки зрения их вовлеченности в вопросы развития структур гражданской самоорганизации на местах?
– У нас с читателями журнала (а я уверен, что они люди активные) есть общая цель – формирование гражданской компетентности жителей муниципалитетов. Сделать это можно через информирование жителей и путем обучения механизмам социального участия, вовлечения населения с последующей стимуляцией гражданской активности на основе повышения доверия граждан к власти. Социальное и гражданское участие населения в решении вопросов общественного самоуправления – это неотъемлемый элемент гражданского общества, выступающий в качестве вида просоциального поведения – то есть такого социального поведения, которое приносит пользу другим людям и обществу в целом. Это выражается в выстраивании связи с местным сообществом и стремлении улучшить его. Вот этого улучшения я и желаю читателям. Хозяин в доме – хозяин в стране!  

Беседовал Виктор Кудинов