11.10.2018

Пенсия государства российского

Depositphotos_144871707_xl-2015

Недавно моя знакомая, являющаяся по совместительству тещей крупного российского олигарха, вышла на пенсию. Несмотря на возможность жить на полном обеспечении на Рублевке, она больше десяти лет не покидала надолго родной провинциальный городок – трудясь врачом на полторы ставки, зарабатывала на собственную пенсию. С малых лет женщина привыкла рассчитывать только на себя.
Этот выбивающийся из общей картины пример я вспомнил, когда осенью 2018 года в стране назрел вопрос о повышении пенсионного возраста. Бурные дебаты заставили многих пристально вглядеться в саму суть института пенсионного обеспечения в России.

Новации Екатерины Великой
Оговорюсь сразу: денежные выплаты инвалидам, военным и приравненным к ним служивым людям рассматривать мы не будем, так как их социальное обеспечение больше связано с нарушением здоровья и ратными доблестями.
Если не принимать во внимание эпизодическое жалование шуб с царского плеча или дарование государем поместий своим приближенным в средние века, то реальная регулярная финансовая поддержка гражданских служащих, достигших преклонных лет, в России впервые стала оказываться только при Екатерине II. Императрица в 1764–1765 годах предписала составлять специальные пенсионные капиталы, с которых на выплату пенсий направлялись проценты. Ее реформы продолжил внук – Александр I. Самодержец, в юности мечтавший даровать России конституцию, видимо, был больше романтиком, чем мудрым финансистом. К концу 1880-х годов денег на всех нуждающихся в пенсии россиян уже не хватило. Поэтому сменивший брата на престоле Николай I в декабре 1827 года утвердил «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным служащим», которым впервые были четко установлены три главных принципа коренной пенсионной реформы:
1. Выплатами пенсий занимается Государственное казначейство, которому передавались все пенсионные капиталы и накопленные по ним доходы.
2. Сумма пенсии определяется не по выплачиваемому жалованью, а по разряду последней должности.
3. Пенсионное обеспечение гарантируется вдовам и сиротам гражданских служащих.

Эмеритальные кассы Александра II
Выдержав несколько редакций в годы правления последующих российских императоров, «николаевский устав о пенсиях» (такое название документа закрепилось в обиходной речи того периода и в исторических источниках) сохранял основные положения вплоть до начала XX века.
При Александре II в российскую пенсионную систему добавился полноправный элемент – эмеритальные кассы. Они формировались за счет обязательных вычетов из личного жалованья будущих пенсионеров. Ставка взносов – так называемых «эмеритур» варьировалась в пенсионных кассах различных ведомств от 3 до 6% ежемесячного дохода. Помните, в первой же сцене чеховской «Чайки» земский учитель Семен Медведенко заявляет дочери отставного поручика Маше: «Мне живется гораздо тяжелее, чем вам. Я по­лучаю всего 23 рубля в месяц, да еще вычитают с меня в эмеритуру». Напряженная работа и отчисления в эмеритальные кассы позволяли уволенным в отставку военным и гражданским государственным служащим получать дополнительные выплаты к основной казенной пенсии. Члены пенсионной эмеритальной кассы могли наделить близких родственников правом получать пенсию в случае их смерти.

В канун революции
Советская пропаганда не давала малейшего повода гражданам СССР усомниться в том, что до 1917 года в стране было все плохо, а после революции – исключительно хорошо. Факты же таковы. Цитирую неоднократно опубликованные различными современными СМИ данные:
«К началу XX века правом на пенсии обладали низшие служащие, не имевшие чинов, преподаватели государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеры и мастера, а с 1913 года и рабочие государственных предприятий и железных дорог. К 1914 году право на пенсию по выслуге лет имели чиновники всех классов, канцеляристы, офицеры, таможня, жандармы, учителя школ, преподаватели вузов, ученые и инженеры всех казенных заводов, врачи, медперсонал всех казенных больниц, рабочие казенных заводов и железной дороги.
Пенсия в размере полного оклада полагалась тем, кто проработал на одном месте 35 лет. Пенсию в 50% от своего оклада получали проработавшие на одном месте не менее 25 лет.
При этом возрастного ценза, когда человек мог отправиться на пенсию, в Российской империи не было.
Люди знали, что отработав от 20 до 30 лет, можно рассчитывать на пенсию до 2/3 оклада, а со стажем 10–20 лет – до 1/3 оклада.
Размер пенсии обжалованию не подлежал. Если пенсионер умирал, то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжала получать пенсию.
К 1917 году в добавление к государственной в России действовала мощная негосударственная пенсионная система, включавшая более 200 эмеритальных, пенсионных и страховых касс. «Коммерсантъ» писал, что в 1908 году в эмеритальной кассе инженеров путей сообщения, например, были сделаны актуарные расчеты до 2046 года. Не прочь были финансировать пенсионеров в XXI веке и другие эмеритальные кассы.

