22.03.2019

Михаил Ефремов: Я бы Бескова сыграл…

Март – не только первый месяц весны, но еще и футбола. Именно с него стартует продолжение погони российских клубов за чемпионским золотом. О том, что светит в ней его любимой команде, и многом другом, заставляющем биться сердце заядлого болельщика, я и решил поговорить с актером Михаилом Ефремовым. Ефрему, как его кличут спартаковские фанаты, было не до интервью. Каждый день расписан по минутам – на носу премьера спектакля, с которым он выступает в родном «Современнике» в роли режиссера. Но наша встреча все-таки состоялась: на правах старой дружбы удалось уговорить артиста. И я не удивился, что с первых минут разговора, который, само собой, начался с футбола, глаза его вспыхнули тем самым красно-белым пламенем.

image002«ЧМ – фантастическое зрелище»
– Каким стало самое важное футбольное событие минувшего года для заслуженного болельщика Михаила Ефремова?
– Конечно, это чемпионат мира! Бог ты мой, какое фантастическое зрелище! Я живу рядом с Арбатом. Какие там до рассвета были гулянки болельщиков самых разных национальностей – шведы, латиноамериканцы, англичане! В Плотниковом переулке есть паб, в котором они до утра распевали песни, плясали. И абсолютно равнодушный к футболу хозяин заведения – чуть с ума не сошел от счастья, что России выпало такой турнир проводить.
– Уж не там ли вы матчи смотрели?
– В основном дома. И в какой-то момент в этом благодатном уюте мне почему-то поверилось в то, что наши выиграют у Испании по пенальти. Помните?
– А как же! А сейчас, в бесфутбольное время, вам ничего не­ожи­данного в голову не приходит?
– Есть чутье, что «Спартак» должен стать чемпионом. Причем это не мечта, а требование! А потому, пользуясь случаем, еще раз поблагодарю Массимо (экс-тренер «Спартака» Каррера. – Авт.), который вернул нам чудо!
– А вот ваш коллега Дмитрий Назаров разочаровался в Каррере, заявив, что после золота итальянец «перегорел», и, добившись чемпионской победы, ему надо было сразу же уходить в отставку.
– У Дмитрия Юрьевича свои инсайды, а у меня свои. Потому считаю, что после выигрыша первого места Массимо не стоило покидать «Спартак». А вот после провала с «Тосно» и поражения от «Динамо» другого варианта не было. Но я могу понять итальянца – большие деньги, которые свалились на него в России, еще никто не отменял.
– А как же разговоры про ОПГ «Ромашка», заговор Глушакова?
– Они мне напоминают сплетни времен Союза Советских Социалистических Республик. Тот же душок! Почему я во всей этой скандальной истории за Глушакова? Да потому, что его травят! И мне это понятно, поскольку нечто подобное на себе испытал. Надеюсь, что ему, как и мне, все эти сплетни и оговоры по барабану. А подслушивать телефонные разговоры – это все равно, что читать чужие письма. Грязь!
– В конфликте капитана «Спартака» и Карреры Олег Романцев сразу встал на сторону Глушакова. Это сыграло для вас свою роль?
– Я человек самостоятельный. Понятно, что Каррера тренер неопытный. И вешать на него всех собак неправильно. Как и обвинять во всех бедах команды одного Дениса. В связи с этим мне вспоминаются мои институтские годы, когда набедокуривших студентов для пропесочивания вызывали в деканат, где ни в коем случае не следовало оправдываться. Просто надо было сказать: «Мой поступок был случаен». А потому искренне желаю Глушакову поскорее забыть этот страшный сон и начать так же забивать, как в свое время это сделал возвратившийся в «Зенит» Быстров. Хотя тогда «вираж» стадиона «Петровский» его все равно поливал во все горло.
– Можете поверить в обвинения некоторых фанатов, что, «защищая Глушакова, Назаров отрабатывает клубный абонемент и делает это по просьбе руководства «Спартака»?
– Я не вправе влезать в подобные финансовые тайны (смеется). А если серьезно, то это бред. И, к сожалению, чисто российская черта, когда тяга к справедливости идет от зависти.
– Чему вас как болельщика научила вся эта история и какую роль она может сыграть в дальнейшей судьбе «Спартака»?
– Понятно, что все это было кому-то выгодно. Назывались даже чьи-то имена. Но мне неинтересно, кто, за сколько и почему. И прежде всего потому, что 50% услышанного – абсолютное вранье. Участникам этой трагикомедии выражаю сочувствие. Мне их искренне жаль. Но, простите за банальность, время все расставляет по местам. Что касается будущего «Спартака», то все случившееся может стать для него толчком для продвижения вперед, а может и тормозом. Кононов (нынешний тренер «Спартака». – Авт.) это точно учитывает. Для меня главное, что команда не сдала Дениса. Значит, есть коллектив! Вот этим «Спартак» всегда и был славен. И совсем молодым болельщиком однажды на матче это почувствовал. По сей день его вспоминаю.
– Это какой же матч?
– Сорокалетней давности. В Черкизове мы играли с «Локомотивом» и порвали его – 8:1! Ярцев три забил! Шавло – два! А как блистали Черенков, Гаврилов, Хидиятуллин, Дасаев! Командища!!! Даже сейчас ощущение красоты и легкости не покидает, которые рождала та игра!

