10.01.2025

Дом как движимое имущество

Если двигаться по МЦД D4 от станции «Рижская» к остановке «Каланчевская», то можно увидеть по правую руку красное двухэтажное кирпичное здание, сегодня находящееся, к сожалению, в плачевном состоянии. Это строение, расположенное по адресу Каланчевская улица, д. 32/61, совершенно уникальный для нашей страны архитектурный объект: первое здание, которое было передвинуто с одного места на другое целиком, без предварительной разборки. До этого исторического события, случившегося в конце 1897 года, в нашей стране предпочитали любые мешающие сооружения просто сносить. Так было проще, да и квалифицированных специалистов, способных организовать перемещение домов с места на место в целости и сохранности, в Российской империи найти было невероятно трудно.

­Первопроходец Федорович
Все когда-то приходится делать в первый раз. Особняк скончавшегося в 1893 году купца первой гильдии Романа (Роберта) Мак-Гилля был очень дорог хозяйке, Евгении Ивановне Мак-Гилль (в девичестве британской подданной Джейн Хести) как память о ее покойном муже. Хорошо известная в Москве своей широкой благотворительной деятельностью богатая владелица нескольких прядильно-ткацких фабрик и цементных заводов не без труда получила личное разрешение столичного генерал-­губернатора на перенос своего дома, который оказался в зоне расширения Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. В милостивом дозволении был один нюанс – все работы должны были быть выполнены за счет самой вдовы Мак-Гилль.
Преодолев серьезные бюрократические трудности, Евгения Ивановна сразу же столкнулась со следующей: где найти специалиста, способного решить такую неординарную инженерную задачу. После долгих поисков ей удалось договориться с инженером-путейцем Осипом Марковичем Федоровичем, который взялся за этот рискованный проект – несмотря на то, что он сталкивался с такой задачей впервые.
Здание было полностью освобождено от мебели, а также дверных и оконных рам, вместо которых были вставлены специальные усиливающие распорки. Фундамент был по периметру вскрыт, под него подведены железнодорожные рельсы, по которым, с помощью лошадиной тяги, вся кирпичная коробка успешно была передвинута на новое место. Данный способ позже градостроители так и назвали – «метод Федоровича». До Октябрьской революции в России были передвинуты еще несколько многоквартирных домой разной этажности, но особенно активно этот процесс пошел в 30-е годы ХХ века.

Советский «передвижник»
Реализация грандиозных планов по преображению советской столицы неразрывно связана с именем выдающегося инженера Эммануила Менделевича Генделя. Выпускник Московского высшего технического училища (ныне МГТУ им. Баумана), Гендель начал свою трудовую биографию в Метрострое, где отвечал за сохранность фундаментов зданий, под которыми прокладывались подземные туннели. В его задачу входило производить точный расчет прочности конструкций и руководство работами по укреплению фундаментов там, где это требовалось. Так бы талантливый 32-летний инженер и­ работал в Метрострое, если бы в 1935 году не столкнулся с очень неординарной задачей. В районе проектируемой станции «Маяковская» в одном из дворов по улице Горького стояла электрическая подстанция. Агрегат питал энергией всю округу и при относительно скромных размерах имел внушительную массу – около 400 тонн. По расчетам Генделя выходило, что своды тоннеля метро никак не могли выдержать такую точечную нагрузку. Тогда он выступил со смелым предложением перенести тяжелую подстанцию на соседнюю улицу целиком и даже разработал подробный проект. Идея прошла согласование на уровне Моссовета и горкома, который тогда возглавлял Никита Сергеевич Хрущев. После того как сложная техническая задача была успешно решена, карьера молодого инженера круто пошла вверх. Уже в следующем, 1936-м году в Москве по инициативе Хрущева был создан специальный Трест по передвижке и разборке зданий, главным инженером которого был назначен Эммануил Менделевич Гендель.

Вместе с жильцами
Новая организация взялась за решение поставленных партией задач с комсомольским энтузиазмом. Для отработки всех технологий, слаживания коллектива и проверки расчетов сперва были передвинуты несколько небольших жилых домов в ближнем Подмосковье (в Лианозово и Кузьминках). После этого организация провела несколько успешных, но сложных «подвижек» уже на территории самой столицы.
Так в 1937 был передвинут мешавший строительству Большого Каменного моста пяти­этажный дом №5/6 на улице Серафимовича. Строение не просто передвинули, но и еще приподняли на высоту около двух метров. В том же году в ходе строительства Краснохолмского моста и реконструкции прилегающей территории было принято решение передвинуть пятиэтажный дом 1929 года постройки по улице Осипенко, 77 (сегодня это дом 77 по улице Садовнической). Имевшее Г-­образную форму здание не просто передвинули, но и еще и развернули на 19 градусов вокруг своей оси.
Примечательно, что по отработанной специалистами Треста технологии во время перемещения домов жильцов не переселяли. Более того, в квартиры продолжали подаваться вода, электричество, газ, работали канализация и телефон. Все коммуникации действовали через временные удлинители и гибкие резиновые трубы.

