15.04.2019

Жили-были… без автомобиля

8e446cbb9cb5a70bЖить в большом городе и ежедневно пользоваться личным автомобилем становится практически невозможно: это дорого и неэффективно. Пробки, нехватка даже платных парковочных мест, рост затрат на обслуживание привели к тому, что из средства передвижения персональные авто превращаются обратно в предмет роскоши.
К счастью, в результате развития технологий и цифровизации общественной среды появляются альтернативные варианты передвижения по современному городу. Улучшается общественный транспорт, становятся эффективными велосипеды и даже самокаты.

Модный каршеринг
В каждом городе в зависимости от инфраструктуры есть свои «фишки». К примеру, в Москве с помощью смартфона можно отследить, где находится нужный автобус, маршрутка, или воспользоваться каршерингом – услугой проката автомобилей для поездок по городу. С помощью мобильного приложения горожанин находит свободную машину, открывает ее, совершает поездку из точки А в точку Б и оставляет на парковке. В западных странах, где владение личным автомобилем уже не является символом статусности, каршеринг весьма популярен – практически на каждом крупном вокзале можно взять автомобиль, причем любого типа: хочешь – обычный хетчбек, хочешь – кабриолет, а если едешь с детьми – универсал или внедорожник. Эта услуга часто дешевле такси или передвижения на собственном авто, к тому же не надо думать о парковке, ремонте, страховке.

Актуальное метро и полезная «выделенка»
Тем не менее с учетом все большей загруженности городских магистралей самым быстрым видом транспорта в крупных городах остается метро – как подземное, так и наземное. Одни из ключевых для пассажира факторов – время поездки и надежность; вот почему метрополитен, быстрый и без пробок, – главная альтернатива машинам.
Далее по скорости идут городские поезда, трамваи, автобусы и троллейбусы. Автомобили могут стоять в затяжной пробке, а у общественного транспорта есть выделенная полоса. В Москве грамотно выстроенные маршруты, четкое расписание, комфортные автобусы и маршрутные такси плюс «выделенка» для них здорово подняли престиж общественного транспорта.

Велосипед быстрее машины
Все большую популярность набирают велосипеды, а также новые технологические устройства для индивидуального передвижения типа гироскутеров и электросамокатов, – они развивают скорость до 30–40 км/ч, а заряда батареи хватает, чтобы покрыть приличное расстояние: до 10–20 км.
Но чтобы превратить все это в серьезную альтернативу городскому транспорту, необходимо создание специальной инфраструктуры: велодорожек, велопаркингов, выстроенных веломаршрутов, чтобы такое передвижение по мегаполису было эффективнее стандартных транспортных магистралей. Конечно же, необходимо развитие удобного байкшеринга, когда велосипед можно взять в одном месте, а оставить в другом. Байкшеринг в Москве работает несколько лет, а год назад появились и автоматические станции проката электросамокатов.
Пока автомобили стоят в пробках, велосипедисты и самокатчики передвигаются легко и непринужденно. Правда, эти способы подходят только для коротких поездок.

Семь почти фантастических идей
1. Городской эскалатор (Витория, Испания).
Мы привыкли, что эскалаторы устанавливают в метро, торговых центрах и т.п. А вот в баскском городе Витория власти решили превратить их в общественный транспорт. Так появилась сеть движущихся лестниц Mechanical Ramps, проходящая через всю старую часть города. Дело в том, что этот район находится на склоне горы и пройти через него пешком жителям и туристам было тяжеловато. Зато теперь можно сесть на эскалатор на одной станции и выйти на другой без каких-либо усилий. Для того чтобы пассажирам было комфортно, вся сеть эскалаторов накрыта специальным прозрачным навесом от дождя и ветра, через который можно любоваться городом.
2. Бискайский мост-паром (Бильбао, Испания).
Этот мост в пригороде испанского Бильбао – настоящий прорыв инженерной мысли в конце XIX века. Перед его создателем и проектировщиком – баскским архитектором Альберто де Паласио, одним из учеников знаменитого Густава Эйфеля (построившего Эйфелеву башню в Париже), стояла очень непростая задача: связать два промышленных центра, находящихся по разные стороны реки Нервьон в самом ее широком месте – устье. При этом мост не должен был мешать проходу судов в порт. Кроме того, к мосту должен быть очень простой подъезд, так как обе части города были к тому времени густо заселены и застроены. Классическим подъездным рампам попросту не нашлось бы места.
В итоге мост был сооружен по новым и уникальным для того времени технологиям. Он представляет из себя две металлические башни высотой 61 м, находящиеся по разные стороны реки Нервион, соединенные металлическими тросами, к которым на высоте 45 м прикреплена 160-метровая платформа. К ней крепится подвесной паром, который может перевозить несколько автомобилей, мотоциклов и до 50 человек. Мост-паром летает над речной гладью круглосуточно. Время ожидания 8 минут. Цена билета – 35 евроцентов в один конец (около 25 рублей).
3. Беспилотные такси (аэропорт Хитроу, Великобритания).
В лондонском аэропорте Хитроу запущена система беспилотных такси ULTra. Автомобили передвигаются в автоматическом режиме по специально выделенному желобу, останавливаясь на определенных остановках – рядом с терминалом, парковкой или остановкой городского транспорта. Это позволяет пассажирам и сотрудникам аэропорта максимально быстро добраться до своих автомобилей, из терминала в терминал или к ближайшей остановке. В настоящее время они передвигаются с интервалом в 30 секунд, в ближайшее время планируется сократить время ожидания до 12 секунд.
4. Лифт Санта-Жушта (Лиссабон, Португалия).
Много проблем с транспортной инфраструктурой возникает в исторических городах, расположенных в гористой местности. Традиционная система городского транспорта просто не вписывается в узкие улочки и крутые подъемы. Как правило, на помощь приходят канатные дороги и фуникулеры. Классический пример – португальская столица Лиссабон, где с 1973 года к системе трамвайного транспорта стал относиться уникальный лифт Санта-Жушта.
Подъемный механизм доставляет жителей города и туристов с улицы Ору на площадь Карму, расположенную на 32 м выше. Лифт был открыт еще в 1901 году королем Карлосом I. С 1902 он исправно доставляет пассажиров из нижней части города в верхнюю. В 2002-м, в год столетия, лифт Санта-Жушта вошел в список наследия Лиссабона. Это единственный вертикальный городской лифт в Лиссабоне – на остальных крутых склонах города действуют фуникулеры Глория, Бика и Лавра.
5. Трамвай без рельсов и «рогов» (Сеул, Южная Корея).
Этому чуду техники не нужны ни рельсы, ни электрические провода. Симпатичный трамвай под названием OLEV был разработан в 2010 году. Он курсирует по парковой зоне в Сеуле. Используя уникальную бесконтактную магнитную систему, новинка получает энергию прямо от дороги – точнее, от энергетических полос, спрятанных под ее поверхностью. Подзаряжаться трамвай может прямо на ходу, что позволяет избежать дополнительных остановок и оборудования места для зарядки…

Полный текст можно прочитать в №4 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2019 год