08.09.2022

Игорь Корнеев: «К истории страны нужно относиться очень серьезно»

Поездка в этот музей-заповедник выдалась в солнечный день 6 июля, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери. Православные христиане трижды в году празднуют день этой иконы: 21 мая, 23 июня, 26 августа (даты по старому стилю). Знаменательно, что решающее сражение Отечественной войны 1812 года при Бородине состоялось в один из этих дней – 26 августа. Результаты битвы всем известны, сам Наполеон их оценил так: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу. А русские стяжали славу быть непобежденными».
Целью нашей поездки было понять, какова миссия музея в современном обществе, как он вписывается в современную инфраструктуру, в чем уникальность музея-заповедника, а также почему тема Бородинского сражения по-прежнему актуальна: как она помогает в воспитательной работе, в сохранении культурного наследия страны. Об этом наш разговор с директором музея-­заповедника Игорем Корнеевым.

«Русский солдат не только уничтожал своего врага, но и Европу спасал»
– Игорь Валерьевич, до Бородинского музея вы в роли советника исполнительного директора Российского военно-исторического общества (РВИО) курировали выставочные проекты – в том числе такой известный, как «Помни… Мир спас советский солдат!». По некоторым оценкам, экспозицию увидели свыше 1 млн человек. Одним из пунктов вашей программы развития Бородинского музея было увеличение его посещаемости. Вам пришлось непросто в пандемию, да и сейчас, думаю, не менее сложный период в жизни музея. Удалось ли справиться с поставленной задачей?
– Я пришел в музей в октябре 2016 года. В первые месяцы понял, что надо учиться. Поставил себе целью изучить, как работает структура. Мне удалось проехать по основным европейским реконструкциям на полях сражений – был в Германии («Битва народов», Лейпциг), в Чехии (Аустерлиц). Жаль, не успел побывать в Бельгии (Ватерлоо). Я понял одну вещь: у нас реконструкции исторических событий проводятся гораздо масштабнее, эффектнее. Во-первых, у нас государство относится к теме сохранения военно-исторического наследия как к важнейшему элементу культуры страны, культурного кода. Мы выполняем государственное задание. Во-вторых, деньги, которые мы используем на организацию мероприятий, – это только внебюджетные поступления. Я считаю это правильным и настраиваю своих работников: есть государственное задание, найдите заинтересованных партнеров. В-третьих, у нас нет жесткой монетизации. В Европе реконструкция военно-исторических событий прошлого – это коммерческие проекты, государство к этому фактически отношения не имеет. Например, аренда коня для проведения мероприятия у нас стоит 6000 руб./сутки, а, например, в Чехии – сотни евро, в 5–6 раз дороже. У них прежде всего должна быть красивая картинка, шоу. Не увидел я в их мероприятиях патриотической составляющей, что это делается ради сохранения и изучения истории.
Возьмем наш праздник – День Бородина, он проходит ежегодно осенью. В 2021 году на это событие приехали представители 13 (!) европейских посольств стран НАТО. Такого еще не было, интерес к нашим мероприятиям сильно возрос за последние годы.
В прошлом году на военно-­исторический фестиваль «Москва за нами. 1941 год» (был приурочен к 80-летию начала битвы за Москву. – Авт.), который был согласован лишь за три дня до начала из-за пандемии, неожиданно приехали посол США и генконсул Бельгии. Конечно, все были в восторге. А в апреле этого года в музей приехал военный атташе США. Представители Японии, которые брали у меня интервью, интересовались: «Почему вы, русские, такие воинственные?». Я всегда с этим спорю, объясняю, что это ошибочное мнение, и отправляю их почитать историю России. Иностранные гости меня часто спрашивают с подвохом: «Как вы считаете, кто победил в Бородинском сражении?». Я считаю, что победили мы, но однажды на подобный вопрос одного посла я ответил так:
«Вы читали на главном монументе в Бородине слова императора Николая I? Там написано: «Властолюбие неограниченное изумило Европу, здесь потрясено: успокоилось посреди пустынь Океана». Вот вам и ответ. Я спорить с императором не буду. Еще один вопрос, господин посол: вы в шахматы играете? Знаете, в чем суть королевского гамбита? Белые сдают, сдают, сдают свои позиции, партия вроде бы проиграна. Но вдруг внезапно шах черным и мат! Так вот: в истории России неоднократно были такие ситуации…».
Один из великих полководцев говорил: «Врага мало разбить, врага мало победить, его надо уничтожить». А русский солдат не только уничтожал своего врага, но еще и Европу часто спасал.
Сегодня Бородинское поле интересно во многих аспектах. Наша Академия Генштаба, например, до сих пор проводит здесь занятия по военным наукам, так как на Бородинском поле еще сохранились оборонительные укрепления 1941 года.
Конечно, иностранцев интересует и отношение российского общества к своей истории. Мы прекрасно видим, что, как писал Василий Ключевский, «история – не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». Поэтому к истории надо относиться очень и очень серьезно.

