13.05.2024

Кун Линминь: «Конфуций учил не делать другим того, чего не желаешь себе»

Первый китайский философ, чья личность исторически достоверна, жил в 552/551–479 гг. до н.э. Его учение, выкристаллизованное до простых и понятных истин, лежит в основе не только китайской ментальности – в той или иной степени оно входит в базовый набор ценностей любого современного человека. О сути конфуцианства мы поговорили с одним из потомков мыслителя древности.

Стержень китайской культуры
– Расскажите, пожалуйста, о себе: где вы родились и учились, чем занимаетесь сейчас?
– Меня зовут Кун Линминь, моя прародина – Цюйфу, священный город Востока, родина Конфуция. А родился я в горной деревне в 10 км от Цюйфу. Я потомок Конфуция в 76-м поколении. Получил высшее образование в области государственной службы, работал в государственных органах. Досрочно выйдя на пенсию, переехал в Москву, где в настоящее время занимаюсь преподаванием китайской каллиграфии и развитием культурных связей между Китаем и Россией. Я председатель Российско-Китайской ассоциации каллиграфии и живописи; сопредседатель Ассоциации зарубежных китайских каллиграфов и председатель ее Российского отделения; консультант Объединенной академии живописи и каллиграфии известных художников Китая и председатель его Российского отделения; заместитель председателя Всемирной ассоциации Конфуция; почетный советник Всемирного объединения культуры и искусства.
– Какое влияние история вашего великого предка оказала на выбранный вами жизненный путь?
– Конфуций был величайшим мыслителем, политиком и просветителем Древнего Китая. Он основал школу конфуцианства, оказавшую колоссальное влияние на китайскую культуру. Поздние правители почитали его как великого мудреца, святейшего, мудрейшего учителя и образец для всех поколений; он пользовался репутацией «родоначальника государственных чиновников мира и учителя древних императоров» и был первым из десяти величайших деятелей культуры мира. Учение Конфуция стало стержнем традиционной китайской культуры, ее духовной сердцевиной. Постепенно оно распространилось по всему миру. Как потомок Конфуция я унаследовал его тягу к знаниям, участию в общественной жизни и стремление вносить свой вклад в благо общества и ближних. С самой начальной школы и до старших классов я всегда был в числе лучших учеников и поэтому стал первым выпускником из сельской местности, который сдал экзамен и стал государственным служащим. Так изменился мой жизненный путь.

Основные принципы
– Каким основным принципам конфуцианства вы следуете в своей повседневной жизни?
– Прежде всего я считаю нужным кратко представить основные принципы конфуцианской мысли. Их можно обобщить следующим образом: Жэнь 仁 (человечность), И 義 (праведность), Ли 礼 (обычаи), Чжи 智 (мудрость и благоразумие), Синь 信 (искренность), Шу 恕 (прощение), Чжун 忠 (верность), Сяо 孝 (почитание родителей), Ти 悌 (уважение к старшим).
Жэнь. Конфуций считал это высшим моральным принципом, стандартом нравственности и утверждал, что люди не должны быть эгоистичными в жизни, им следует любить и заботиться о других.
И. Требует, чтобы люди обращали внимание на справедливость и рациональность в своем поведении.
Ли. Этикет и ритуалы также представляют собой социальные нормы и моральные устои, то есть порядок и систему в современном смысле этого слова.
Чжи. Это мудрость, сообразительность, талантливость и изобретательность.
Синь. Отражает принцип честности и надежность – традиционную добродетель китайской нации с древних времен, требующую от людей быть последовательными в своих словах и поступках и не обманывать других.
Шу. Снисхождение. Конфуций истолковывал это понятие как: «Не делай другим того, что не желаешь себе». То, чего не желаешь сам, не нужно навязывать окружающим.
Чжун. Значит быть преданным людям и делам. Заниматься чужими и общественными делами так, как будто это свои собственные дела.
Сяо. Конфуцианство считает почитание родителей наиболее фундаментальным из всех видов морали.
Ти. Уважение к старшим братьям, почтительное отношение к старшим, уважение, любовь младшего брата к старшему.
Как потомок Конфуция я должен полностью соблюдать социально-этические стандарты и моральные нормы, пропагандируемые конфуцианством, и постоянно повышать уровень своей личной культуры. В повседневной жизни я уделяю больше внимания четырем принципам: Жэнь, Ли, Синь и Сяо. Я забочусь о близких, помогаю другим, веду себя вежливо и цивилизованно, следую закону, держу слово и честно отношусь к людям, чту родителей и вспоминаю предков.