«Самедов – классный футболист и настоящий мужик»
– Есть спартаковец, которого в порыве восхищения вы называли артистом?
– Возможно, рискую кого-то обидеть, но назову Мостового. Он ведь все-таки Царь, как его называли, когда он играл в Испании (смеется). Очень тонкий, мыслящий футболист.
– Уход кого из спартаковцев был для вас наиболее болезненным?
– Из последних – Промес. Импровизатор, быстрый, настыр­ный. Хотя Андрей Канчельскис считает, что он мог быть таким только в России. А вот в «Севилье», где другой уровень футбола, у голландца что-то пока не очень идет. Может, Андрей и прав. Еще жалко было расставаться с Тихоновым, Алексом. Ну и, конечно, с Романцевым, после которого в «Спартаке» и начались все эти метания.
– Кого назовете самым спартаковским тренером?
– Романцева и Ярцева. Это свои, спартаковские корни. Ну и, конечно, Никиту Павловича Симоняна. Настоящая глыба! Эпоха! Мой отец очень дружил с Андреем Старостиным – старинным мхатовцем. В музее даже есть фотография, где Олег Николаевич вместе с Андреем Петровичем и Евгением Евстигнеевым запечатлены. Очень трогательно…
– Как восприняли приход на пост главного тренера Олега Кононова?
– Как и для большинства, это стало неожиданностью. Мне нравился его «Краснодар» – дерзкий, агрессивный, самолюбивый. Но и при Шалимове команда свое лицо сохраняла. Пока давать оценку работе Олега Георгиевича рановато – слишком уж мало времени прошло. Хотя три его финишные победы над «Крыльями», «Локомотивом» и «Анжи» обнадеживают.
– Верите, что Кононову удастся воплотить в жизнь мечту – вернуть «Спартаку» игру времен Бескова и Романцева?
– Сама по себе мечта очень красивая. И я в нее верю. На то и болельщик, что бы верить порой даже в самое невозможное. И в чемпионство верю! Правда, и конкуренты не дремлют – готовятся. Вон Гинер какой ЦСКА создал – гигант! Говорят, его клуб хочет Абрамович купить. Не слышали?
– Признаюсь, не в курсе. А вот хочу узнать, как вы отнеслись к уходу Самедова?
– Самедов – классный футболист и настоящий мужик. Как он чемпионский сезон провел! Может, сейчас уже не его время? Здесь уже Кононову решать. И потом, мы ведь многого не знаем. Контракт – это и психология, и экономика, и много еще чего.
– Про Самедова Кононов сказал, что он не в том возрасте, чтобы ждать своего часа на скамейке запасных, хотя тот еще недавно в сборной играл.
– Главный тренер имеет полное право на собственное мнение, каким бы странным для остальных оно ни выглядело. Как и на то, что отказавшись от услуг Романа Еременко, решил сделать ставку в средней линии на талантливую молодежь – Зобнина, Ташаева, Ломовицкого, Игнатова, а также опытных Ханни, Фернанду, Глушакова и Мельгареху. И на кого сделать ставку, Кононов, думаю, уже определился. Победа на турнире в Катаре дает основания в это верить.

«Артем Дзюба – нормальный парень»
– Для пьесы Ивана Охлобыстина «Дюма», которую вы сейчас ставите в «Современнике», актеров сами подбирали?
– Конечно.
– А Галина Борисовна Волчек может вам сказать, что не видит кого-то из них в этой роли?
– Вполне. На то она и худрук. Но я пытаюсь отстаивать свой выбор.
– Худрук театра – это, по сути, главный тренер?
– Скорее, Мединский с портфелем министра культуры. Но, если уж переводить на футбольный язык, то Галина Борисовна в «Современнике» и Федун, и Зидан с Мауринью в одном лице.
– Нет сожаления, что опять в аренду отдали Ананидзе?
– В хороших матчах Джано мне чем-то Модрича напоминал – мягкий, техничный, думающий. Помнится, во время аренды в «Ростове» они с Дзюбой лучшими были. После этого у Артема и пошло. Может, сейчас, пройдя через «Крылья», и Ананидзе заиграет. И если следующий вопрос будет о Попове, то сразу отвечу, что, похоже, «Спартак» оказался не его командой – слишком уж частыми были перепады в игре болгарина. Но не исключаю, что перейдя в «Ростов» к Карпину, он сумеет открыть себя по-новому.
– Интересно, как бы вы восприняли новость о возвращении Дзюбы в «Спартак»?
– Прежде всего с интересом прочитал бы заявление насчет этого «Фратрии». А если серьезно, то Артем – нормальный парень. Никогда не слышал от него плохого слова о «Спартаке». Хотя повод был – сколько его по арендам гоняли. А он только зубы стискивал и пер, пер, пер! С таким характером, думаю, Дзюба и в Бундеслиге не затерялся. Дзюба – птица-говорун. Таким всегда сложно. Но он ни в жизни, ни на поле от себя не отступает. Кремень! В этом плане он мне Володю Быстрова напоминает.
– Кого бы из выступающих в России футболистов, исключая, естественно, «Зенит» и ЦСКА, вы хотели бы видеть в «Спартаке»?
– Сразу и не назовешь. Мне кажется, Калачев из «Ростова» пригодился бы. Фернандеш из «Локомотива». Но он Семина (тренер «Локомотива». – Авт.) не бросит (смеется). Или Соломона Кверквелия – огонь парень. Представляете, вдвоем с Джикия какую бы гремучую смесь «Спартак» в центре обороны получил?!…

Полный текст можно прочитать в №3 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2019 год