13.05.2024

Го: время раскладывать камни

Неизвестно, когда возникла эта игра и кто именно ее придумал, но во все времена она считалась любимым увлечением высшей военной знати, авторитетных ученых и просвещенной аристократии. Ее кажущаяся простота всегда удивляла новичков многообразием позиций, приемов и комбинаций. Считалось, что систематические занятия игрой го оказывают существенное влияние на мировоззрение человека и даже его характер.
О прошлом, настоящем и будущем удивительного изобретения человеческого разума журналу «Вокруг ЖэКа» рассказал известный популяризатор игры го в нашей стране, автор и соавтор более 10 тематических книг и учебных пособий, разработчик методики развития стратегического мышления с помощью го Михаил Емельянов.

Мозг работает на полную катушку
– Михаил, расскажите о себе. Где вы родились? Где учились?
– Я родился в Москве, учился в Московском авиационном институте на кафедре менеджмента. Когда поступал, это было одно из двух самых популярных направлений. Вторым была юриспруденция. Однако к тому моменту, когда я выпустился из вуза, дефицита дипломированных менеджеров и юристов в нашей стране уже не было и пришлось искать себе применение в другой сфере. Где-то на пятом курсе я узнал о том, что существует такая игра – го. До этого я немного занимался шахматами, поэтому интерес к настольной игре был закономерен. Узнал я о го благодаря аниме, посвященному этой игре. Этот мультфильм до сих пор актуален. Мы и сегодня часто показываем первые три его серии всем, кто к нам приходит, он стал у нас чем-то вроде вводного курса. Японские авторы выбрали интересный подход: они зашли через культуру, причем через достаточно высокие ее сферы. Человек сразу понимает, что это такое. На мое счастье как раз в этот период в России стали создаваться тематические клубы. Я нашел одно такое место в Москве, пришел туда и начал заниматься. Прошел примерно год, и мы создали первый бизнес-клуб по игре го в Москве. С 2004 года я профессионально занимаюсь го как искусством, как практикой по обучению других людей, и выступаю организатором больших мероприятий. Самое крупное из них – 41-й Чемпионат мира по го, который проходил летом 2021 года во Владивостоке на острове Русский. Я был его директором.
– Кого бы вы назвали своим первым наставником в игре го?
– Первым своим наставником я считаю Игоря Гришина – одного из ключевых популяризаторов этой игры в нашей стране в конце 90-х – начале 2000-х. Мы совместно с ним написали несколько книг. Он нетривиальный человек, который всегда старался выбирать нестандартные формы обучения. По сути у меня с ним было всего лишь одно классическое занятие, когда мы сидели за доской друг напротив друга и он мне что-то объяснял – как наставник ученику. Все остальное – совместная деятельность. Такая форма обучения не всеми воспринимается и не каждому подходит. Многим привычнее персональные занятия. Игорь был категорическим противником такого подхода. До этого он успешно преподавал в детской школе восточные боевые искусства, где не было какой-то программы, все строилось на творческом подходе. Он придерживался принципа, что обучение – это взаимная борьба за знания сразу трех участников: наставника, родителей и обучаемого. И я на себе убедился, как это замечательно работает. Самые серьезные и глубокие знания я получил как раз в клубе во время наших с преподавателем неформальных разговоров и обсуждений, которые напрямую не касались игры го, а касались тех сложных идей и задач, которые мы пытались для себя решить, в том числе с помощью игры. Именно тогда мозг начинал работать на полную катушку. Происходило то, что называется «расширением сознания». Поэтому я очень благодарен Игорю за опыт такого нестандартного обучения.

Концепция нетотального конфликта
– Как зарождалась и развивалась игра?
– Об этом очень мало достоверных сведений и море спекуляций. Считается, что игра зародилась в I тыс. до н.э. Основная идея в том, чтобы при помощи черных и белых камешков «кодировать» пространство: создавать на пустой доске свои зоны контроля. Игра появилась где-то в Древнем Китае и потом стала быстро распространяться по соседним странам: сначала попала в Корею, затем в Японию, а дальше разошлась по всей Юго-Восточной Азии. Игра несла сакральный смысл, к ней старались не допускать широкие массы, особенно чужаков и иностранцев.
– А с чем это было связано?
– Игра считалась элитной, императорской. По легенде, один из первых правителей Древнего Китая однажды обратился к своим советникам с вопросом: как ему воспитать своего сына, будущего императора, как подготовить его к управлению государством? А принц был буйного нрава, классический молодой повеса. И тогда мудрецы предложили своему правителю такую идею: создать настольную игру, в которую император мог бы играть с сыном и постепенно обучать его приемам управления территорией. Так и возникла го. Повторюсь, это всего лишь легенда. Однако действительно с ее помощью можно объяснить многое. Например, почему никогда не надо выступать одному против пятерых. Или в каких случаях ты можешь получить преимущество, даже если ты в меньшинстве. Что такое «свое» и «чужое». Как можно справедливо разделить территорию, почему не стоит все время идти на конфронтацию.
Там даже заложена такая современная концепция, как «нетотальный конфликт». В го почти невозможно, в отличие от шахмат, полностью снести с доски соперника, точнее, это очень сложно сделать. К концу игры оба игрока обычно приходят с каким-то территориальным заделом, и часто он бывает практически паритетным. Победа может быть достигнута с разницей в минимальное количество очков. В реальной жизни это означает, что придется жить по соседству с твоим бывшим противником и пытаться с ним договариваться. А раз так, то прежде чем начать конфликтовать, может, имеет смысл поискать взаимовыгодные формы сотрудничества? Это очень близко по духу всей китайской культуре и несколько противоречит европейской философии, ориентированной на очевидный результат.