Два самых важных слова
– Если бы вас попросили рассказать о мыслях и учениях Конфуция, что бы вы упомянули в первую очередь как главный принцип?
– «Жэньсюе» – так называется мысль Конфуция, которую мы можем назвать учением о гуманности. Концепция Жэнь, предложенная Конфуцием, является основой всех его мыслей и основой этических принципов. Это фундаментальная истина человеческого бытия, высшее состояние, к которому должны стремиться люди. Согласно сохранившимся историческим материалам, никто до Конфуция не представлял Жэнь как высшую категорию философии. Ученики Конфуция спросили его: «Что означает Жэнь?» Он ответил: «Любить других», относиться к ним как к себе. Не обращайте внимания на то, что это два простых слова! Они несут в себе огромное значение.
Принцип Жэнь проявляется, например, в сфере образования. Эта концепция подчеркивает универсальность и равенство людей, подразумевая, что у всех, независимо от их положения и статуса, есть право и возможность получить образование. Это нарушает монополию аристократии на образование и приветствует создание образовательных учреждений для народа. Жэнь также проявляется в политике, делая акцент на правлении добродетели, где правители должны заботиться о народе и уважать его и выступать за использование морали для воспитания людей.
– Какую ответственность несет на себе потомок такого знаменитого просветителя, философа и политического деятеля?
– Как потомок Конфуция я чувствую огромную гордость. Но в то же время испытываю всю тяжесть и ответственность миссии, лежащей на моих плечах. Прежде всего мне нужно было максимально глубоко исследовать мысли Конфуция, овладеть сутью культуры конфуцианства, чтобы в соответствии с ней непрерывно совершенствовать свою собственную культуру и уровень знаний. А теперь, когда я живу в России, на мне лежит обязательство познакомить россиян с традиционной китайской культурой, чтобы больше людей могли понять культуру Конфуция; способствовать культурному обмену между Китаем и Россией, укреплять дружбу и симпатию между нашими народами.
– Какая ваша любимая цитата из высказываний великого предка?
– Она же самая известная: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Суть в том, чтобы помещать себя в положение других и думать о своих действиях так, как будто это произошло бы с тобой. Основной принцип межличностных отношений, выдвинутый Конфуцием, признан во всем мире как золотое правило морали, имеющее универсальную ценность. В международном контексте, когда региональные конфликты и локальные войны время от времени обостряются, этот принцип может стать ценностной основой и источником правил для воссоздания мирового порядка. Следуя его духу, разные культуры и религии могут общаться друг с другом. Обострения противоречий можно избежать посредством культурного обмена, что очень важно для безопасности и стабильности стран и народов современного мира. Древняя мудрость, сформулированная Конфуцием в «Аналектах» более 2,5 тыс. лет назад, и сегодня остается самым эффективным средством решения международных споров.
– Существуют ли какие-либо легенды, связанные с именем Конфуция, которые передавались из поколения в поколение?
– Есть легенда, что отец и мать моего предка Конфуция отправились на гору Ницю на юго-востоке Цюйфу, чтобы попросить бога горы подарить им сына. Впоследствии у них действительно родился мальчик. Отец Конфуция посчитал, что это произошло благодаря их мольбе на горе Ницю 尼丘, поэтому дал ему имя в честь горы Цю 丘 и 尼 (Ни) в качестве символа. Так как Конфуций был вторым сыном в семье, то к его имени добавили 仲 (Чжун), таким образом, Конфуций получил имя Чжунни. В древности китайцы верили: какие вокруг вода и земля, таких и людей они родят. Гора Ницю, которая дала жизнь Конфуцию, почиталась как источник его мудрости и величия. В знак признательности император Жэнь-цзун из династии Сун в 1073 году даровал горному духу Ницю титул Юйшэнхоу ( 毓 – вскармливать, 圣 – святой, 侯 – князь), что означает «Князь, вскармливающий Святого».

