10.06.2024

Иордания: затерянная в песках и скалах

Бывают проблемы, которые накапливаются столетиями; бывают такие, которые обрушиваются на голову как майский снег. А иногда эти две парадигмы неожиданно встречаются в одном месте в самый неподходящий момент времени. Именно такая неприятность случилась в начале XXI века в Хашимитском королевстве, более известном у нас под именем Иордания. Но прежде чем вы узнаете подробности, позвольте предложить небольшой экскурс в историю. 

Сухой перекресток Ближнего Востока
Через эти пустынные края Моисей вел свой Богом избранный народ к Земле обетованной. В мелких водах реки Иордан, в будущем давшей название целой стране, принимал крещение Иисус Христос. По этой бесплодной земле несчетное количество раз прокатывались воинские полчища египтян, ассасинов, эллинов, крестоносцев, монголов, османов и много кого еще. И никто из всех этих завоевателей не задерживался в этих краях дольше необходимого. Причина банальна – практически полное отсутствие воды. Наличие постоянно пересыхающего Иордана на западе и небольшой реки Ярмук на севере не в счет. Территорию площадью около 90 тыс. кв. км, по размерам сопоставимую с нашей Челябинской областью, двумя мелководными речками не напоить. Среднее количество выпадающих здесь ежегодно осадков в 10–15 мм тоже ситуацию не улучшает.
Однако небольшие поселения людей в этих суровых, но красивых местах стали появляться уже давно. Свидетельством этому являются многочисленные археологические находки, возраст которых около 7 тыс. лет, а также знаменитый скальный город Петра. Ученые относят момент его основания примерно на 1800 год до н.э. Как часто бывает в истории, своим богатством и процветанием Петра был во многом обязан удачному географическому положению. Находясь точно на пересечении двух важнейших торговых путей древности – от побережья Красного моря в Дамаск и от Персидского залива к Средиземному морю, – город давал долгожданный кров, еду и живительную воду торговцам, которые отваживались бросить вызов суровой природе северной части Аравийского полуострова.

Забытые изобретатели водопровода
Чтобы обеспечить себя и многочисленные караваны драгоценной в этих краях водой, местным жителям пришлось серьезно потрудиться. Как сегодня доподлинно известно, древние мастера-­камнерезы создали в скалах целый комплекс больших и маленьких резервуаров, соединенных между собой сложной системой труб, сделанных из податливого терракотового камня. В этих водосборниках, которых сегодня обнаружено уже больше двухсот, собиралась и хранилась вся выпадавшая на этой территории влага. Кроме того, с помощью все тех же терракотовых труб жители г. Петра направляли в свой город воду из всех доступных источников в радиусе 25 км. Вся эта гениальная система безотказно функционировала на протяжении нескольких столетий, делая оазис цветущим городом-садом среди безжизненной каменной пустыни.
Потерявший свое стратегическое значение в эпоху Великих географических открытий, город Петра был вновь представлен Европе только в начале XVIII века, но уже в основном в руинах. Сегодня он является самой популярной в Иордании туристической достопримечательностью, которую ежегодно посещают свыше 500 тыс. человек. Впечатления от искусства древних каменотесов настолько сильны, что ЮНЕСКО включило г. Петра в число объектов всемирного наследия, а в 2007 году добавило в перечень новых Семи чудес света – наряду с Великой Китайской стеной, Мачу-Пикчу, Чичен-Ица, Колизеем, Тадж-Махалом и гигантской статуей Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро.

Политическая целесообразность
Иорданское Хашимитское королевство – государство молодое. Лига Наций под нажимом британской короны признала его существование в 1946 году. Именно тогда в этих землях воцарились потомки Хашима ибн Абд Манафа – прадеда Пророка Мухаммада, давшего начало одной из самых древних и авторитетных на Ближнем Востоке царствующих династий.
Решение поставить во главе этой территории Хашимитов до сих пор считается одним из самых удачных в политической истории ХХ века. Если бы тогда к власти был приведен представитель любого местного клана, неминуемо началась бы кровопролитная междоусобная война. В лице дальних родственников самого Пророка ближневосточные элиты получили очень серьезный противовес в их бесконечной борьбе за лидерство. Первый малик (король) Хашимитского королевства Абдалла ибн Хусейн не без помощи англичан достаточно быстро привел вверенную ему территорию к покорности и на долгие годы обеспечил стабильность в новообразованной стране.
Примерно в этот период перед новой властью встал неожиданный вопрос – как отличать королевских подданных от всех остальных? Ведь все местные жители буквально на одно лицо: что палестинцы, что сирийцы, что иорданцы. Было принято очень оригинальное решение ввести цветную дифференциацию для традиционных бедуинских головных платков, известных у нас как «арафатки». Иорданцам было предписано носить головные уборы с красным рисунком, а всем остальным – с черным.