На перекрестке судеб
– Давайте вкратце поясним основные правила игры нашим читателям.
– Во-первых, в го игровое поле в четыре раза больше шахматного. Во-вторых, используются не клетки, а перекрестки, потому что сетка полосок в игре го – это сеть дорог в Древнем Китае; так, по крайней мере, они это трактовали. Игровые камни ставятся на пересечения линий, а не на клетки. В-третьих, в игре нет фигур. Камни все одинаковые. Роль камня зависит от того, какое место он занимает и в какую группу других камней вписан. Это еще одно отличие от шахмат, где у фигур имеется определенный вес или функцио­нал – ферзь никогда не сможет стать королем. А в го значимость того или иного камня может меняться по несколько раз за игру. Это очень интересная особенность.
Следующее отличие: в го нет движения по доске. Камни можно ставить только один раз и в дальнейшем только добавлять новые на игральную доску. А чужие можно окружать целыми группами и после этого снимать их с поля – наверное, только в этом моменте есть схожесть с шахматами.
– В чем цель игры?
– Занять как можно большую площадь на доске своими камнями. С помощью ходов нужно получать потенциальные зоны контроля, которые потом могут превратиться в занятую территорию. Игра заканчивается, когда на доске уже нечего делить. И тут наступает момент субъективных оценок: какое поле мое, а какое чужое. Подсчет очков – это самая сложная часть правил в этой игре.
– Правильно ли я уловил, что разница в европейском и восточноазиатском менталитете в основном в том, что первый ориентирован больше на тактику, а второй – на стратегию?
– Мы можем условно сделать такой вывод, потому что выдающиеся мыслители Европы утверждали нечто подобное. Между прочим, и в Китае, и в Японии шахматы тоже распространены, но там эту игру всегда воспринимали как имитацию боевых действий, где цель – полный разгром противника и удаление его с доски. В то же время знаменитый военный трактат Сунь-Цзы «Искусство войны» – это игра го в чистом виде. А идеи такого европейского военного теоретика, как Карл фон Клаузевиц, это практически шахматная парадигма: постоянное движение, поиск уязвимостей; главная задача – полный разгром противника. Ключевое отличие этих игр в том, что в шахматах есть фронт и тыл, а в го вообще нет таких понятий.
Заметьте, в современном мире мы сейчас начинаем терять саму идею такой фронтальности. Мир как бы расслаивается, постоянно происходят обходные маневры и удары – то, что сейчас принято называть «гибридными операциями». В процессе игры в го основной конфликт обычно протекает очень обстоятельно и медленно – то разгораясь, то затухая. На мой взгляд, шахматная модель очень хороша, когда надо быстро объяснить, как реализовать тот или иной проект: собраться командой, распределить роли, навалиться всем вместе и преодолеть трудности. Игра го – это, скорее, программный проект, когда есть несколько идей, которые необходимо правильно связать в пространстве и времени. Это уже серьезная стратегия.

