«Мы перестали понимать природу. Пора этому научиться»
Люди неутомимо губят свою планету, экологическая обстановка ухудшается с каждым годом. Вряд ли кто-то возьмется оспаривать этот факт. Но как исправить эту ситуацию? Существует множество мнений на этот счет – спорят ученые, политики, чиновники, промышленники… Наши сегодняшние собеседники специально для «Вокруг ЖэКа» раскрывают суть экологической науки и предлагают… сделать шаг к природе. Ведь корень проблемы – в том, что люди, проживая преимущественно в городах, утратили связь с окружающим миром,
Три экологических этапа
– Юрий Львович, можно ли обозначить этапы развития экологии в нашей стране и за рубежом?
Ю. М.: – Для начала уточним наши представления о понятиях. Экология – это отрасль биологической науки, совокупность представлений о взаимодействии организмов с окружающей средой. Именно так трактовал это понятие немецкий биолог Эрнст Геккель, который и ввел его в научный оборот в 1866 году. Но вы наверняка имеете в виду совсем другую экологию – ту, что у большинства людей ассоциируется с понятиями «состояние окружающей среды» или «экологическая ситуация». И если так, то об этом и поговорим.
В самом кратком, схематичном виде историю формирования экологической ситуации можно подразделить на три последовательных этапа. Первый начался с появлением человека, который уже самим фактом своего существования порождал то, что мы теперь называем экологическими проблемами. Человек – практически единственный вид, развивающийся посредством целенаправленного изменения своей среды, а не адаптации к ней, как другие обитатели планеты. Однако тогда это были локальные проблемы, чувствительные только для соответствующих местных сообществ. А решались они переселением людей в места с ненарушенной средой.
И так было до начала промышленной революции, которая знаменует собой начало второго этапа взаимоотношений человека с природой. Это период формирования системного кризиса в этих отношениях, порожденного уходом от укорененных в культурах едва ли не всех народов представлений о природе как об общем и единственном для человека доме. Кризис был неизбежным и закономерным, но в той же мере закономерной была и реакция – его научное осмысление (Э. Геккель, Ч. Дарвин, классики марксизма и т.д.) и проявление первых осознанных попыток сдержать его. В числе последних в качестве характерного примера назовем практику масштабного экологического резервирования территорий: национальные парки в США, формирование сети объектов культурного и природного наследия Национального траста в Англии, частные заповедники в России. Симптоматично, что все эти явления были порождением частных инициатив, синтезом знания и ответственности перед будущим. Однако все это не могло сдержать негативные тенденции в развитии состояния природной среды. Нависла угроза превращения локальных и региональных экологических кризисов в глобальную экологическую катастрофу.
Осознание реальности такого развития событий породило переход человечества к третьему этапу развития экологической ситуации на нашей планете – от нечетких границ 60-х годов ХХ века (пик экологического кризиса в мире) до нашего времени. В этот период экология и близкие ей по смыслу понятия (экологическая политика, природное наследие, природопользование, экологическая культура и т.д.) из числа периферийных переходят в категорию центральных в общественном дискурсе. Лицо этого этапа определено двумя важнейшими событиями: Стокгольмской конференцией ООН по вопросам окружающей среды (1972) и Международной конференцией по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), принявшей концепцию устойчивого развития, ставшей безальтернативной парадигмой проектирования «будущего, которого мы хотим». Содержание третьего этапа крайне противоречиво. С одной стороны, эффективные проекты в сфере сохранения биоразнообразия, урбоэкологии и «зеленой» экономики, а также создание эффективных структур экологического регулирования (ЮНЕП и Центр всемирного наследия – на глобальном уровне, министерства и ведомства по охране среды на национальном уровне), а с другой – провалы в этой сфере, такие как «борьба с озоновыми дырами», а также вызывающие вопросы к их научной состоятельности проекты «энергетического перехода» (к возобновляемым источникам энергии) и борьбы с климатическими изменениями. Отметим также, что именно на этом этапе экология стала использоваться в качестве средства борьбы как на международной арене, так и во внутренней политике. Вспомним, например, эпоху перестройки в нашей стране. Нечто подобное наблюдается и в наше время, знаковым проявлением чего стал, в частности, феномен Греты Тунберг.
