Weld Queen: Металл – это моя любовь!

In-natura-Weld-Queen-6Когда-то эта хрупкая девушка из Кисловодска работала обыкновенным менеджером в торгово-посреднической фирме. Сегодня она желанный гость на всех крупных международных художественных выставках. В канун Международного женского дня нам удалось поговорить с известной художницей о ее особом пути в искусстве, творческих планах и о самом, самом сокровенном.
– Зовите меня просто Weld Queen (англ.: «королева сварки»), – представляется Александра, широко улыбаясь.

– Все началось в 2007 году. Мне в голову начали приходить разные творческие идеи, и я стала искать средство их воплощения. Я пробовала разные формы. Пробовала живопись – не пошло. А потом попробовала скульптуру и поняла, что это то, что мне подходит. Затем обратилась к отцу с просьбой научить сварочному делу.
– Он удивился?
– Удивлялся, но недолго. Он же видел, насколько мне это все сильно нравится. Отец стал мне все показывать и объяснять: как работать с электрической сваркой, как с газовой. Но на самом деле он научил меня самому главному – не бояться всего этого. Мы вместе с ним стали создавать небольшие скульптуры из металла, в основном прикладного характера. Например, ажурные светильники из стального прутка.
– Наверное, необходимо очень любить металл как таковой. Помните момент, когда вы точно поняли, что это ваше?
– Очень хорошо его помню. Это даже было не в мастерской, а дома. Однажды вечером мне вдруг очень захотелось взять в руки что-нибудь металлическое. И я взяла обыкновенную шпильку для волос. Я взяла ее и поняла, что мне очень приятно вот так просто ее держать в руках. И я тогда очень остро почувствовала – это любовь! Я эту шпильку до сих пор храню у себя дома. Вот тогда-то я и поняла, с чем будет связано мое будущее. В тот момент я еще точно не знала, что буду художником. Но я тогда точно осознала, что я буду заниматься металлом. И я сейчас восхищаюсь тем, насколько я тогда правильно разобралась в своих ощущениях.

«На металлобазе чувствую прилив энергии»
Александра прекрасный пример современного художника-перформера. С помощью сварочного аппарата и арматуры она создает удивительные образы, которые не только красивы визуально. Их можно потрогать, примерить, на них можно присесть и даже прилечь. Интерактивность – ключевой элемент ее творчества. Часто вся глубина творческой мысли раскрывается только от прямого контакта с арт-объектом.
– Достаточно быстро я поняла, что мне не хватает профессиональных навыков, и в 2010 году я поступила в Московский политехнический колледж. Мне тогда уже было 25. Там все, конечно, очень сильно удивлялись. Я была единственной девушкой в группе. Учиться там было интересно и здорово. Материаловедение преподавалось на очень высоком уровне. Я получила нужные знания о металлах, о том, как они взаимодействуют друг с другом, как учитывать это взаимодействие при сварке и так далее. Там была хорошо оборудованная мастерская, где я могла постоянно совершенствоваться и как сварщик, и как художник. Там я получила весь необходимый багаж профессиональных знаний, и теперь меня уже ничто не отвлекает от творчества.
– Наверняка у вас есть какие-нибудь предпочтения. Какой металл вы больше любите?
– Я очень люблю рифленую арматуру и прут. С них я и начинала. Вообще я очень большой поклонник урбанистики. Обожаю заводы. Одно из самых приятных для меня мест – металлобаза. Я там чувствую огромный прилив энергии, ощущаю ритм Вселенной. Если я, например, себя плохо чувствую, то там у меня сразу проходят все недомогания и настроение улучшается. Когда я прохожу между стеллажами, то меня один запах металла в сочетании с машинным маслом вдохновляет на творчество.

«Спасибо профессиональной школе»
Знакомьтесь. Это – медитирующий кот Тихвами. Дата рождения – 2015 год. Рост 2 м 10 см. Вес 320 кг. Именно с этого произведения начинается отсчет творческого пути Александры Weld Queen как профессиональной художницы. В этом же году она сделала первые эскизы своих самобытных сварочных платьев.
– У меня в гардеробе сегодня есть «Традиционное русское сварочное платье», «Спортивный сварочный костюм», «Коктейльное сварочное платье», «Вечернее сварочное платье» и несколько «Супергеройских сварочных плащей». Все эти наряды создавались для тематических перфомансов на выставках современного искусства, в которых я участвую с 2016 года.
– А совершенно случайно китайского сварочного костюма у вас в гардеробе нет?
– Есть и такой. Я подготовила его специально к перфомансу на открытие выставки «Русско-Китайские сезоны», проходившей в Pop Up Музее в 2018 году. Все мои костюмы созданы из огнеупорного брезента и спилковой кожи, это традиционные материалы для пошива костюмов сварщика в нашей стране. Образы своих костюмов я придумываю сама, и потом по моим рассказам девушка-дизайнер готовит эскиз. Часто на это уходит много времени, чтобы реализация полностью соответствовала задумке. Изготовление происходит в специальных ателье. Не каждый мастер может работать с такими сложными материалами.
– Такие наряды – дело дорогое. Если не секрет, что является основным источником ваших доходов? Продажа скульптур?
– В основном я зарабатываю скульптурами и творческими образовательными программами по сварке. Этого достаточно, чтобы воплощать в жизнь свои творческие идеи и участвовать в выставках.
– Вы много выставляетесь за рубежом?
– Впервые я показала одну из своих работ в 2016 году во Франции. Затем делала перфомансы в Монако. Осенью 2018 года участвовала в ярмарке искусств Vienna Contemporary в Австрии. А в декабре прошлого года выставлялась на ярмарке современного искусства Scope Art Show в Майами (США). Большую экспозицию туда не возила – это слишком дорого, но несколько моих маленьких скульптур там побывали.
– На выставках вы наверняка имеете возможность посмотреть и оценить работы ваших коллег-художников, творящих в похожем стиле. Какие впечатления?
– Дело в том, что в современном искусстве не совсем важно, как именно ты это делаешь. Важно, как это смотрится в целом, какова основная идея. Многие художники только слегка «прихватывают» отдельные элементы, чтобы они просто крепко держались на месте. Качество сварочного шва значения не имеет. А для меня, наоборот, это имеет очень большое значение. Когда я создаю скульптуры из арматуры, то обвариваю все «по кругу». Лично у меня очень высокие требования к качеству сварочных швов. Это мой подход. Спасибо профессиональной школе. В то же время, когда я вижу другие произведения, то прежде всего смотрю на то, что именно хотел сказать своим произведением художник. Искусство для меня все-таки стоит на первом месте, нежели оценка технического качества работы.
– Вам не бывает одиноко? С подругами на темы сварки не особенно поговоришь.
– Так я с подругами на эту тему и не говорю. Мы с ними обычно говорим об искусстве. У меня на самом деле очень много друзей-мужчин. Я очень уважаю эту профессию. Уважаю профессионалов и мне всегда есть о чем с ними поговорить. Страдать о том, что не с кем о чем-то поговорить, у меня времени нет. Очень много работы…

Полный текст можно прочитать в №3 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2019 год