За считанные часы
После того как Трест накопил достаточно практического опыта в своей области, организация приступила к решению более сложных задач. Одной из них стало перемещение сразу на 50 м здания Саввинского подворья, которое сейчас находится по адресу Тверская улица, дом 6, стр. 6. Построенный в 1907 году архитектором Иваном Кузнецовым доходный дом Савво-Сторожевского монастыря московские власти сносить не хотели, так как он считался одним из самых красивых и удобных во всем городе. Но сдвинуть здание весом около 25 тыс. тонн – возможно ли это? Никто и нигде в мире до этого не двигал такие тяжелые объекты. Гендель и его команда, сформированная в основном из бывших коллег-метростроевцев, ответили «да», причем не только на словах, но и на деле.
Подготовка к сложнейшей операции началась в 1939 году и длилась около полугода. Вначале вокруг здания выкопали большую траншею, одновременно с этим смонтировав вокруг него прочный укрепляющий каркас и проложив специальные направляющие рельсы. Затем с помощью особых тросов основание дома отделили от его старого фундамента. Зафиксированное на общей раме сооружение установили на специальные катки. С одной стороны дом должны были тянуть лебедки, а с другой толкать мощные домкраты.
Все эти серьезные подготовительные работы очень сильно волновали жильцов Саввинского подворья, которые постоянно интересовались, когда же наконец его будут двигать. Однако работники Треста, следуя инструкциям из горкома, постоянно называли разные даты, чтобы не сеять панику. В итоге после тщательной подготовки все главные работы по перемещению на новый фундамент были проведены буквально за несколько часов. Существует городская легенда, что якобы это было сделано в ночное время и многие жильцы заметили перемену в положении своего дома только утром. Но все эти истории из области выдумок. Те, кто бывал на строительном объекте в момент важного и сложного технологического процесса, знают – тихо это никогда не делается.

Тайна здания Моссовета
Но была у партии и правительства для Треста задача посложнее Саввинского подворья – перемещение здания Моссовета. Оно, конечно, было не таким тяжелым, но политический и идеологический вес этот проект имел колоссальный. Построенная в 1783 году легендарным Матвеем Казаковым традиционная резиденция московских градоначальников в ходе расширения главной улицы страны, улицы Максима Горького (сегодня Тверская, 13), оказалась выдвинута «за красную линию» более чем на 13,5 м. Сложность проекта заключалась еще и в том, что старинное здание необходимо было перемещать вместе с обширным подвалом, где хранились важные государственные документы. А еще на первом этаже здания располагался большой бальный зал с высокими потолками, не имеющими никакой внутренней опоры. Официальной датой начала работ считается 16 сентября 1939 года, хотя известно, что Гендель и его сотрудники стали внимательно изучать ветхую конструкцию еще задолго до этой даты.
Чтобы не разрушить старинное здание, его скрепили обводным металлическим каркасом, который прочно держит его стены до сих пор. Хорошо заметный любому прохожему широкий карниз между четвертым и пятым этажами – это именно он. Перемещение главного административного здания Москвы вызвало вполне объяснимый ажиотаж. Процесс проходил при большом скоплении прессы и простых зевак. Перенос огромного здания вместе с цоколем и подвалом занял чуть больше 40 минут.
Кстати, этот результат стал очередным международным рекордом.

Последний проект
Всего в ходе реализации советских проектов по реконструкции Москвы «Трест по передвижке и разборке зданий» установил на новые места около 70 различных домов и сооружений. Одной из последних больших работ такого рода стало перемещение бывшего конторского дома книгоиздателя Ивана Сытина. Сегодня это Тверская улица, 18б. Здание 1905 года постройки спроектировал архитектор Адольф Эрихсон, автор таких известных зданий в стиле русского модерна, как рестораны «Яр» и «Прага». А главным инженером в этом проекте выступил русский гений инженерного дела Владимир Шухов. От сноса в 30-е годы это красивое и изящное сооружение спасло только то, что в нем начиная с 1918-го и по 1929 год трудилась в издательстве «Правда» в должности секретаря редакции родная сестра вождя мирового пролетариата Мария Ильинична Ульянова, о чем и сегодня напоминает укрепленная на фасаде солидная гранитная табличка.
После того как в 1979 году недалеко от Сытинского дома появилось новое, современное здание издательства газеты «Известия», было принято решение сдвинуть дореволюционное сооружение на 33 м ближе к Настасьинскому переулку. В тот раз весь процесс перемещения занял не минуты или часы, а целых три дня: с 10 по 13 апреля.
Эта работа официально считается последним крупным советским проектом по перемещению архитектурных сооружений на территории Москвы. 

Андрей Пучков