Ситуация непростая, но не безвыходная
– Позвольте уточнить, третий период все еще продолжается? И если да, то до каких пор, что будет знаменовать его завершение?
Ю. М.: – Да, полагаю, что так оно и есть. Сущность этого периода состоит в преодолении критических тенденций в развитии экологической ситуации на нашей планете, в формировании надежного, экологически устойчивого социума. И мы знаем, что некоторым странам это практически удалось. Среди них не только хорошо известные экологические лидеры – такие как Швеция, Швейцария, Сингапур, Япония, но и стремительно экологизирующийся Китай. Но пока эти страны в явном меньшинстве. Более того, экологическая ситуация в мире в целом продолжает оставаться предельно сложной и во многих отношениях непредсказуемой или предсказуемо негативной. О чем, в частности, говорилось на конференции «Рио +20» в 2012 году и на крупнейшем экологическом форуме текущего года – конференции «Стокгольм +50».
Ситуация действительно непростая, но не безвыходная. Это утверждение основано на логике и аргументах великого русского ученого академика В.И. Вернадского, увидевшего в нашей эпохе неизбежность перехода к ноосфере – сфере разума. Полагаю, что тренд именно в этом и состоит. Сейчас трудно сказать, сколь долго он продлится. Но альтернативы ноосфере нет. Это доказывают, в частности, ее реальные проявления в современном мире. Вполне закономерно, что все они могут рассматриваться как следствие целенаправленной работы государства и общества по формированию экологической культуры средствами экологического образования и просвещения. Так было и так есть в названных выше странах. Так было и так может быть и в нашей стране. Интересно, что Вернадский еще в 1911 году утверждал, что «спасение России – в ее науке и образовании». Последующие годы жизни великого ученого, да и вся современная история нашей страны убедительно подтверждают этот тезис. В этом контексте отмечу, что проект Алины Жиленко «Зеленый дом», который и стал поводом к нашему сегодняшнему разговору, лишний раз убеждает во вневременной актуальности научного и духовного наследия Вернадского.
– Раз уж мы вспомнили Вернадского, то не могли бы вы оценить вклад отечественных ученых в становление экологии как науки и прикладной сферы деятельности?
Ю. М.: – Однозначно можно сказать, что вклад этот можно считать весьма значительным. Такой вывод, в частности, следует из книги проф. А.А. Никольского о русских экологах. Первыми среди них он называет К.Ф. Рулье и его ученика А.Н. Северцова, именем которого назван ведущий в этой сфере академический институт. Однако сам термин «экология» долгое время не был популярным в среде русских ученых. Так, в частности, К.А. Тимирязев вместо экологии предпочитал говорить о «биономии», М.Н. Богданов пользовался термином «биоценоз», В.Н. Сукачев ввел понятие «биогеоценоз» (практически полный аналог экологии, оказавшийся крайне востребованным в отечественной науке о природе). Экологами в современном понимании были такие выдающиеся русские ученые, как В.В. Докучаев, Г.И. Танфильев, Г.Ф. Морозов, А.Н. Краснов, Н.И. Вавилов, И.В. Мичурин и многие другие, оставившие свой яркий след в науке и практических сферах ее применения. Их теоретические и практические достижения широко признаны в научном мире. Вот только один яркий пример: в 1977 году в Тбилиси состоялась первая в мире международная конференция – выражаясь современным языком, по экологическому образованию. Сам факт ее проведения в СССР стал доказательством высокого авторитета нашей страны как в образовании, так и в экологии.
Системная экологизация
– Представители каких отраслей знаний и научных дисциплин участвуют в разработке вопросов, связанных с экологической сферой?