Город-сад №2
Все в том же достопамятном 1946 году маленькому городку Амман, в котором в тот момент проживало около 20 тыс. человек, невероятно повезло – он стал столицей. Выбор был в основном связан с его местоположением: всего час езды на машине до Иерусалима и два часа до берега Средиземного моря. А еще рядом оказался удачно построенный англичанами современный военный аэродром, который легко было переделать в международный аэропорт.
Во всем остальном это был типичный ближневосточный городок с очень узкими улочками и хаотической застройкой. По сути, таким он и остался. Все попытки придать ему соответствующий столице облик провалились. Перспективное городское планирование здесь постоянно упиралось в традиционную восточную необязательность и мздоимство. Вместо красивых на картинках проспектов и парков Амман сегодня представляет собой множество невысоких трех-пятиэтажных домиков, бессистемно разбросанных по неровному ландшафту. Централизованная канализация есть в основном в богатых районах, выделяющихся современными высотными домами из стекла и бетона. Все остальные здания в округе несут следы жесточайшей экономии на строительных материалах.
Например, кирпичные стены в Иордании принято делать очень тонкими, в один ряд. Полы чаще всего просто заливают бетоном. Из-за этого в иорданских домах летом прохладно, а зимой очень сыро и холодно. Практически на каждой крыше, которые, как принято на востоке, здесь плоские, установлены огромные баки для хранения воды, вокруг которых валяются древние пластиковые пакеты с мусором. По словам знающих людей, иорданские хозяйки отличаются невероятной чистоплотностью. Внутри дома все буквально сияет чистотой, но собрать мусор и выставить его за входную дверь или просто закинуть на крышу для них обычное дело. Старые пакеты, пластиковые бутылки и горы разных отходов на улицах иорданских городов – характерная деталь местного антуража. Правительство отчаянно пытается переломить эту традицию. За чистотой следят уполномоченные городские службы, по телевидению постоянно крутятся призывающие к сортировке мусора и заботе об окружающей среде социальные ролики, но к заметным результатам пока это не приводит.
Интересная деталь: из-за обилия отходов на улицах должно было быть много крыс, однако они успешно нейтрализуются уличными котами. Именно поэтому всех кошачьих здесь по-восточному очень ценят, холят и лелеют. А вот бездомных собак недолюбливают. Их отлавливают специальные службы.

Прогнать нельзя оставить
Когда малик Абдалла ибн Хусейн принимал в управление эту территорию, число его подданных не превышало 1 млн человек. Потом началась череда арабо-израильских конфликтов, из-за которых в Иорданию хлынули беженцы-палестинцы. Количество населения к началу 80-х годов прошлого века увеличилось ровно в два раза.
Затем начались войны в Персидским заливе, из-за которых в страну нескончаемым потоком потянулись иракские беженцы. Гражданский конфликт в Сирии вызвал новую волну переселенцев, спасающихся от боевых действий. В результате менее чем за 70 лет население Хашимитского королевства выросло более чем в 11 раз. 85% из них живут в больших и маленьких городах. В одной только столице сейчас постоянно проживает около 4 млн человек. Неудивительно, что начиная с 2011 года Иордания входит в десятку стран, страдающих от острого дефицита питьевой воды. По международным стандартам критическим считается уровень, когда в год на одного человека приходится меньше 1000 кубометров живительной влаги. В Иордании этот показатель составляет меньше 200 литров и продолжает стремительно падать.
Большинство горожан пользуются старой водопроводной системой, но она очень сильно изношена и действует всего лишь несколько часов в день. Чтобы хоть как-то сгладить проблемы с водоснабжением, иорданцы приспособились использовать большие накопительные резервуары на крышах.
Очень серьезное развитие в стране в последние годы получил бизнес по доставке воды. Тысячи автоцистерн кругло­суточно колесят по местным дорогам, доставляя свой товар от сельских артезианских источников платежеспособным покупателям в городах. На первый взгляд, все легально: фирмы зарегистрированы, все необходимые разрешающие лицензии оформлены, налоги в казну платятся. Однако по данным полиции из каждых 100 л, поставляемых в большие и маленькие города, официально по накладным проводятся только десять. Все это серьезно обедняет подземный водоносный слой, который уже сократился более чем на 60%. У правительства страны есть расчеты ученых, в которых 2025 год называется предельным, после которого последствия неконтролируемого выкачивания невозобновляемых водных ресурсов должны стать необратимыми.

