ЖКХ помочь хочу. Пусть меня научат!

Библ. сем.чтения занятие ведет Т.А.Колобенина присутствует автор стихов В.Я.РадульРегиональный Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Ярославской области вместе с областным отделением МОФ «Российский фонд мира» разработал региональный проект «Азбука для самых маленьких потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства», «А что такое ЖКХ? Как сберечь экологию?». Проект реализуется в рамках общероссийской программы «Школа грамотного потребителя». За два года было проведено более сотни встреч в школах и детских садах, библиотеках и больницах, в которых участвовали более 3000 детей.
Помимо этого, на областном радио и телевидении регулярно выходили сюжеты от «Азбуки…», материалы о пособии публи­ко-
вала местная газета «Городские новости».

Доступно, наглядно, интересно
Главное в этом проекте – знания, которые получают ребята. Основа занятий – уникальная книга, созданная по инициативе главного специалиста регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Татьяны Колобениной.
– В «Азбуке для самых маленьких потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства» специфические отраслевые темы объясняются простым языком в игровой форме с красочными рисунками, ребусами, загадками, стихами Валентины Радуль, – рассказывает руководитель регионального центра «ЖКХ Контроль» Татьяна Бородина. – По этой книге проводятся занятия в детских садах и в начальной школе. Из нее дети узнают основные понятия и термины сферы ЖКХ – например, что такое МКД (многоквартирный дом), ОДН (общедомовые нужды), тариф; получают представление о приборах учета, об энергоснабжении, экономии. На страницах «Азбуки…» поднимается и серьезная экологическая проблема – переработка мусора и бытовых отходов. Маленькие потребители узнают, почему, разделяя мусор, мы помогаем природе. Также есть раздел о воде и о том, как вести себя, гуляя во дворе. Например, что делать и куда обращаться, если упал провод линии электропередачи или прорвало трубу.
Детской «Азбукой…» пользуются и взрослые – руководители детских садов, директора школ, библиотекари – это хороший материал для проведения внеклассных часов и уроков ОБЖ.
Книга включает несколько разделов.
1. Самый важный – «Азбука ЖКХ»: здесь разъясняются основные понятия, термины, выражения. Например, в самом начале занятия детям дается установка на серьезную, взрослую тему разговора: «Мы будем говорить про ЖКХ». Педагог демонстрирует книгу и спрашивает: «Знаете ли вы, что такое ЖКХ? Как расшифровать эти три буквы, похожие на жуков?». Дети пытаются дать ответы и узнают, что это «жилищно-коммунальное хозяйство». Педагог просит несколько раз повторить это словосочетание.
«Если бы утром в классе погас свет, удобно ли нам было писать, читать, заниматься рукоделием? – спрашивают затем детей. – А если бы отключили отопление, а на улице зима, комфортно ли было бы нам сидеть на занятиях? А если мы придем из школы, а дома отключили воду или не работает лифт, или весь день идет снег, а к утру не успели почистить дорогу и тротуар, или просто выход из подъезда, удобно ли нам?». Так школьники постигают основную суть отрасли. А закрепить знания помогают стихи:

Первоклассница Наташа
Мило улыбается:
«А что такое ЖКХ? Что так называется?»
И сказала я Наташе:
«ЖКХ – все в доме нашем.
Есть подъезд, в нем этажи,
Квартиры индивидуальные,
Для удобства в них даны
Услуги коммунальные:
Свет, вода, тепло и газ –
Очень нужные для нас.
В подъезде чисто и красиво –
Нам всем очень нравится,
А на улице у дома
дворник убирается.
На контейнерной площадке машина мусор заберет.
ЖКХ содержит дом в порядке И условия для жизни создает.»

2. Отдельный раздел посвящен электроэнергии и называется «Осторожно, электричество!». Здесь представлены понятия о приборах учета, об энергосбережении и правилах пользования электроприборами (ребята сами их создают), а также техника безопасности. Завершается раздел ребусом на внимание и сообразительность (необходимо распутать перекрутившиеся провода).
3. Раздел «Веселых загадок» на тему ЖКХ с заполнением кроссворда.
4. Раздел «Что такое экология?». Детям разъясняется понятие «Экология», предлагается выполнить практическое задание.
5. Раздел «Мусор и бытовые отходы – большая экологическая проблема. Разделяя мусор, мы помогаем экологии». В игре в лото дети постигают, как на практике распределять мусор по цветным контейнерам. Полученные знания закрепляются чтением стихов и интересным дидактическим материалом.
6. Раздел «Берегите воду» рассказывает о важности этого природного ресурса. Дети узнают, что из крана течет уже очищенная вода, ее качают электрические насосы по трубам, поэтому она стоит денег и ее надо экономить. В стихах говорится о том, за что отвечают водоканал, управляющая организация и слесарь-водопроводчик. В завершение этого раздела детям дается домашнее задание: посчитать, сколько можно сэкономить воды, например, при чистке зубов.
7. Небольшой, но очень полезный раздел «Чтобы не было беды» о том, как вести себя, гуляя во дворе дома.
8. В завершение курса дети слушают сказку про Умную Птицу – попугая, который спас дом от затопления. Ребятам предлагается запомнить телефон МЧС – 112.
После таких занятий дети начинают бережно относиться к общему имуществу дома, следят, чтоб не сорили в подъезде и не пачкали стены и фасад, по мере возможностей участвуют в субботниках, более осмысленно и по правилам пользуются электроприборами и запоминают, куда нужно обратиться в случае нештатной ситуации, берегут воду и свет.
Пройдя курс обучения, каждый маленький помощник ЖКХ получает сертификат и книжку «Азбука для самых маленьких потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства» в подарок.

Конкурс плакатов и рисунков
В завершение занятия ребятам предлагается принять участие в конкурсе детского плаката «Я люблю свой дом». В этом году в феврале комиссия подвела итоги: на конкурс поступило 125 работ, из них 60 – из Гаврилов-Ямских школ №1 и №6. В этом году организаторы разрешили коллективное и семейное творчество. И результат превзошел все ожидания! Работы распределили по 13 номинациям: экономия воды, света и тепла в доме, благоустройство придомовых территорий в рамках проекта «Решаем вместе», призыв беречь экологию и сохранять красоту природы. Затронуты и вопросы раздельного сбора мусора, проблемы в ЖКХ и другие. Стоит отметить, что в сравнении с предыдущим годом значительно улучшилось и качество работ.
Помимо плакатов, в конкурсе участвовали рисунки и поделки. Жюри оценивало креативность, идею работы, качество ее воплощения, индивидуальность. Практически в каждой работе нашла отражение та тема, по которой у детей было занятие в детсаду или школе.
– Здорово, что количество участников растет. Это говорит об интересе и востребованности информации даже у самых маленьких жителей региона, об их готовности нести ответственность за окружающую среду, беречь природу, грамотно обращаться с ресурсами, – отмечает автор методики Татьяна Колобенина. – Но самое главное –
ребята осознают, что все начинается с каждого из них.
Победителей награждают ценными призами, а все участники получают благодарственные письма…