А Ленин взял и отменил…
В крупнейших российских электронных справочно-правовых системах нет в широком доступе первых российских документов, касающихся пенсионного обеспечения. Может, случайно, может, дань неписаной традиции замалчивания неудобных фактов. Только в архивах можно найти полный текст декретов, подписанных Председателем Совета Народных Комиссаров В. Ульяновым (Лениным). Поразительно, но руководство государства рабочих и крестьян в Декрете от 31 октября 1918 года «Положение о социальном обеспечении трудящихся» пенсию упоминает лишь в контексте финансовых выплат за потерю трудоспособности (по инвалидности, беременности, вынужденной безработице). Право граждан РСФСФ отдыхать по достижению определенного возраста в документе отсутствует.
Выпущенный 26 апреля 1919 года Декрет «Об отмене старых пенсий и о пенсионном удовлетворении старых пенсионеров» содержал всего пять пунктов. Привожу основные полностью:
«…2. Пенсионные отделы Народных Комиссаров, как центральные, так и местные, а равно все действующие эмеритальные, пенсионные, сберегательно-вспомогательные и т.п. кассы ликвидировать.
3. Ликвидацию упомянутых в п. 2 пенсионных отделов и касс, а равно и делопроизводства тех же отделов и касс передать органам Народного Комиссариата Социального Обеспечения, а капиталы их перечислить в доход казны».
Говоря простыми словами, все накопления, которые отчисляли граждане из своего заработка для личного дополнительного пенсионного обеспечения, большевики банально присвоили, а финансировать тружеников преклонного возраста за государственный счет отказались, предложив старикам трудиться до потери сил.

Сталинская реформа
И все же одной черной краской мазать историю Красного Октября нельзя. В 1928 году пенсионное обеспечение по старости было введено и в советском государстве. Правда, сначала только для рабочих самой «тяжелой» – горнорудной и самой «возрастной» отрасли промышленности – текстильной: уходящие на пенсию старики уступали рабочие места молодежи, способной выполнять повышенные нормы.
В 1937 году пенсии были дарованы всем рабочим и служащим, работающим в городе. Парой годов раньше, накануне завершения всеобщей коллективизации, пенсии из кассы коллективных хозяйств в размере, установленном правлением, стали выдавать колхозникам.
Чтобы правильно определить пенсионный возраст, в СССР в середине 1920-х годов было проведено исследование процесса старения и сопутствующего ему снижения трудоспособности. На основе полученных данных, как указал в 1965 году в своей книге «Обеспечение ветеранов труда в СССР» доктор юридических наук Виктор Ачаркан, «был сделан вывод о значительном снижении трудоспособности … для основной массы рабочих и служащих у мужчин в 60, а у женщин в 55 лет». Поэтому уже первые советские постановления, регламентирующие назначение пенсий в 1930–40-х годах, устанавливали возраст выхода на пенсию по старости на общих основаниях именно по достижении 60 и 55 лет (см. «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию: Постановление ЦИК и СНК СССР от 13 февраля 1930 года»).
Более того, тогда же декларировалось обязательное постепенное понижение пенсионного возраста в будущем на пять лет для каждого пола: до 55 лет у мужчин и до 50 лет у женщин.