Китаеведение и изучение конфуцианства в России
– Как бы вы оценили знания российских граждан об истории Китая – в частности, о философии Конфуция?
– Началом русского китаеведения считается первая православная миссия, отправленная в Китай Петром I в 1715 году. С тех пор за более чем 200 лет в Китай было направлено в общей сложности 20 миссионеров. Русская православная миссия в Пекине непрерывно функционировала более 200 лет, проводя всестороннее изучение политики, экономики и культуры Китая и подготовив несколько поколений русских китаеведов – таких как Илларион Россохин, Никита Бичурин и Василий Васильев.
Внедрение учения Конфуция в императорской России также опиралось на миссионеров. До начала XIX века китаеведением в России занимались священнослужители и иностранные студенты Пекинской миссии. Их исследования заложили прочный фундамент и оказали большое влияние на развитие китаеведения в СССР и даже в Западной Европе. Работы о Китае углубили понимание и знание русской общественностью традиционной китайской культуры. Перевод и тиражирование «Аналектов» Конфуция в России за почти 200 лет пережили спады и подъемы. В настоящее время в России не менее 14-ти переводов «Аналектов», а также большое количество китаеведов, занимающихся изучением конфуцианства. Конфуцианство стало заметной дисциплиной китаеведения в России.
Особую актуальность изучение идей Конфуция приобрело в России после распада СССР. Скрытые межнациональные противоречия обнажились, став серьезной угрозой стабильности российского общества. Многие российские ученые обратили свое внимание на конфуцианство, считая, что заложенный в нем дух терпимости, который заключается в том, чтобы «постоять за себя и протянуть руку помощи другим», заложил основу великодушия в традиционной культуре китайского народа. Леонард Переломов, член Российской академии наук и известный китаевед (профессор, доктор исторических наук, годы жизни 1928–2018. – Ред.), считал: «Россиянам надо очень хорошо изучить мысль Конфуция, потому что в России двойная культура – Европы и Азии, а у конфуцианства как минимум два аспекта – человечность и управление, что имеет практическое значение для современной России». Он также добавил: «Национальная культурная элита России увлечена учением Конфуция и старается соединить его с национальным духом, найти общий стандарт ценности человеческой индивидуальности. Для того чтобы восстановить национальный дух России, необходимо понять восточное учение Конфуция. Что касается России, то успех ее стратегической политики в Азиатско-Тихо­океанском регионе в XXI веке будет во многом зависеть от того, поймет ли руководство страны суть учения Конфуция».
Мысли Конфуция, глубоко изученные, исследованные и распространяемые русскими китаеведами, не только оказали глубокое влияние на таких литературных гигантов и мыслителей, как Пушкин и Толстой, но и постепенно воздействовали на все слои российского общества.
Я знаю, что президент России Владимир Путин с большим уважением относится к Конфуцию. Он сравнивал его с Львом Толстым и даже цитировал слова Конфуция: «Разве не радостно встретить друга, прибывшего издалека?».
Среди тех, с кем я знаком, немало тех, кто глубоко понимает Конфуция. Например, Андрей Денисов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам; Галина Куликова, первый заместитель председателя Общества российско-китайской дружбы. Меня пригласили принять участие в семинаре «Мысль Конфуция и развитие Китая», организованном в Москве. Я был восхищен тем, как точно участники семинара понимают учение Конфуция. Двое из них – студенты университета – сказали, что если бы люди всегда следовали Конфуцию в своих действиях, мировое общество было бы гармоничным и прекрасным.
Участвуя в различных мероприятиях и общаясь с россиянами, я часто сталкиваюсь с искренним интересом с их стороны, когда они узнают, что я потомок Конфуция. Многие хотят сделать фото на память. Это говорит о том, что идеи Конфуция уже давно признаны и приняты широкими слоями населения России. За девять лет в Москве я глубоко прочувствовал, как русский народ в повседневной жизни проявляет принципы «Жэнь» и «Ли», проповедуемые Конфуцием. Например, в метро молодые люди уступают место пожилым, безвозмездно помогают женщинам или пожилым людям с тяжелыми сумками и все, независимо от возраста, приветствуют друг друга при встрече.
Я лично был тронут несколькими случаями, которые произошли со мной. Мне не раз приходилось просить помощи у прохожих, чтобы сориентироваться на местности. Горожане с энтузиазмом, не жалея своего времени, провожали меня до нужного места. Бывало, что в морозную погоду моя машина застревала в снегу на парковке – тогда неравнодушные люди собирались и помогали мне вытолкать ее. Однажды, возвращаясь домой после мероприятия далеко за полночь, когда метро уже не ходит, я оказался один на темной улице. В какой-то момент машина остановилась, и водитель, не требуя оплаты, подвез меня до места, где я живу. Все эти маленькие вещи говорят о том, что русский народ, как и китайский, – цивилизованная и дружелюбная нация.
Всеобщее богатство человечества
– Что вы хотели бы пожелать читателям нашего журнала?
– Конфуций как выдающийся представитель мировой культуры оставил нам богатое и мудрое наследие. Его идеи – это драгоценный бриллиант китайской цивилизации и всеобщее богатство человечества. Они уже давно вышли за рамки времени и пространства. Конфуций принадлежит не только истории, но и современности, не только Китаю, но и всему миру.
В некоторых странах были установлены статуи Конфуция и созданы исследовательские институты конфуцианства. Изречения Конфуция прочно обосновались в лексиконе некоторых государственных деятелей. Десятки лауреатов Нобелевской премии собрались в Париже, призывая «использовать мудрость Конфуция, чтобы помочь всему человечеству справиться с вызовами XXI века». Религиозные деятели предлагают преодолеть разрыв между расами, странами и религиями, применяя принцип «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Перед лицом непрекращающихся бедствий и гуманитарных катастроф концепции Конфуция о свободе, равенстве, любви друг к другу и гармонии должны стать универсальными ценностями для человечества.
Китай и Россия поддерживают друг друга политически, имеют тесные экономические связи, ценят друг друга в культурном плане, наши отношения имеют долгую историю. Китай имеет искреннее желание развивать отношения с Россией, а также твердо намерен создать гармоничный мир, чтобы дружеские отношения между двумя странами строились на прочном фундаменте стратегического взаимного доверия и культурного притяжения. Поэтому я искренне надеюсь, что читатели журнала узнают больше об идеях Конфуция, будут способствовать культурной интеграции между Россией и Китаем и трудиться во имя процветания страны. 

Беседовала Ольга Гришина