Ю. М.: – Мне довелось в течение ряда лет изучать феномен «японского экологического чуда» – пример системной экологизации практически всех сфер жизни этой страны. Выяснилось, что на обеспечение экологической устойчивости страны работают практически все сферы знания – «от геологии до идеологии», как говорил выдающийся отечественный географ Н.Н. Баранский. Нечто подобное происходит и в других странах мира, включая Россию, хотя и в более скромных пока масштабах. Изначально же проект экологизации в нашей стране был запущен преимущественно биологами. Затем к ним активно подключились географы. Именно они пролоббировали принятие первого в стране базового Закона об охране природы (1960). В числе его фактических авторов был выдающийся ученый, ландшафтовед Д.Л. Арманд, автор концепции рационального природопользования, изложенной им в книге «Нам и внукам» (1964), аналогом которой 23 года спустя стала западная концепция устойчивого развития. С 1960-х годов к этой теме активно подключились экономисты. А за ними урбанисты, социологи, технологи, химики и все прочие, так или иначе связанные с воздействием на среду обитания.
– Насколько велик разрыв между теоретическими разработками и их практической реализацией? Какие экологические проекты можно считать состоявшимися?
Ю. М.: – Если говорить о нашей стране, то, пожалуй, самый бесспорный из числа состоявшихся общенациональных проектов – это проект экологического резервирования, реализованный в сети особо охраняемых природных территорий (заповедники, национальные парки, заказники и т.д.). Идея этого проекта появилась в рамках деятельности Природоохранительной комиссии Русского географического общества еще в 1912 году. И тогда же она начала реализовываться, никакого разрыва между теорией и практикой экологической политики не было. Заповедники создавались даже в самые сложные времена российской истории. Почему? А потому что ученые убедили общественность страны и ее правящие круги в безотлагательной необходимости создания заповедников. Убедили императора Николая II, председателя Совнаркома В.И. Ленина и других руководителей страны того времени. Другим примером «без разрыва» стал знаменитый в свое время Сталинский план охраны и преобразования природы, принятый в октябре 1948 года. И хотя после кончины Сталина план был практически свернут, он оказал колоссальное и до сих пор до конца не осмысленное воздействие на развитие страны и формирование экологической культуры ее граждан.
– Около трех четвертей населения нашей страны проживает в городах. Какие способы повышения экологической грамотности населения городов можно считать действенными и перспективными?
Ю. М.: – Да, жители России – это преимущественно горожане, т.е. люди, утратившие постоянный контакт с природной средой, а с ним и понимание ее языка, смыслов и закономерностей. Можно ли с этим жить? Долго – однозначно нет. Поэтому на смену утраченной «естественной» экологической культуре (оставленной в деревнях и селах) должна прийти «книжная» – привносимая средствами образования, просвещения и воспитания экологическая культура. Какие именно из этих средств можно считать действенными и перспективными? Откровенно скажу: не знаю. Точнее, не знаю наверняка. Слишком мало еще осмысленного опыта в этой сфере. Но точно знаю, что об этом думают во многих странах мира. Думают, ищут и иногда находят. Вот и мы в своей стране обязательно найдем. Потому что в противном случае не будет у нас ни страны, ни будущего. А проект «Зеленый дом» – это небольшой, но конкретный и очень практичный шаг в правильном направлении. У его автора Алины Жиленко отличное экологическое образование, немалый опыт социальных проектов и чувство гражданской ответственности за использование знаний на благо своей страны.
Новый увлекательный формат
– Алина, расскажите об идее создания проекта «Зеленый дом». Каковы его цели и задачи, на какую целевую аудиторию он рассчитан?
