10.11.2022

Экология городской мобильности: личное авто, автобус или велосипед?

Современные города – это центры многих видов деятельности человека: экономической, социальной, инновационной. Внутригородская миграция и рост населения усугубляют проблемы, обусловленные мобильностью людей: пробки, загрязнение воздуха, шум, выбросы парниковых газов, бесконечные дорожно-транспортные происшествия. Все это оказывает негативное воздействие на окружающую среду, здоровье человека и экономику городов.
За последние несколько лет в научном сообществе наблюдается очевидный консенсус относительно необходимости принятия инновационных решений в транспортной политике для снижения воздействия на окружающую среду, Урбанисты считают, что важно воздействовать на факторы, влияющие на характер поездок.
Например, существуют значительные различия между потреблением энергии разными видами городского транспорта и, следовательно, между выбросами загрязняющих веществ. Так, расход энергии при перемещении на велосипеде в городе составляет около 0,8 млн Дж на чел./км. Автомобиль потребляет около 4,5 млн Дж на чел./км, а вмещающие много пассажиров поезда, трамваи и автобусы – около 2,5 млн Дж на чел./км. Таким образом, выбор транспортного средства для перемещения оказывает непосредственное влияние на экологию городов.

Амстердам против Джакарты
В развитых городах предпочтение отдается пешим прогулкам, велодвижению и общественному транспорту. Использование личных автомобилей сдерживается различными ограничительными мерами (платная парковка, платный въезд в центр города и т.д.). Если горожанам становится невыгодно пользоваться автомобилями, они пересаживаются на автобус или велосипед. Транспортные системы таких городов считаются наиболее экологичными.
Яркий положительный пример экологичной системы мобильности в городе – Амстердам, где более 50% перемещений – это пешие и велопрогулки; 17% поездок совершаются на общественном транспорте, и лишь 20% – на личном.
Отрицательным примером может послужить столица Индонезии Джакарта – в ней на личный авто- и мототранспорт приходится более 88% перемещений. Из-за этого город вечно стоит в пробках, а транспортную систему в целом сложно назвать экологичной и безопасной.
Какой способ перемещения выберет горожанин, зависит от нескольких факторов – времени суток, времени в пути, стоимости, комфорта, надежности, общего впечатления от поездки. Если уровень дискомфорта от общественного транспорта превышает допустимый для пассажиров уровень, использование личного автомобиля становится более привлекательным.

Строить больше дорог – не выход
Когда город находится на ранней стадии быстрого роста числа пользователей автомобилей, кажется, что этот процесс неизбежен и единственный вариант – увеличивать пропускную способность дорог до тех пор, пока спрос на это не будет полностью удовлетворен. Однако опыт показывает, что это лишь подстегивает рост количества автомобилей и пробки никуда не деваются. В то время как можно добиться выравнивания темпов роста городского дорожного движения с помощью различных решений.
Во многих городах мира наблюдается сокращение использования автомобилей. Развивая инфраструктуру общественного транспорта, власти делают его более привлекательным относительно личного авто. В результате сокращаются заторы, уменьшается загрязнение окружающей среды. Ведь один автобус вмещает десятки пассажиров, а в машине, занимающей почти столько же места на дорожном полотне, люди едут по 1–2 человека.
На коротких дистанциях вне конкуренции велосипеды. Они доступны по цене, ехать на них можно когда угодно (тогда как общественный транспорт двигается по расписанию) и куда угодно. Ездить на велосипеде полезно для здоровья, они совсем не загрязняют окружающую среду. Но пока использование автомобилей остается дешевым и вся транспортная политика «заточена» под них, велосипеды будут по-прежнему использоваться в основном для отдыха, а не для ежедневных городских поездок.

***
Меры, влияющие на городскую мобильность, могут быть разными. Важно то, что они должны применяться комплексно и с учетом особенностей городского контекста. Очевидно, что чем крупнее становятся города, тем сильнее они нуждаются в разнообразных транспортных системах нового типа – безопасных как для пассажиров, так и для окружающей среды. 

Юлия Менухова

Спонсор рубрики «Новое в законодательстве» — АО «РоссельхозБанк» (Реклама)