Игра еще многому может нас научить
– Насколько глубоко изменила эта игра лично вас?
– Во-первых, когда начинаешь играть в го, приходит понимание, что у всех твоих способностей и знаний есть пределы. Вначале это обескураживает, так как игровая задача кажется невероятно простой. Это довольно сильно бьет по самомнению, что на самом деле полезно.
Следующий интересный эффект, который наступает не сразу, – это когда ты вдруг начинаешь воспринимать всю доску целиком. До этого ты ее видишь участками. После этого и в обычной жизни начинаешь смотреть на происходящие с тобой события «с расширенными флангами». Наверное, это можно сравнить с впечатлением от просмотра фильма на широком экране в кинотеатре IMAX. Вдруг осознаешь, что все, что ты видел и воспринимал до этого момента, – это только часть целого. Это позволяет уйти от линейности в решении проблем. Это касается и личных отношений, и бизнеса, и многих других вещей, которые нужно научиться воспринимать более широко. Это помогает найти новые, нестандартные решения.
– Есть ли примеры в нашей стране, когда ­топ-менеджмент какой-нибудь компании внедрял игру го в свою практику управления и получал существенные результаты?
– Могу привести в качестве примера российскую компанию «Полиметалл», которая на протяжении нескольких лет поддерживает игру го в России в качестве мецената, а также всячески помогает своим сотрудникам совершенствоваться в этой области. И насколько я знаю, топ-менеджмент этой компании всегда отзывался о принципах и философии игры как об очень практичных и полезных, особенно при взаимодействии с азиатскими партнерами.
Еще один пример – это политик Алексей Нечаев, один из сооснователей партии «Новые люди». До того как заняться политической деятельностью, он развивал компанию «Фаберлик» и успешно использовал в бизнесе основные стратагемы игры го. Тут дело в том, что игра способна дать разуму толчок, который помогает увидеть в привычном окружении что-то новое. Я сам получал в своей жизни несколько таких толчков.
– Принимают ли участие представители Федерации го России в ежегодных международных чемпионатах и каких результатов удается достичь?
– Российская сборная считается сильнейшей в Европе. Если бы сейчас не было ограничений на участие наших представителей в международных соревнованиях, то мы бы продолжали занимать верхние строчки европейских рейтингов. Мы сильны как во взрослой квалификации, так и в детской. Эта игра сейчас переживает в нашей стране бурный расцвет.
Конечно, в конкуренции с азиатскими игроками нам сложнее. Бесспорным лидером в этой области, естественно, считается Китай. Там играют буквально десятки миллионов человек. Но благодаря нейросетям у наших талантливых спортсменов появилась возможность тренироваться по тем же технологиям, по которым тренируются сильнейшие азиатские игроки. И я думаю, что наш сильнейший игрок – Илья Шикшин из Казани, который сейчас входит в мировой топ-100, – благодаря постоянным тренировкам очень скоро достигнет уровня топ-50 или даже топ-10.
– Как отразилась на мировом сообществе поклонников го история с проигрышем сильнейшего игрока Ли Седоля компьютерной программе AlphaGo в 2016 году?
– Это был очень тяжелый моральный удар для всей Азии. Следует учитывать, что тогда не просто искусственный интеллект победил азиатского чемпиона. Компьютерная программа была разработана американской корпорацией, и это нанесло серьезный ущерб восточному самолюбию. В Китае, Корее и Японии были уверены, что нереально создать такую симуляцию мышления, которая позволила бы машине соревноваться в этой сфере с человеком. И вдруг это произошло. Кстати, именно с этого момента берет отсчет ускоренное развитие ИИ в Корее и в Китае. Там осознали, что в этой области скрыт гигантский потенциал, который они до этого не замечали. Начался настоящий инновационный бум в этой сфере. Например, знаменитый ChatGPT появился во многом именно благодаря этому тренду.
– Количество увлекающихся го после этого проигрыша сократилось?
– Были некоторые игроки, которые бросили го, потому что потеряли мотивацию, но сейчас этот культурный шок уже преодолен. Всем же очевидно, что нет смысла человеку соревноваться в скорости с автомобилем – надо просто сесть за руль и ехать. Сейчас мы внимательно исследуем те новые варианты стратегий игры, которые показывает нам ИИ. Многое в этой области нам еще не совсем понятно, но практика показывает, что человек может учиться у нейросетей тому, как следует играть на новом уровне. Для человеческого мозга опыт стратегического мышления – область довольно новая. Поэтому эту область в мозге необходимо постоянно тренировать. И нейросети нам в этом отлично помогают. А игра го, в свою очередь, выступила прекрасным тренажером для нейросетей, которые теперь помогают человеку совершенствоваться. Все в полном соответствии с глубинной философией этой уникальной игры.
– Вы считаете, что игре го еще есть чем удивить человечество?
– Я глубоко убежден, что она нас еще много чему может научить. Ее потенциал намного шире привычного нашему пониманию линейного противостояния. Брат чемпиона мира по шахматам Эммануила Ласкера – Эдвард Ласкер, который предпочитал играть в го, а не в шахматы, сказал: «Если во Вселенной и существует инопланетный разум, то с ним надо обязательно попытаться поиграть в го, потому что ее правила настолько просты и безупречны по своей логике, что становятся в один ряд с фундаментальными законами мироздания». 

Беседовал Андрей Пучков