А.Ж.: – Я училась в МГУ на географическом факультете. Часто вспоминаю, как в 1999 году впервые в жизни оказалась в научной экспедиции – лесотундре Мурманской области. Будучи тепличным городским ребенком, с трудом преодолевала страх перед дикой природой вокруг. Страдала от комаров и мошкары, натирала ноги – в общем, мечтала вернуться в город. Но меня удивила девочка-биолог из нашей научной группы, которая пребывала в абсолютной гармонии. Я спросила, как ей удается наслаждаться жизнью в таких тяжелых условиях. Она объяснила, что нужно проникнуться природой, попытаться слиться с ней, почувствовать себя ее частью и осознать, что мы – лишь маленькие муравьи, которых Природа, если захочет, сохранит и будет оберегать, а если захочет – раздавит. Я очень захотела, чтобы природа меня оберегала, и прониклась ее словами. Когда мне удалось ощутить себя частью Природы, я почувствовала всю ее красоту и мощь, от этого единения во мне появилось столько сил, энергии и радости.
В «Зеленом доме» я хочу донести важность природы в нашей жизни до детей и молодежи, чтобы они развивались счастливыми и гармоничными личностями, берегли наш общий дом – планету Земля. Миссия проекта – формирование экологической культуры, сплочение в детско-юношеское экодвижение с системой нравственных ценностей, основанных на любви, бережном отношении к природе родного края, окружающему миру, людям и себе самим.
– Основы нашего отношения к экологическим вопросам закладываются в детском возрасте. Какими способами следует вести работу по экологическому просвещению детей и насколько это важно?
А.Ж.:– В процессе работы над проектом я проводила исследования и соцопросы в Москве. Выяснилось, что многие дети ни разу не были в лесу и боятся природу, в семье не озадачиваются вопросами экологии; у них нет навыков, как проводить познавательный досуг с детьми.
Я поняла, что необходимо разработать такой формат экопросвещения, который будет интересен широкому кругу детей и родителей. Чтобы заинтересовать их вопросами экологии, просветить максимальное количество людей, научить ответственно относиться к природным ресурсам, разделять мусор, ценить и беречь природу вокруг.
Поскольку я долгое время работала в творческой сфере организации культурно-массовых мероприятий, в проекте я решила соединить экологическое просвещение и искусство. В моей голове возник формат своеобразного образовательного «эко-диснейленда» с образовательной и воспитательной составляющей, где экологическое просвещение детей происходит через геймификацию и творчество.
Над образовательным наполнением проекта «Зеленый дом» работает группа признанных научных экспертов из крупнейших российских университетов, а также специалистов по детской педагогике и психологии, преподавателей-практиков различных дисциплин, связанных с детским творчеством (живопись, прикладное искусство, театр, музыка, литература и др.). Профессор географического факультета МГУ Юрий Львович Мазуров – известный эксперт в области экопросвещения, природного и культурного наследия, любезно согласился быть советником и консультантом по научной части моего проекта.
«Зеленый дом» – это будущее творческое общественное пространство для проведения «досуга с умом», которое включает образовательные тактильные экспонаты, арт-инсталляции на природную тематику, созданные творческой молодежью и гармонично вписанные в природный ландшафт, сказочные декорации и экошоу-программы, игровые квесты, занятия и мастер-классы по разным направлениям детских хобби – все через призму взаимодействия с природой. А также онлайн-экометавселенная, которая будет вовлекать в экопросвещение еще больше людей и стимулировать их выходить в реальные природные ландшафты.
В разработке наполнения используется иммерсивный психоэмоциональный подход: проигрывание и проживание элементов природы, задействуя разные органы чувств и эмоциональный интеллект, что способствует глубинному вовлечению и качественному усвоению информации.
В «Зеленом доме» ребенок, играя и участвуя в развивающих занятиях, раскрывает свои таланты, обретает новые увлечения. У него пробуждается дополнительный интерес к школьным предметам, он находит друзей и единомышленников, постигает природу и учится с ней взаимодействовать, чувствовать связь с окружающим миром, изучает его через разные направления искусства.