«Сохраняем связь поколений»
– Как вы привлекаете в музей молодежь?
– Десять лет назад возник проект «Три ратных поля России в Сургуте». Меня пригласили в Сургут организаторы этого проекта. Настроен я был скептически. Куликово поле, Бородино, Прохоровка… И в Сургуте?! Но поехал. А когда увидел эту работу, был изумлен результатами. Весь год дети Сургута заняты в этом проекте: проводятся выставки, экскурсии, квесты, исследования, разные активности. В конце года проводится конкурс, победители которого едут по этим трем ратным полям России. Победители носят звание «Ратники», у них есть право носить футболки с этим наименованием. А на одном из мероприятий в Сургуте во время обсуждения этого проекта вдруг из зала слышу детский крик: «Я о нем знаю!» Я прошу подняться эту девочку на сцену, она выходит и говорит: «Когда я вышла на Бородинское поле рано утром босиком, то почувствовала это место. Да, мы там победили!» Тут я понял: все, мне тут уже делать нечего, дети сами ответили на вопрос, зачем и для чего это нужно.
Считаю, что музей должен быть не только хранителем истории. За пять лет нам удалось создать культурно-просветительский центр, мы проводим ночные экскурсии. Вот вы знаете, например, когда празднуется День Победы в Отечественной войне 1812 года? После революции этот день упразднили. А согласно манифесту императора Александра I, он отмечался на Рождество (25 декабря по старому стилю, 7 января – по новому). Так что мы в Бородине 7 января празднуем День Победы в Отечественной войне 1812 года и одновременно Рождество Христово – у нас в этот день большая программа мероприятий. Зачитывается манифест императора Александра I. Мы специально делаем так, чтобы визуально сохранялась связь поколений: когда читается манифест, в одном строю стоят реконструкторы в форме 1812 года, затем в форме солдат Первой мировой войны, далее – в форме Великой Отечественной, и в современной военной форме.
Но мы никуда не уходим от основной деятельности – музейной. В конце июля ежегодно проходит фестиваль «Живые шахматы», мы проводим балы возле дворца. Организуем военно-исторические лагеря для школьников: приезжают Герои России, проводят уроки мужества. Сначала у ребят «живая история», где они могут посмотреть артефакты, пообщаться с реконструкторами, окунуться в атмосферу представленной эпохи, а во второй половине дня – военная наука, которую преподают профессиональные инструкторы.
Совместно с партнерами – я бы сказал, с друзьями – образовательные проекты: например, конференции МГИМО на Бородинском поле, слеты кадетов и другие мероприятия. Принимаем участие в качестве экспертов и участников в научно-исследовательском форуме в Санкт-Петербурге, Балтийском культурном форуме в Светлогорске. И это только часть, можно долго перечислять.
– Без знаний о прошлом невозможно строить будущее, воспитывать молодежь. Музеи должны стоять в авангарде не только сохранения прошлого, но и строительства будущего. Какова роль вашего музея в этом?
– На Рождество в этому году мы придумали и провели необычную ночную экскурсию. С коллегами из федерального этнографического музея Торжка подумали: а не поменяться ли нам не выставками, как это практикуется между музеями, а мероприятиями? Получилось очень необычно: Бородинский музей с военной историей приехал в Торжок, а этнографический музей – в Бородино. Зрители что в Торжке, что в Бородине были в восторге. В Торжке даже перекрывали улицы – так много было желающих принять участие в мероприятии. Формат зрителю понравился, будем практиковать и дальше такие мероприятия. Мир меняется, мы это должны понимать. Если не меняться с миром, то любому предприятию долго не просуществовать. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно.
Мы создали просветительский центр, чтобы использовать свои возможности для борьбы с фальсификацией истории. Используем слоган «Дорогами двух войн мы идем к миру». Я всегда делаю акцент на том, что мы делаем это для того, чтобы не было войн. Да, это было страшно, но забывать об этом нельзя. И мы должны постоянно напоминать об этом миру, чтобы такого больше не повторялось. Президент России Владимир Путин, выступая на Красной площади в День Победы 9 мая, тоже вспоминал о павших защитниках Отчества, в том числе и о героях Бородина.