Хрущевский закон
В фронтовые и первые послевоенные годы изменениями пенсионной системы не занимались. Этапным стал союзный закон «О государственных пенсиях», принятый в июле 1956 года. По нему выплаты были положены всем рабочим и служащим, имеющим стаж работы 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин). Минимальная пенсия составляла 50 руб., максимальная – 120 руб. За непрерывный стаж работникам могли выплачиваться надбавки, но величина пенсии при этом не должна была превышать 150 руб. Таким образом, средний размер пенсий по возрасту был увеличен более чем в два раза, по инвалидности – в полтора раза.
Никите Хрущеву обычно ставят в заслугу то, что в 1964 году он «дал пенсии колхозникам». На самом деле всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц, что примерно равнялось стоимости четырех килограммов докторской колбасы. Буханка ржаного хлеба стоила 1 руб., килограмм мяса – 12–18 руб., а кожаные туфли – 150–250 руб.
В своих воспоминаниях Лазарь Каганович рассказывает, как готовился закон. «При обмене мнениями в Президиуме Хрущев набросился на меня за предложенные слишком большие, по его мнению, ставки пенсий. Я ожидал возражения со стороны Министерства финансов, но никак не думал, что встречу такое нападение со стороны Хрущева, который всегда демонстрировал свое «человеколюбие» или, точнее, «рабочелюбие». Я ему сказал, что не ждал, что он выступит против. Стараясь оправдать свой выпад государственными интересами, он сказал, что предложения Кагановича государство не выдержит. Его гнев еще более усилился, когда я ему возразил: «Государство – это не ты. У государства найдутся резервы для пенсионеров».

Брежневские «корректировки»
Хрущевская пенсионная система неоднократно корректировалась при Леониде Брежневе. Расширялось количество пенсионных категорий и вводились льготы. Например, для учителей, работников, осваивающих северные территории и т.д. Определение точной суммы, подлежащей выплате, было непростым ребусом. Так, моя бабушка, награжденная медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны» и досрочно вышедшая на пенсию как учительница в 1966 году, получала пенсию в размере 66 рублей и нескольких копеек. Дед, награжденный медалью «За победу над Германией» и знаком «Отличник народного просвещения», вышел на пенсию с должности директора школы в начале 1970-х и имел пенсию 110 рублей ровно. Зарплату примерно в таком же размере получала тогда на заводе моя мать инженер-технолог, трудившаяся на вредном производстве. В те же годы одинокая родственница из курортных Ессентуков, очень мало официально работавшая на государство, получала пенсию около 12 рублей. Если бы не сдача жилплощади для временного размещения отдыхающих, разве прожила бы она на такие деньги?
Большинство пенсионеров Советского Союза кормила дача и приусадебные участки.

Чехарда 1990-х
Перед развалом СССР в стране провели реформу, призванную сделать начисление пенсий прозрачной и понятной всем. В мае 1990 года был принят закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». Нормативный акт устанавливал два вида пенсий: трудовые (к которым относились пенсии по возрасту или старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальные.
Закон менял порядок расчета пенсии. Основным критерием, определяющим размер выплат, стал трудовой стаж, а не размер заработка. Минимальная пенсия по старости составляла 55% заработка, при этом за каждый полный год работы сверх 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсия увеличивалась на 1% заработка. Максимальный относительный размер пенсии был зафиксирован на уровне 75% заработка. Главной новацией реформы стало учреждение 15 августа 1990 года Пенсионного фонда СССР. Средства Пенсионного фонда были исключены из госбюджета, а сам он должен был управлять пенсионными средствами. Кроме того, было введено добровольное пенсионное страхование (по сути – реинкарнация эмеритальных касс). Работники могли заключать договор добровольного пенсионного страхования и вносить средства в счет накопительной части будущей пенсии. Дополнительные пенсии планировалось выплачивать из страхового фонда Госстраха СССР. Половина этой доплаты формировалась за счет работника, а вторая половина – за счет государственного бюджета. При этом организации могли возмещать уплаченные работникам взносы по добровольному страхованию. Однако благие планы разрушил развал СССР.
Вместо Пенсионного фонда СССР 22 декабря 1990 года был создан Пенсионный фонд РСФСР (позже Пенсионный фонд России). Борис Ельцин российской щедростью стремился «утереть нос» союзному президенту Михаилу Горбачеву. 20 ноября 1990 года Верховный Совет РСФСР принял популистский закон о российских пенсиях (вступил в силу в 1992 году). Нормативный акт резко увеличивал численность льготников. Количество таких пенсионеров в 1993 году в сравнении с последним советским годом в итоге выросло более чем на треть.
До 1995 года в РСФСР величина пенсии поддерживалась на уровне прожиточного минимума пенсионера. С 1996 года она начала падать и к 1998 году составила 80% прожиточного минимума, а к лету 1998 года – менее 45%.
Я помню, как в 1990-е отделения Пенсионного фонда РФ строили для себя офисы-
дворцы. В каких-то регионах при государственных пенсионных структурах создавались кредитные учреждения, в которых почему-то часто зависали деньги, предназначенные для пенсионеров. Стариков уверяли в отсутствии средств, хотя, например, даже в 1997 году бюджет Пенсионного фонда России являлся профицитным. Руководители же, связанные с пенсионными деньгами, жили как короли. Да и рядовые их клерки не бедствовали. Не случайно ПФР стал самым большим в мире по объему занятых среди аналогичных мировых структур. Потрясали субъекты Федерации и скандалы, связанные с нецелевым использованием «стариковских» денег и их банальным хищением. Словом, к началу XXI века советско-российская пенсионная система себя серьезно дискредитировала.