В поисках выхода
Правящий сейчас в Иордании Абдалла II ибн Хусейн и его министры прекрасно осведомлены о положении дел в королевстве и всячески пытаются найти выход из сложившейся ситуации. В 2009 году ими была принята Национальная водная стратегия, особое внимание в которой уделялось созданию предприятий по опреснению и повторному использованию сточных вод. Отдельная государственная программа направлена на модернизацию действующей в стране водопроводной системы. Благодаря помощи из дружественных арабских стран на эти цели идут серьезные иностранные средства, доля которых доходит до трети от всех инвестиций в государственную экономику. Проблема осложняется тем, что волею судьбы Хашимитам – пожалуй, единственным из всех ближневосточных монархов – досталась территория, полностью лишенная каких-либо нефтяных запасов. Без этого ценного природного ресурса страна все эти годы с трудом сводит энергетический баланс, вынужденно экспортируя нефть и газ у более удачливых соседей. Главная трудность заключается в том, что все современные проекты по опреснению воды чудовищно энергозатратные.
Единственное конкурентное преимущество Иордании – это ее географическое положение. Как и две тысячи лет назад, страна продолжает находиться на перекрестке основных транспортных потоков из Индийского океана в Средиземное море. Идея стать своеобразным логистическим хабом уже давно витала в королевском дворце и в конце концов превратилась в новый мегапроект – строительство современного города точно посередине этого важного транспортного коридора.

Город-сад №3
У этого города пока еще нет названия, в проектных документах он обозначается просто – «Новый город». Скорее всего, по восточной традиции его назовут по имени кого-то из царствующей династии Хашимитов или в честь ее основателя Хашима ибн Абд Манафа.
Согласно опубликованным данным, располагаться он будет в 40 км юго-восточнее Аммана ровно посередине дорог, связывающих Саудовскую Аравию с Ираком, а Израиль – с  Персидский заливом. В дополнение ко всему рядом с ним планируется построить новый современный аэропорт. Площадь нового сити составит около 390 кв. км. Примерно такие же размеры у таких российских городов, как Саратов, Магнитогорск или Хабаровск. В новом городе сможет поселиться примерно 1 млн человек. В проект сразу заложены все существующие энергосберегающие и энергоэффективные технологии: освещаться и отапливаться он будет с помощью возобновляемых источников энергии, а управление коммунальными и транспортными системами будет происходить с помощью искусственного интеллекта. Водоснабжение планируется наладить за счет водопроводов от побережья Красного моря, где будут построены опреснительные предприятия большой мощности. Заранее объявлено, что новый город не будет формироваться как столичный, хотя некоторые государственные институты все-таки туда переедут. В первую очередь это касается различных силовых, таможенных и фискальных структур.
По предварительным оценкам, новое масштабное строительство позволит на несколько лет создать не менее 100 тыс. рабочих мест. Это весьма актуально для Иордании, где безработица – это еще одна серьезная проблема. В настоящий момент проект оценивается примерно в $1 млрд. Начало его строительства запланировано на 2025 год, завершение первого этапа – на 2030-й, а финальная стадия ожидается к 2050-му.
Правда, некоторые специалисты по Ближнему Востоку предлагают не спешить с поздравлениями иорданскому правительству за находчивость в решении целого клубка давно накапливавшихся проблем. За последние несколько десятилетий в арабских странах было инициировано больше 20 новых градостроительных проектов, больше половины из которых так и остались виртуальными картинками. Реализация остальных серьезно отстает от заявленных графиков. Как показывает практика, строители новых городов очень часто недооценивают связанные с этим процессом проблемы – в частности, необходимость привлечения огромных инвестиций на начальном этапе и кадровый дефицит специалистов, способных справиться с такими масштабными задачами.
В самой Иордании скептицизму нет места. Будущее всего королевства стоит на развилке: или «Новый город» становится вторым г. Петра, или страну поглотят пески истории. 

Андрей Пучков