«Стремимся пробудить интерес к истории страны»
– В советский период на любые музеи возлагалась обязанность транслировать коммунистическую идеологию. Как сейчас строится политика музея, ведь той идеологии у нас теперь нет?
– Надо организовывать мероприятия так, чтобы было понятно прежде всего подрастающему поколению. Использовать те инструменты, которые ему привычны. Например, мы проводим квесты. Детям они очень интересны, у них развиваются навыки ориентирования, взаимодействия, развивается сообразительность. Но проводя квесты, мы сначала предлагаем пройти экскурсию. Мы стремимся пробудить интерес к истории страны, чтобы по приезде домой у детей возникло желание посмотреть в интернете, кто же такой Кутузов, например. Вот в этом и состоит наша задача. Музеи должны проводить в жизнь государственную политику. Я всегда говорю своим сотрудникам: вы работаете в федеральном музее, а значит, представляете государство.
– Музей – это не только культура, но и комплекс административных зданий, которые требуют внимания директора. Как вы находите баланс между функциями администратора и «хранителя культурного наследия»?
– Да, это огромное предприятие. Территория требует ухода. Вот, например, мы… заготавливаем сено (смеется). Конечно, это никакой не бизнес, но за полем необходимо следить, держать в порядке, поэтому у нас есть специальная техника, персонал. Сено решили продать по себестоимости, чтобы только покрыть свои расходы. У нас насыщенная программа, приезжают гости, паломники, официальные лица, все это требует постоянного присутствия. Стараюсь контролировать все объекты и мероприятия сам. Домой иногда получается попасть только на выходные.
– Ваш музей участвует в городских конференциях «Экологические проблемы сохранения исторического и культурного наследия». Какие проблемы в этой области решает музей?
– Территория музея включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Любые строительные, сельскохозяйственные работы, археологические раскопки и поисковые работы здесь можно проводить, если получить ряд согласований и экспертиз, а это очень рутинно, не каждому хочется этим заниматься. А мы постоянно мониторим соблюдение охранных режимов, установленных на территории музея-заповедника. Бывают случаи проведения несанкционированных раскопок «черными копателями», но мы с этим боремся. Планируем приобрести специальную технику, чтобы быть мобильными, чтобы пресекать такие попытки на корню. В случае выявления подобных случаев передаем информацию и материалы в правоохранительные органы. Территория охраняется государством, и мы являемся непосредственными участниками процесса.
– Вы упомянули «Живые шахматы», что это за проект?
– Идея родилась в 2017 году. Ко мне обратился президент местной федерации шахмат с предложением провести для детей сеанс одновременной игры в императорском дворце на территории музея. Красивое место, красивая игра, интересно с точки зрения популяризации шахмат и новых форм работы со зрителем. Даже придумали название – «Бородинский гамбит». В итоге заявок было подано более чем от 300 участников. Мы подсчитали: с родителями это примерно 700 человек. И решили, что пока дети играют, проведем для родителей экскурсию по музею. Озвучил идею Владиславу Кононову, на тот момент исполнительному директору РВИО. Идея ему понравилась, но он тут же предложил провести не только сеанс одновременной игры в императорском дворце, а еще организовать партию прямо на поле в формате «живых шахмат». Напомнил, что последний раз в «живые шахматы» играли на Дворцовой площади в Ленинграде в 1924 году. Там была сыграна партия, где в роли черных фигур были красноармейцы, а в роли белых – краснофлотцы.
Для игры решили пригласить Анатолия Карпова (12-й чемпион мира по шахматам (1975–1985), международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта СССР, трехкратный чемпион мира по шахматам, обладатель девяти шахматных «Оскаров». – Авт.). Но он, с целью продлить время игры (партия с его участием продлилась бы не более трех минут), предложил другой вариант: сыграть известную шахматную партию. Получилось очень зрелищное мероприятие. Анатолий Карпов ввиду занятости был с нами онлайн. За французов партию сыграл почетный сенатор, глава сообщества мушкетеров Франции, герцог Эмери де Монтескью д’Артаньян. Символический турнир стал одним из центральных событий в программе летних фестивальных мероприятий музея, его посмотрели несколько тысяч гостей. Теперь проводим «Живые шахматы» ежегодно. Второй год этот проект проходит как одно из мероприятий фестиваля памяти Дениса Давыдова.
– В этом году юбилей – ­210-летие Бородинской битвы. Какие планы у музея сегодня – в период, который, несомненно, также войдет в мировую историю, когда мы слышим призывы запретить русскую культуру и вообще все русское?
– Мы с каждым годом только наращиваем усилия. У нас в год проводится около ста мероприятий – больших и малых, федеральных и региональных. Дружим с театрами. Вот сейчас приедет Московский Молодежный театр под руководством Вячеслава Спесивцева, покажет эпизоды спектакля «Война и мир» на Бородинском поле. Это партнерская работа Бородинского музея с театром. Еще прорабатываем вопрос участия в наших осенних мероприятиях Государственного Кремлевского оркестра, чтобы в рамках фестиваля они дали концерт на Бородинском поле.
Идей у нас много. Сотрудничаем с музеями Куликова поля, Прохоровки, Сталинградской битвы, многими федеральными и региональными музеями. Начали вести проект в Youtube, где развенчиваем мифы о Бородинском поле. Одним словом, работаем. Это наш долг и обязанность перед павшими защитниками Отечества, чтобы живущие помнили и не забывали об их подвигах; наш вклад в сохранение военно-исторического и культурного наследия нашей замечательной страны. 

Беседовал Александр Петров