Результатом становится ответственное поведение по отношению к природной среде, желание вступить в члены особого детского экосообщества, гордость за природные и культурные богатства нашей страны. А главное, ребенок гармонично развивается. Программа будет интересной не только для детей, но и для взрослых. На занятиях родители смогут присоединяться к детям, междисциплинарные методики изучения природы и экологии через прикладные науки и искусство впоследствии применимы и в домашнем семейном кругу.
Счастливые дети сегодня – это счастливые взрослые завтра
– Что необходимо для практической реализации проекта?
А.Ж.: – Мы с коллегами из МГУ имени М.В. Ломоносова видим реализацию проекта «Зеленый дом» в формате сети творческих общественных игровых экопространств с образовательной и воспитательной составляющей на территориях парков и экоцентров особо охраняемых природных территорий России, и параллельно в онлайн-формате экометавселенной.
Проект, на наш взгляд, удовлетворяет интересы многих сторон. Родители мечтают о том, чтобы их дети развивались гармонично и наш проект поспособствует этим ожиданиям. Дети получат возможность вовлечь взрослых в свои занятия и игры на природе и интересно проводить досуг с родителями. Учителя получат постоянно действующую площадку для проведения внеклассных мероприятий по окружающему миру, биологии, географии и экологии. У студентов естественных факультетов появятся места для проведения профильной практики. Вузы с естественно-научными и экологическими направлениями подготовки нуждаются в увеличении числа абитуриентов, и проект «Зеленый дом» может послужить хорошей базой для ранней профориентации школьников.
Представители бизнес-сообщества, которые поддержат наш проект, получат возможность заявить о себе как о современно мыслящих, поддерживающих экологическое просвещение организациях. Промышленные компании, занимающиеся инфраструктурным развитием городской среды в местах своего присутствия, а также администрации городов, заботящиеся о благоустройстве территории, смогут продемонстрировать современный и экологичный подход, внедряя модель «Зеленого дома». А у местных администраций и жителей регионов будет современный элемент городской среды, гармонично вписанный в пространство.
Кроме того, проект способствует патриотическому и экологическому воспитанию детей и молодежи, что говорит о его важности и перспективности.
Хочу заметить, что проект «Зеленый дом» получил высокую оценку научного сообщества, поддержку ряда ведомств и организаций: Минприроды, Всероссийского общества охраны природы, МГУ имени М.В. Ломоносова, Российского экологического оператора, Российского экологического общества, Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей, Ассоциации парков и общественных пространств и др. Проект уже заинтересовал некоторые промышленные компании.
В ближайшем будущем будет запущена часть пилотного проекта в Москве – на территориях Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород», экоцентра «Воробьевы Горы», Парка Горького и парка «Музеон». Мы очень надеемся, что проект «Зеленый дом» найдет активистов, которые на деле поддержат идею экопросвещения и помогут реализовать проект в своих городах.
– В заключение нашего разговора хотелось бы спросить о том, возможно ли гармоничное сосуществование человека и природы, в том числе в условиях городской среды?
А.Ж.: – Да, конечно, я оптимист и верю в это, просто людям нужно чуточку помочь и начинать нужно именно с детей! Как раз недавно президент Российской Федерации В.В. Путин подписал закон о создании движения детей и молодежи, которое по структуре будет напоминать советское пионерское движение: Федеральный закон от 14.07.2022 №261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи».
Проект «Зеленый дом» способствует достижению целей деятельности Движения: создание возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодёжи, подготовка детей и молодёжи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, достижений российской и мировой культуры, а также развитие у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, культуры, бережного отношения к окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями.
Напоследок хочется процитировать К. Паустовского: «Любовь к родной стране начинается с любви к природе». От себя добавлю, что счастливые гармоничные дети, любящие и оберегающие природу сегодня – это счастливые взрослые завтра, которые сохранят нашу планету. Именно на это нацелен мой проект «Зеленый дом»!
Беседовал Виктор Кудинов