08.06.2022

Богема: интеллигентная беднота

La-Vie-De-Bohme-The-Bohemian-LifeПариж первой половины XIX века был одним из крупнейших городов Европы, являвшимся средоточием эпохальных исторических событий общеевропейского масштаба. Отгремевшая на рубеже веков революция, последовавший за ней период наполеоновских войн, а затем периоды реставрации монархии и новые революции затрагивали не только политическую жизнь, но сопровождались изменениями в менталитете различных общественных слоев. Снижается влияние старой земельной аристократии, а представители буржуазии и той среды, которую еще недавно называли «третьим сословием», все больше влияют на вектор общественного развития.
Изменения в полной мере коснулись городской среды, в которой как в зеркале отражались все метаморфозы. Частью парижской городской жизни на протяжении всего XIX столетия являлась разносторонняя и многоликая культурная жизнь, которая имела как нарочито помпезную, так и очень народную, небогатую сторону. Представители творческих профессий, литературных и артистических кругов сформировали категорию людей, которую принято именовать богемой.

Весело и пьяно
Сам термин Bohème появился еще в середине XVII века, но получил широкое распространение в XIX веке. Первоначально «богемцами» называли цыган, которые появились во Франции, придя из чешской Богемии. Позже в переносном значении так стали называть бедных художников, актеров и литераторов, которые перебивались непостоянными заработками, ведя при этом своеобразный «богемный» образ жизни, который выражался в беззаботности, постоянном поиске творческого вдохновения, веселом разгульном времяпрепровождении, эксцентричной манере поведения и экстравагантной одежде. То есть богема («цыганщина») – это среда представителей творческих профессий, в которой сформировалась своя традиция поведения и времяпрепровождения. Богемный образ жизни одновременно привлекал и отталкивал, был полон контрастов и противоречий. Имея общение с богемной средой, можно было, с одной стороны, узнать много нового и интересного, с другой – открывалась перспектива маргинализации жизни.
Представители парижской богемы снимали самое дешевое мансардное жилье в отдаленных кварталах или за чертой города. Одним из подобных мест в свое время был Монмартр, который вошел в состав Парижа в 1859 году. Однако уже в начале XX века слава района художников перешла к Монпарнасу, а в последующие десятилетия местами притяжения богемы называли квартал Бобур, район Маре и др. Впрочем, к этому времени богема превратилась в красивый миф и клише для привлечения туристов.
Интересное определение понятию «богема» дает дореволюционный энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Согласно ему так «…называют всякую интеллигентную бедноту, которая артистически весело и беззаботно переносит лишения и даже с некоторым презрением относится к благам земным».
Директор Российского института культурологии, автор книг по истории искусства Константин Разлогов пишет, что «на заре своего существования богема была маргинальной средой, олицетворяющей собой отказ от норм протестантской этики, культа труда и прочих завоеваний христианства». Иногда можно услышать сравнение отечественной творческой интеллигенции советского времени с богемой. Однако это не вполне обоснованно – хотя бы потому, что творческая интеллигенция в СССР получала хорошее профильное образование, имела стабильный доход и в целом была обеспечена постоянной работой, чего не подразумевалось в подлинной исторической богемной среде в условиях французского буржуазного общества.

Отражение в литературе и искусстве
Тема богемного образа жизни отражена во многих произведениях. Французский писатель Анри Мюрже написал книгу журналистских зарисовок под общим названием «Сцены из жизни богемы» (1851), в которой романтизирует творчески насыщенную, но одновременно с этим праздную и бедную среду театралов и художников. Позже на основе этого произведения были созданы две оперы: «Богема» Джакомо Пуччини (первая постановка состоялась в Турине в 1896 г.) и «Богема» Руджеро Леонкавалло (впервые поставлена в Венеции в 1897 г.). Также на зарисовках Анри Мюрже основан сюжет оперетты Имре Кальмана «Фиалка Монмартра» 1930 г., Вена). Начиная с 1915 года в течение двух лет нерегулярно издавался русский литературно-художественный журнал «Богема». Одна из популярных песен Шарля Азнавура также называется «Богема» (1960 г.) – в ней повествуется о судьбе художника, который с ностальгией вспоминает ушедшую молодость. 

Виктор Кудинов