22.03.2019

Сергей Ермаков: «В сферу ЖКХ буквально врываются инновации»

information_items_702Челябинская область – родина федерального проекта «Лучший сантехник. Кубок России». А «отец» этого проекта – руководитель сантехнической компании с более чем 25-летней историей и вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Сергей Ермаков. Журналисты, соратники и коллеги чаще называют его «наш главный сантехник», чему он абсолютно не противится, оставаясь верным выбранной в начале карьеры профессии.

«У молодежи нет стереотипов их родителей»
– Сергей Владимирович, вы с 1993 года возглавляете крупнейшую компанию региона по реализации сантехнического оборудования. Как изменилась работа сантехника и эта сфера в целом за эти годы?
– Сантехник – довольно консервативная профессия, могу сказать это по собственному опыту. Еще в школе на учебно-производственной практике я получил специальность токаря-универсала. Практика проходила на Юж­-
уралмашзаводе, где, в том числе, выпускались смесители. Затем знакомство с этой профессией продолжилось в стройбате в роте сантехников. А позже стал продавать сантехнику сам. Моим «стартовым капиталом» были три смесителя для ванны, купленные на малой родине в Орске и проданные на Зеленом рынке в Челябинске. Постепенно ассортимент стал расширяться, через год открылся уже оптовый склад. Долгие годы существенных изменений в отрасли не было. Только в последнее время в эту сферу буквально ворвались инновации и цифровизация – и нынешний сантехник просто обязан разбираться в этих технологиях. В современных реалиях, когда стремительно меняются подход к работе, инструмент, материалы, это очень востребованная и перспективная работа.
– На базе своей компании вы стали проводить чемпионат проф­мастерства среди сантехников и буквально воспитывать новое поколение специалистов. Почему возникла эта идея и чего удалось достичь?
– В 2010 году я пришел в единственный на тот момент в Челябинске колледж, где готовили сантехников, с идеей провести технический семинар для студентов. Руководитель учебного заведения сказала, что за последние три года не было набора на эту специальность и проводить семинар по сути не с кем. Тогда возник вопрос: кто же приходит в наши квартиры под видом сантехников, какие материалы и инструменты они используют в своей работе? После этого и появилась идея организовать конкурс проф­мастерства среди управляющих компаний города. Сначала это было соревнование сантехников одного из районов Челябинска, через два года – среди всего города. Сейчас это крупный ежегодный чемпионат федерального масштаба «Лучший сантехник. Кубок России». Соревнования объединяют профессионалов со всей страны, уровень их мастерства с каждым годом растет. Для меня важно, что в конкурсе появился социальный подтекст. Сейчас наши участники – это волонтеры, которые устанавливают сантехнику нуждающимся, это наставники, которые проводят профориентационные занятия в школах, тем самым формируя позитивный образ человека труда. Кстати, на сегодняшний день в челябинской агломерации уже три профильных учебных заведения, и в них нет дефицита абитуриентов.
– Как повысить престиж рабочих профессий и сломать стереотипы о сантехниках и других отраслевых специалистах?
– У современной молодежи нет тех стереотипов, которые есть у родителей. Поэтому даже ломать нечего, надо строить новое понимание профессии. Для этого нужно проводить мастер-классы на уроках труда в школе, обучать детей самостоятельно диагностировать небольшие поломки и выполнять мелкий сантехремонт, знакомить их с профессио­налами своего дела, прививать уважение к людям труда. Только так в живом общении и на практике можно понять, какой на самом деле является эта работа.