Новое время
В 2001 году президент Владимир Путин провел реформу Пенсионного фонда России, согласно которой с 2002 года половина пенсии должна быть примерно равной у всех россиян, другая половина – зависеть от заработка и стажа.
Одновременно по настоянию Пенсионного фонда России с 2002 года он был объявлен собственником всех накоплений пенсионеров, а застрахованные в пенсионной системе лица стали владельцами не денег, а прав на выплаты из ПФР после наступления пенсионного возраста.
Несмотря на разные субъективные оценки, граждане почувствовали себя более финансово устойчиво по сравнению с вакханалией 1990-х.
В 2015 году «условно-накопительная» система, в которой на счетах в ПФР граждане видели условные рубли своей будущей пенсии, была заменена «балльной» системой. Понять, что и как, можно, обратившись к специальным расчетным формам на сайте Пенсионного фонда России.
Вот как специалисты объясняют особенности нынешней пенсионной системы:
1. С каждой зарплаты отчисляются на будущую пенсию 22%. Это правило действует для тех, чей годовой доход на месте работы не превышает 1,021 млн руб. Если зарплата выше, процент отчислений будет 10%.
2. Пенсия состоит из двух частей. Перечисленные 22% делятся на страховую часть – 16% и накопительную – 6%.
3. Накопительную часть пенсии можно не чаще одного раза в год переводить в негосударственный пенсионный фонд.
4. Накопительная часть пенсии наследуется. Обратиться в Пенсионный фонд родные скончавшегося должны в тече-ние полугода после смерти.
5. Кроме пенсии по старости, в России есть пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца.
6. Пенсию можно получать только на банковские карты платежной системы «МИР».
7. Самую высокую пенсию получают госслужащие: депутаты, сенаторы, судьи, прокуроры, главы городов и регионов. Финансирует им выплаты не ПФР, а бюджет. Чем выше должность и чем дольше человек проработал в государственных структурах, тем больше его доход на пенсии. Так, экс-президент будет получать 75% от зарплаты.
8. При наступлении пенсионного возраста автоматическое увольнение не происходит.
9. Пенсии работающих пенсионеров не индексируются.
10. Право на досрочный заслуженный отдых имеют многодетные матери, женщины, трудящиеся в горячих цехах на производстве; спасатели МЧС, лесозаготовители, летчики, водители общественного транспорта и некоторые другие работники. Конкретный возраст не указываю, так как на момент написания этой статьи происходит процесс корректировки значений для разных категорий льготников.

Повышение ­пенсионного возраста
«Пенсионные взносы людей, работающих сегодня, идут на выплаты нынешним пенсионерам, поколению наших родителей. А они, в свою очередь, пока работали, направляли взносы, чтобы выплачивать пенсии поколению наших дедов». Так сказал президент Владимир Путин в своем телеобращении к россиянам 28 августа 2018 года.
Представители церкви солидарны с принципом «каждому по труду». Так, от имени протоиерея Андрея Ткачева 30 января 2018 года на одном из популярных сайтов заявлено следующее: «Миллионы людей в разных странах и на разных континентах доживали до старости и ждали встречи со смертью на руках молодого поколения и без всякой опеки от государства. В Греции, Риме, Египте, Китае так было. На Руси иначе тоже не было. Знать об этой стороне жизни и хоть иногда об этом размышлять будет полезно».
И наконец, главный предмет обсуждений: объявленное повышение пенсионного возраста. Вся история человечества – это борьба за состояние комфорта. Собственно, каждый и трудится для того, чтобы заработать достаточно средств и больше не работать. Если общество дает индивидууму такую возможность – отлично: можно оставлять работу и жить на накопленные капиталы либо на пенсию… 

Полный текст можно прочитать в № 10 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2018 год