11.10.2021

Европа на пути к климатическому нейтралитету

14В последнее время очень много говорится об отказе от традиционных энерго­носителей, повсеместном переходе на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и снижение выбросов парниковых газов в атмосферу нашей планеты. Особенно активно за «зеленую» энергетику ратуют все страны Евросоюза, поставившие себе задачу к 2055 году стать климатически нейтральными. Это значит, что их антропогенное воздействие на окружающую среду будет полностью компенсироваться принимаемыми мерами по ее защите.
Делают все это европейцы не только из-за любви к экологии. Политики много говорят о грядущей энергетической независимости Европы от поставок импортных энергоносителей, в том числе из России. Но и это не самое главное. Большую роль в этой теме играет долгосрочный экономический интерес. Развивая современные «чистые» технологии, они настроены создавать под себя рынки завтрашнего дня, где, естественно, у них будут только лидирующие позиции. А еще в их решениях отчетливо прослеживается желание заставить другие страны заплатить за переход ЕС в новый технологический мир.

Список должников
По мнению некоторых экспертов, на это, например, указывает опубликованный летом текущего года пакет законов Fit for 55. На первый взгляд, в нем все благородно и экологично. К 2035 году страны ЕС полностью откажутся от эксплуатации автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, включат судоходство в европейскую систему торговли экологическими квотами, постепенно лишат авиаперевозчиков льгот по этим же квотам, увеличат долю ВИЭ в энергобалансе до 40% и реализуют ряд других интересных инициатив.
Однако самым ключевым моментом эксперты считают прописанные в документе механизмы трансграничного углеродного регулирования. Проще говоря, это система сборов и дополнительных пошлин на ввозимые в ЕС импортные товары, при производстве которых происходит не компенсируемый выброс СО2 в атмосферу. Начиная с 2023 года любой экспортер, желающий торговать с Европой, будет обязан доказать свою приверженность «чистым» технологиям, а в случае невозможности сделать это будет обязан заплатить в бюджет ЕС «за причиненный мировой экологии вред».
В Евросоюзе утверждают, что с помощью пакета новых законов они собираются защищать своих внутренних производителей от внешней конкуренции. Кроме того, Fit for 55 серьезно затруднит попытки переноса «грязных» производств с территории Европы в другие страны, где правительства не так строги в вопросах экологического регулирования. Это, в свою очередь, заставит бизнесменов вложить очень серьезные средства в модернизацию всех своих европейских предприятий.
Новый пакет законов ЕС касается России напрямую. Несмотря на санкции, на долю Европейского союза приходится почти половина от всего отечественного экспорта. Кроме того, даже те российские компании, которые не являются прямыми экспортерами, а, например, поставляют сырье или комплектующие для экспортной продукции, тоже будут вынуждены платить европейцам «углеродный налог».
По мнению экономистов, общая сумма новых сборов может составить от €5 до €8 млрд в год. Это не самый крупный взнос в фонд поддержки индустриального переоснащения Европы. Куда более серьезные деньги ЕС планирует получить со своих главных экономических партнеров – Китая, США и Индии. Так как уровень новых пошлин предполагается рассчитывать, отталкиваясь от общих объемов выбросов парниковых газов государств, на территории которых производится тот или иной экспортируемый товар, в случае с этими тремя странами речь может идти о сотнях миллиардов евро.
Дело в том, что по расчетам европейских ученых-экологов, Китай уже много лет занимает первое место в мире по количеству выбросов СО2. Его доля составляет около 30% общемировой эмиссии. На втором месте по этому показателю США. Их доля – 15%. На третьем Индия с 7,5%. Наша страна находится на четвертом месте со скромным вкладом в 4,5%.
Как именно мы попали в этот «почетный» европейский список – загадка. По данным российских ученых, наша страна благодаря своей площади и количеству лесных массивов в целом поглощает парниковых газов гораздо больше, чем выделяет их в атмосферу. Больше леса, чем у нас, только в Бразилии. Но у европейских специалистов-экологов другое мнение.
В определенном смысле в силу особенностей формирования основных экспортных товаров, Россия оказывается не в самом плохом положении. Мы поставляем в Европу в основном сырье – нефть, газ, лес. Эти товары считаются у европейцев не самыми «грязными» с точки зрения воздействия на окружающую среду. А вот, например, Китай экспортирует в основном электронику, станки, сложное технологическое оборудование и товары народного потребления – одним словом, то, что в ходе производства оставляет самый большой «углеродный след». На его продукцию в первую очередь и направлен новый закон.

Не важно, что делается. Важно, как считается
Умеющие просчитывать ситуацию на несколько десятков лет вперед китайцы уже давно и серьезно занимаются развитием на своей территории предприятий ВИЭ. Если в 2005 году общие объемы «зеленой» энергетики у них составляли 6,8%, то в конце 2020-го уже 15%, а к 2030-му они должны достичь 25%. Суммарная мощность ветровых и солнечных электростанций КНР к этому моменту составит 1200 ГВт – против 800 ГВт сегодня. Интересно, что находящиеся на втором месте по мощности ВИЭ США в прошлом году смогли сгенерировать только 400 ГВт.
Примечательно, что по планам китайского правительства страна должна стать климатически нейтральной к 2060 году – всего на пять лет позже Европы. Учитывая взятый КНР темп, они запросто могут прийти к этой цели значительно раньше, например в 2058-м или даже 2057-м.
Но несмотря на все прикладываемые усилия по снижению «китайского углеродного следа» и авторитетные научные исследования, доказывающие серьезные успехи в этой области, в европейских официальных докладах эти показатели не снижаются, а наоборот растут. Учитывая то, сколько денег требуется сегодня Европе на реализацию своих амбициозных проектов, наивно полагать, что ситуация как-нибудь изменится в скором времени. У ЕС в отношении Китая, США, Индии и России свои, далеко идущие планы.
Ничего экологичного, только бизнес. 

Андрей Пучков