«Систему наставничества необходимо восстанавливать»
– Вы часто говорите об институте наставничества в сфере ЖКХ. Как можно реализовать эту идею в реальных профессиональных условиях?
– Систему наставничества необходимо восстанавливать, потому что передача опыта – это основа любой профессии. Только перенимая опыт действующих специалистов, объясняющих нюансы ремесла, передающих традиции и корпоративные ценности, можно создать из нынешнего студента высококвалифицированного специалиста.
Сейчас много говорится о так называемом дуальном обучении, когда теоретическая подготовка проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте. Я считаю очень важным давать возможность детям во время обучения побывать в реальных условиях и увидеть работу профессионалов, поэтому поддерживаю эту идею.
– Сможет ли сфера ЖКХ стать инновационным центром притяжения для молодых талантливых ребят в ближайшее время?
– Сфера ЖКХ сейчас очень тесно связана с интернетом вещей, цифровизацией. В подтверждение своих слов приведу несколько примеров. В начале 2019 года в Лас-Вегасе презентовали первый унитаз с голосовым помощником. В это же время на другом конце земного шара в Японии инженеры разработали унитаз, который оснащен автоматическим поднятием крышки, подогревом сидения и другими функциями, вплоть до сбора анализов у человека. Вы скажете, что это единичные примеры, но уже сегодня буквально каждый может управлять отоплением со своего смартфона, дистанционно нагревать воду в котле, автоматически снимать показания с приборов учета и отправлять их по беспроводной сети. Таких инновационных технологий с каждым днем все больше, и, конечно, они помогут привлечь современную молодежь в отрасль.
– В одном из своих докладов в Южно-Уральской торгово-промышленной палате вы говорили о том, что 40% предпринимателей сталкиваются с дефицитом квалифицированных специалистов. Насколько остро этот вопрос стоит в сфере ЖКХ?
– Действительно, на разных бизнес-форумах можно часто услышать, как предприниматели жалуются на отсутствие профессиональных кадров. При этом далеко не все из них готовы вкладываться в обучение персонала, хотя я уверен, что предприниматели тоже должны подключаться к решению этого вопроса. На этот случай у меня есть шутка:
– Вы не боитесь, что ваши сотрудники обучатся и уйдут?
– Я боюсь, что они не обучатся и останутся!
Сфера ЖКХ касается буквально каждого жителя нашей страны, устойчиво оставаясь одной из самых проблемных, что не удивительно. В доказательство приведу простой пример. Электрикам нужен допуск для работы с электросетями, сварщикам – документ, подтверждающий приобретенные навыки, а компетенцию и квалификацию сантехника определяет самостоятельно директор управляющей компании. Получается, в профессию попадают люди неквалифицированные и случайные? Как показало наше исследование, большинство сантехников действительно являются самоучками и не имеют специального образования. Эту ситуацию нужно в корне менять. И это еще одна причина, почему нужно проводить такие мероприятия, как чемпионат «Лучший сантехник. Кубок России».
– На площадке Южно-Уральской торгово-промышленной палаты вы активно занимаетесь законотворческой деятельностью. Какие, по вашему мнению, законодательные инициативы в сфере ЖКХ смогли бы привлечь молодых специалистов и улучшить качество предоставляемых услуг в отрасли?
– В 2013 году мы выступали с инициативой о предоставлении дополнительной отсрочки от армии (до трех лет) для выпускников колледжей и ссузов, получивших образование по наиболее востребованным направлениям. Региональный список таких специальностей мы предлагали создать по аналогии со списком 50 самых перспективных профессий, который составляет Минтруд РФ. По нашему мнению, отсрочка от армии стала бы хорошим стимулом для молодых ребят получить именно эти профессии и трудоустроиться по ним в дальнейшем.
Кроме того, недавно мы выступили с предложением дополнить перечень лицензионных требований для управляющих компаний. Как известно, деятельность по управлению многоквартирными домами обязательно лицензируется. Было бы логично, чтобы у тех, кто занимается управлением многоквартирными домами, были соответствующие документы, подтверждающие их квалификацию.
По этой же схеме должны работать подрядчики, которые выполняют работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах, и подтверждать профпригодность своих работников соответствующими документами об образовании или свидетельствами, выданными центрами оценки квалификаций.

«Нужны специалисты, понимающие суть новых технологий»
– Насколько тесно взаимодействуют между собой отраслевые образовательные учреждения, бизнес и органы государственной власти в сфере ЖКХ?
– Здесь мне бы хотелось рассказать об опыте екатеринбургского колледжа, на базе которого ежегодно проводятся соревнования WorldSkills по компетенции «Сантехника и отопление». У них очень хорошая материально-техническая база: даже обычные гаечные ключи итальянского производства. Колледж сотрудничает с немецкими коллегами, которые помогают с оснащением, студенты регулярно ездят в Германию для обмена опытом. Учащиеся имеют возможность пройти практику на реальных строительных объектах. Но это исключительный пример. Чаще всего на практике, несмотря на множество вариантов межведомственного взаимодействия, такие сценарии развития событий реализуются очень редко. Поэтому нужно наладить сотрудничество таким образом, чтобы это было выгодно всем участникам процесса. Например, чтобы предприниматели могли регулярно отправлять своих сотрудников в учебные заведения повышать квалификацию – в обмен на помощь колледжам в приобретении материально-технической базы для учебных аудиторий. В то же время органы государственной власти должны содействовать и поощрять такое взаимодействие.
– Существует ли общее понимание, какие специалисты нужны отрасли и чему их нужно обучать?
– Нужны специалисты, понимающие суть новых технологий энергосбережения и автоматизации, умеющие получать от их использования положительный финансовый эффект для отрасли в целом и конечного потребителя. Нужны специалисты, умеющие проектировать, монтировать и обслу­живать новое высокотехнологичное оборудование. Тогда и отрасль из проблемной станет процветающей, а уровень предоставляемых коммунальных услуг заметно вырастет.